Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Коммуникации и продвижение
2861
Читать: 8 мин.

Настоящая журналистика

Общая тетрадь

Нелегко вообразить, что есть человек, который останется равнодушным, если попросить его поразмышлять о журналистике. Каждый из нас имеет дело с этой профессией. Одни добывают и распространяют информацию, другие ее потребляют. Но как в действительности работает этот донорно-акцепторный механизм?

«Люди манипулируют в той же степени, что и манипулируемы», — говорил французский социолог Пьер Бурдье, он также считал, что журналистское сообщество посягает на демократию, выступая в роли посредника между интеллектом и массами, навязывает инстинкты толпы, которые разрушают духовную культуру.

Действительно ли журналистов волнуют вопросы, о которых они размышляют в своих комментариях, программах или репортажах? Считают они свою профессию творчеством или ремеслом? Верят ли они в то, что СМИ независимы или журналистика — это пространство специфических интересов, целей, диктуемых извне? Какова мера ответственности журналиста за информацию и насколько уместен вообще этот критерий?

Подумать над ответами мы попросили журналистов — участников семинара, которые включены в профессию, имеют разный опыт, не связаны между собой географически.

Марина Рощупкина, г. Воронеж:

Что такое настоящая журналистика? Разве можно делить журналистику на настоящую и ненастоящую? А если человек не является журналистом по профессии, не работает в СМИ, но пишет статьи или снимает видеоролики время от времени, то он кто? Медиа называют четвертой властью, поэтому журналист, наравне с законодательной, исполнительной и судебной властью, несет как минимум моральную ответственность за свою работу. Журналист — это не просто профессия, это зрение, слух, осязание нашего общества! Журналист добывает информацию, адаптирует её для восприятия и передаёт доступными ему методами для окружающих. Кто-то считает, что эта профессия не требует специальных навыков и умений, но мы-то знаем, что это не так. Журналист должен не только сам разбираться в освещаемой им теме, но и уметь донести её до окружающих. Есть мнение, что журналистика — всего лишь машина пропаганды, производящая любую информацию, предназначенную для широкого распространения по разным каналам. Так что же такое журналистика: творчество или ремесло? Что такое журналистика — призвание единиц или инструмент большинства?.. умирающая форма или профессия будущего? Вопросы, на которые предстоит еще найти ответы.

Оксана Щирба, Украина:

— Знакомство с настоящей журналистикой — это все равно что купание в водоеме: в одном тихо, спокойно и кругом лилии, в другом — брызги, шум, да еще кто-то и свой автомобиль решил помыть. Есть ли золотая середина? Где настоящая журналистика? Благо, изданий, версий и мнений так много, что если нужно «вот такое, только без крыльев» или «такой, но с перламутровыми пуговицами», то «будем искать»… А можно и вообще: дверь — на засов, на окнах — ставни, кабель — ножом, почтальона с газетой — вон из подъезда… Выбор есть всегда, и этим грех не воспользоваться. Настоящая журналистика всегда находится между ремеслом и творчеством. Ремеслом потому, что эта профессия связана с достижением результата в формировании общественной мысли в определенном направлении. И в то же время журналистика — это творчество, потому что занятие это требует не только знание предмета, но и владение искусством слова и формы. Современные газета и журнал, радиопрограмма или телепередача — это продукт коллективного творчества, но это противоречит роли таланта, творческой индивидуальности в настоящей журналистике ярких личностей.

Журналистика отнюдь не профессия лентяев, которые не нашли себе другого применения.

Понятие «настоящая журналистика» абстрактное. Журналист — это человек, который распространяет информацию, который отдается своей работе, старается быть ближе к аудитории, он стремится к объективности, но имеет свою позицию. Настоящая журналистика — это в первую очередь правдивая журналистика. И политкорректная журналистика. Но существует ли вообще объективность, учитывая, что журналист не может быть эмоционально нейтральным? Невозможно хорошо писать на темы, которые тебя совсем не интересуют. А если интересуют, то трудно справиться с своими чувствами. И это обязательно повлияет на освещение темы.

Но можно ли говорить про даже самую малую правду, скажем, в 70 % украинских СМИ, принадлежащих олигархам, которые используют их в борьбе за экономическую и политическую власть?

Давайте представим идеальную картинку. Корреспонденту «разрешили» рассказать правду, а оператору снять про жизнь людей в Донбассе. Одних спрашивают: «Как вам сейчас здесь живется?». Они в ответ: «Все нормально, ничего страшного, что нет воды и света — во время Великой Отечественной войны и еды тоже не было». А спроси других, они скажут, что без горячей ванны после работы вообще жизни нет. А по ТВ покажут то, что решил редактор, а редактор выберет то, что ему руководство канала / газеты указало и т.д. Выходит, что у каждого своя правда.

В любом случае, настоящая журналистика — это занятие больших профессионалов своего дела. Ведь мы, журналисты, должны работать для всех сограждан. В том числе и для своего профессионального утверждения. И единственный критерий, который для меня важен, — мое внутреннее ощущение важности темы. Мне нравится, если у меня возникнет потребность вмешаться и повлиять на события, я буду это делать, а если нет — не буду. Пожалуй, соблюдение такого критерия и открывает путь к настоящей журналистике.

Ирина Левина, г. Оренбург:

— Когда говорят «настоящие журналисты», то, судя по всему, подразумевается, что есть «ненастоящие». А как это — ненастоящие? Как искусственные фрукты на столе дешевого кафе? Или как декорации на театральной сцене? А главное, всегда ли «ненастоящее» плохо или иногда это все же полезная необходимость? Вот когда мы зимой ставим дома на Новый год искусственную «ненастоящую» елку, что же тут плохого?

Наличие «ненастоящих» журналистов в огромном рое наших СМИ, на первый взгляд, не выглядит большой проблемой. Однако, если применить к их работе врачебный принцип «не навреди», становятся очевидными все риски «ненастоящей» журналистики. Той, что способна друзей сделать врагами, посеять гнев и раздор; журналистики, убивающей истину.

Светлана Чугунова, г. Белгород:

— Мне хотелось бы поразмышлять о сухом и неинтересном слове «стандарты». Удивительно, насколько всеобъемлющим стало это понятие, о чем бы мы ни пытались рассуждать. Из специфического, преимущественно технического термина, означающего чётко определённые требования в работе над тем или иным продуктом/решением, стандарты перекочевали в сферу гуманитарную, социальную, духовную. Почему это произошло? На мой взгляд, потому, что в нашей жизни свобода выбора все более подавляет свободу внутреннюю, свободу не только как право, но и как обязанность. Не напрасно же говорят, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. А стандарты — это теперь некая договорённость соблюдения правил: в работе, в общении, в личностном развитии. Стандарты поведения, стандарты управления, стандарты ведения бизнеса, стандарты оценки того или иного явления. Стандарты становятся гарантом соблюдения правил, они и сами по себе правила, но те, которые соблюдать необходимо, потому что так договорились. Стандарты в работе — наиболее необходимая их форма. Именно они помогают передавать накопленный опыт без потерь, неизбежных при коммуникации. Но они же фиксируют и накопленные в процессе опыта ошибки, которые значительно труднее изжить в силу их инерционности. Ведь если вы видите, что предлагаемые вам стандарты требуют изменений, далеко не всегда будет позволено пошатнуть их авторитет. И здесь очень важно сделать так, чтобы силой вашего профессионализма и компетенции обветшавшие стандарты были дополнены и развиты, а то и вовсе заменены, чтобы не сохранять ошибки предшествующего опыта в «замороженном» виде. Что же становится главными условиями формирования стандарта? Потребность в нем общества в качестве регулятора социальной жизни. Накопленный позитивный опыт применения. Личная компетенция. Если эти условия сошлись, то стандарт в том числе, разумеется, и в журналистике, станет залогом вашей профессиональной свободы, а не прокрустовым ложем, сковывающим движение к совершенству и высоким достижениям.

Александр Полозов, г. Екатеринбург:

— Объективность, беспристрастность, ответственность. Что будет с основополагающими принципами журналистики в будущем под натиском вызовов, которые трансформируют государство, общество, повседневную жизнь людей? То, что ITтехнологии делают в сфере сбора, анализа и распространения информации, понастоящему радует и в то же время пугает. Останется ли в новом мире такая работа, которую не сделал бы робот? Останется ли журналистика сферой, в которой человек не уступит в информационном пространстве роботу? Сохранится ли роль трех названных принципов в новом мире журналистов-роботов? А может опасения преувеличены, и вместо фантастически умных машин, которые вытеснят людей из многих сфер, мир будут населять люди-киборги? Они станут чем-то вроде биомашин и до конца дней своих будут совершать автоапгрейд знаний и навыков, и через вживленные чипы лучше соблюдать запрограммированные принципы объективности, беспристрастности, ответственности.

Олег Деренюга, г. Николаев:

— Настоящая журналистика — это бесконечный тупик, о ее существовании все знают, но как не всякий может выдержать упавшее на него богатство, так далеко не все способны удержаться от манящего соблазна. Кто-то живет фантазиями о стандартах, кто-то реализует эти фантазии, порой за фантастические деньги, а ведь секрет настоящей журналистики прост: писать так, как говорят люди. Только каких людей эти журналисты слушают?

Елизавета Сурганова, Москва:

— Что такое настоящая журналистика? Настоящая журналистика дает читателю объективную информацию, по меньшей мере, предоставляя две точки зрения. Она говорит об общественно значимых процессах и событиях. Настоящий журналист несет ответственность перед читателем и не вводит его сознательно в заблуждение. Настоящая журналистика не в меньшей степени ответственна за формирование общественного и гражданского самосознания, нравственности, чем образование, культура и воспитание. Наконец, в отличие от пропагандиста, который препарирует информацию под нужный ему формат, журналист показывает правду, как она есть. Ни рейтинги, ни политика, ни слава, а правда — вот моральный ориентир настоящего журналиста.

Подробнее – http://otetrad.ru/article-1703.html

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: