Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

КСО 2.0: время перезагрузки

Бизнес и общество

Екатерина Кац

На седьмом ежегодном форуме «People Investor: компании, инвестирующие в людей», эксперты обсудили, как развиваться в кризисных реалиях.

Рецессия проникает во все сферы общественной жизни. Эксперты, собравшиеся в РЭУ им. Плеханова в рамках VII Форума «People Investor: компании, инвестирующие в людей», проводимого Ассоциацией менеджеров (АМР) не исключают, что проблемы в экономике отбросят отечественный бизнес назад в плане социальной ответственности.

Это обстоятельство определило выбор темы Форума в 2014 году, сформулированной как: «Устойчивое развитие российской экономики в эпоху глобальных перемен: утопия или реальность?».

Полоса препятствий

«Впереди очередная полоса испытаний, очередные вызовы для тех компаний, которые привыкли быть социально ответственными. Начались вынужденные сокращения расходов, а значит, тема реальности устойчивого развития в условиях рецессии выходит на передний план», – заявил, открывая форум, исполнительный директор Ассоциации менеджеров Вячеслав Евсеев.

Подобный посыл содержался и в обращении к участникам заместителя министра образованияВениамина Каганова, который напомнил, что «сокращение бюджетов на много лет отбрасывает компанию по отношению к человеческому капиталу». И это, по словам спикера, происходит в тот момент, когда российский бизнес вышел на новый уровень осознания: «Компании созрели к тому, чтобы «вкладываться» на перспективу в регионах, где они размещают бизнес. И общество созрело для взаимодействия»…

Эксперты отмечали, что в условиях существенного ограничения финансирования и фокусировок бизнеса всех форм, сокращаются в первую очередь затраты на такие важные направления как корпоративное волонтерство. В то же время исследования показывают, что при формировании в проблемном регионе или субъекте 30%-ного уровня волонтерства – людей, небезразличных к окружающей среде людей, можно добиться серьезного экономического эффекта. В ходе обсуждения эксперты пришли к выводу: чтобы наладить взаимодействие, связать корпоративные стратегии с региональными и муниципальными, надо сформировать ресурсный план.

Стратегия оптимизма

Мария Захарова, руководитель службы по связям с общественностью ГК «Новард», ответила на вопрос: «утопия или реальность?» – поставленный в теме форума, в оптимистичном ключе. «Не утопия, не реальность, а возможность и необходимость». Компания проспонсировала представленные в ходе форума исследования, поскольку менеджмент «Новард» ставит целью популяризацию в обществе идеи ведения ответственного бизнеса. По мнению спикера, необходимо «не создание отдельных стратегий по КСО, а внедрение их в качестве составной части бизнеса. Необходимо доказать руководству, что без ответственного отношения к потребителям, сотрудникам и партнерам сейчас удержать бизнес на плаву невозможно, считает Мария Захарова. «Едва ли компания может претендовать на устойчивое развитие, если она не учитывает не только внутренние, но и внешние факторы воздействия: социальные, экономические, экологические. Постоянный диалог со стейкхолдерами, ориентация на созидание – это тот подход, который мы подразумеваем под ответственным ведением бизнеса», — убеждена эксперт.

Игорь Соболев, председатель комитета по КСО Ассоциации менеджеров, выступил с докладом, где обобщены данные, накопленные по данной теме российским бизнесом в последние годы. «Тот путь, которым развивается КСО в российских реалиях, соответствует западным образцам. Мы приходим к тому, что бизнес видит в качестве целей не только создание ценностей для общества, но и для самого бизнеса», – считает он.

Разнонаправленные тенденции

По словам докладчика, наметились две основные тенденции в крупном бизнесе. Первая – формирование устойчивой группы компаний, которые ведут корпоративно-социальную деятельность комплексно, в соответствии с международными стандартами в расчете на долгосрочную перспективу своего бизнеса. Многие компании формулируют этические принципы для своих стейкхолдеров.

Вторая тенденция не столь позитивна: в целом исследование зафиксировало снижение темпов интеграции процессов КСО в корпоративные отношения, сообщил эксперт.

Участники дискуссии поделились своими представлениями о том, как сделать КСО привычной частью взаимодействия российского бизнес и власти.

В частности, обсуждался вопрос о том, что кризис в области КСО начался еще до появления примет рецессии, поскольку многие предприниматели воспринимают вложения в подобные проекты как постоянную избыточную нагрузку на бизнес. Выходом может стать активно развивающаяся в последнее время технология импакт-инвестирования – то есть вложения в социально-ориентированные проекты, которые приносят рентабельность компании.

Многие эксперты уверены, что именно перезагрузка представлений об ответственности бизнеса перед обществом – ключ к решению проблемы, поскольку принесут предпринимателям моральное удовлетворение, улучшить их репутацию. Эксперты предлагают собирать и описывать успешно реализованные кейсы импакт-инвестирования, чтобы показать бизнес-сообществу, как технологии работают, совмещая социальный и экономический результаты.

Сплошная ответственность

По словам Игоря Соболева, для отечественных компаний настала пора правильно преобразовать КСО в те форматы, которые будут выгодны бизнесу, будут способствовать повышению его эффективности. «Я надеюсь, что вызовы 2014-15 годов позволят перейти к КСО, которую на западе называют КСО 2.0 – переход к новым способам реализации бизнеса и взаимодействия на принципах социальной ответственности», — отметил Игорь Соболев.

Такой переход уже происходит с развитием высокотехнологичных компаний. Алексей Гореславский, главный редактор интернет-портала Lenta.ru объяснил, что поддерживает начинания в сфере КСО, поскольку «для того, чтобы делать бизнес в интернет-индустрии, нужны только люди, которыми надо управлять, чтобы производить интеллектуальный продукт». Такая ориентация на сотрудников превращает бизнес «в сплошную корпоративно-социальную ответственность».

Егор Сапрыкин, директор по маркетингу «АльфаСтрахование» поделился видением того, как реализация проектов в сфере КСО становится вложением компании в здоровье сотрудников.

Вениамин Каганов напомнил о важности внедрения стандартов КСО в образовательные программы всех уровней. Он выступил с инициативой создания совета при Министерстве образования и науки с привлечением других министерств и ведомств, что позволит сделать его органом по социальному партнерству в области образования, создав устойчивый механизм взаимодействия и развития.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: