Компас для бизнесмена
Что помогает президенту ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрику Винтеру двигаться в правильном направлении
Приехав в Россию в начале 1990-х, датчанин Хенрик Винтер стал управляющим огромной сети ресторанов «Росинтер», а набрав достаточно опыта, занялся собственным бизнесом. Сейчас в проекте «Тигрус» несколько десятков ресторанов Bar BQ Cafe, «Швили» и Osteria Mario, в которых работает около тысячи сотрудников. «Тигрус» – не просто красивое название. Называя так свой бизнес, Хенрик Винтер заложил в его основание мощную экологическую философию. Вот уже двадцать лет он помогает спасать тигров на Дальнем Востоке, часто бывает там в командировках и берет с собой сотрудников, чтобы вдохновить их и заразить своей идеей. В интервью «Бизнес & Общество» Хенрик раскрыл секреты, как построить устойчивый бизнес в России и как сделать его привлекательным для клиентов, инвесторов и франчайзи.
Текст: Ольга Глазунова
– Как вы пережили год пандемии?
– Трудно. Но у нас хорошая команда. И опыт тоже здесь играет большую роль. Я живу в России 30 лет, поэтому кризисного опыта – полно: как действовать, что делать, чего добиваться – это уже опыт налаженных процессов. Я годами управляю бизнесом с точки зрения принципа: мы каждый день должны управлять бизнесом так, как будто бы сегодня глубокий кризис. Что бы мы делали, если бы шла девальвация, коллапс? Мы все время работаем так, как будто бы в кризис.
– А зачем так делать?
– Потому что это делает бизнес очень эффективным, очень доработанным. Это дает результат. Поэтому когда возник новый кризис, нам не надо было ничего перестраивать.
Когда мы работаем в России, мы знаем точно, что кризис будет – не знаем только, какого числа. И когда кризис начинается, мы к нему готовы. Масштабируемый бизнес в кризис легко сократить, но невозможно начать перестраивать бизнес в кризис. Чтобы выстроить правильную стратегическую и философскую основу для бизнеса, этим надо заниматься годами. Во-первых, надо все продумать, стратегически выверить. Во-вторых, внедрить.
Быстро этого не сделать. И поэтому если вам надо перестроить бизнес в кризис, это уже поздно. Мы пережили кризис не без проблем, не без ущерба, но гораздо лучше, чем могли надеяться год назад.
– Это значит, что вам не пришлось закрывать рестораны?
– Все рестораны, которые работали до кризиса, работают и сейчас. Мы не закрыли ни одного. Зато мы открыли шесть. Во второй половине года мы открыли в Якутске и в Москве шесть прекрасных проектов. Нам было, конечно, сложно, но, учитывая нашу хорошую боевую форму и прочную бизнес-модель, кризис – лучшее время, чтобы развиваться. Сейчас много предложений на свободные помещения в аренду по хорошей цене, бренд у нас прекрасный, команда – прекрасная. Надо просто открывать новые точки. Когда в экономике все хорошо, хороших помещений в аренду практически нет, а если есть, то настолько высоки ставки, что окупаемость слишком будет слишком долгой, такой проект будет никому не интересен. Поэтому развивать бизнес надо именно тогда, когда все плохо.
– То есть рынок несколько освобождается в это время, и вы можете заняться экспансией.
– Да, да!
– А помогает ли в экспансии то, что у компании есть какая-то еще цель, кроме получения прибыли? Своя философия, как у вас.
– Да, это играет роль. Если начистоту, когда мы говорим о развитии бизнеса, мы говорим о том, что нужны деньги. Это деньги инвестора.
И все мои инвесторы уважают меня и то, чем я занимаюсь, мою философию. Они считают, что это благородный подход в ведении бизнеса. Это значит – переводя с языка коммерции – строить долгосрочный бизнес. В отличие от сиюминутного, который завтра может исчезнуть.
Строя «Тигрус», мы строим стратегический бизнес, закладывая в его фундамент нашу корпоративную культуру, нашу команду и хорошие, благородные идеи – это, что говорит о тебе, кто ты как человек. Наше отношение к природе, нашу заботу о ней мы применяем не только к природе, но и к сотрудникам, к клиентам и гостям. Для меня это все – забота.
Когда есть такой надежный, с точки зрения инвестора, человек (надеюсь, я пройду по этому фильтру), надежный бренд, успешная бизнес-модель, вопросов не возникает. Гораздо легче найти инвестора, когда ведешь свой бизнес правильно.
Конечно, мы считаем окупаемость проекта, но когда речь идет о том, делать бизнес правильно или неправильно, тут даже вопросов нет, есть только один вариант: делать правильно.
– Когда вы начали внедрять эту философию, откуда вы ее взяли? И думали ли вы об этом, когда только начинали заниматься бизнесом?
– Наверное, мы растем всю жизнь. И наш эмоциональный интеллект, и наши знания. Я датчанин. В Дании очень много вещей правильно устроены. Наверное, пока я рос там, многое из этого воспринял, усвоил. Прожив тридцать лет в России, я понимаю, что строить долгосрочный бизнес здесь очень сложно. Для этого нужно не только брать, но и отдавать.
С ростом моего бизнеса растет и моя ответственность. Чем больше бизнес, тем больше у тебя партнеров, клиентов, инвесторов, потенциала. Значит, должен быть философский каркас, который держит это все.
Хаотичный бизнес, который закрывает какие-то горящие проблемы сегодня, который не думает о будущем – это не про нас. Мы абстрагируемся в принципе от решений сегодняшних вопросов. Мы всегда думаем о том, как их решать стратегически. Случилось так случилось, пусть сегодня плохо, но как это решить стратегически?
– Есть много хороших и правильных идей, но почему вы выбрали именно экологию? Когда вы восприняли эту философию, что или кто на вас повлиял?
– Даже не знаю, что меня к этому подтолкнуло. Наверное, так было всегда – в Дании, во Франции, в Америке, где я тоже жил. Я просто наблюдал за тем, что происходит. Понимал, что относиться к природе потребительски нельзя. Это произошло не в один миг. В начале 2000-х я не знал, чем болеют и от чего страдают тигры, главным было просто решение: на Дальнем Востоке оставалось всего 320 тигров, спасать их, наверное, уже поздно… но я буду стараться!
Знаю, что делал все, что мог. Я не мог думать о том, как через 50 или 100 лет, когда тигров не станет, наши дети будут рассказывать своим детям о тиграх примерно как сейчас о динозаврах. Живо представлял себе такой диалог. Взрослые скажут: «Вот были такие животные – тигры!», – а дети спросят: «А почему их нет?» – «Мы их всех убили. Ну да, недавно. Несколько лет назад». – «А почему ничего не сделали?» – «Ну потому что никто не считал это важным».
Как это?! Весь мир должен защищать тигров! Тигры – это богатство нашей планеты, это касается не только россиян. Во мне происходит какая-то эволюция: чем больше я занимаюсь, тем больше я вижу понимания, возможностей и поддержки от коллег, спонсоров и друзей. Все спрашивают, что делать дальше, как можно помочь? Я не знаю. Надо развивать это дальше. Мы начали, но довести это не менее важно.
– Быть социально ответственным выгодно. На Западе, если ты делаешь зеленые инвестиции – ты больше получаешь. В России, наверное, этого пока нет?
– Я слышал несколько передач о том, что на Западе уже есть “зеленое” финансирование – финансовые фонды, которые дают деньги только социально ответственному бизнесу. Такие фонды начинают создаваться в России, но это медленное начало тренда, который будет расти и развиваться.
– Можно сказать, что вас привлекают не столько экономические выгоды в развитии социальной ответственности, сколько важность быть правильным, возможность получать эмоциональную отдачу?
– Я знаю, если делаешь правильно, ты не сомневаешься в том, хорошие или плохие последствия будут для бизнеса. Они будут хорошие, потому что ты инвестируешь в хорошее вокруг себя.
– Почему, начиная заниматься тиграми, вы выбрали в партнеры WWF?
– WWF – самая крупная, мощная, компетентная и влиятельная организация. Она уважаема и достойна. Здесь мы единомышленники, мы хотим одного и того же, идем к одной цели. Мы смотрим друг на друга, как на партнеров в одной и той же области. Я поддерживаю много проектов WWF. Я летал на Чукотку на две недели в 2019 году. Это была уникальная экспедиция, в дикие места, где живут белые медведи. Кстати, это было даже опасно, но и безумно интересно – вокруг была действительно дикая природа. Экспедицию организовал WWF, фонд собрал спонсоров, готовых поддерживать моржей, которые страдают от мирового потепления. А этим летом мы полетим на Камчатку, где будем спонсировать съемки фильма и проекты замечательного оператора Дмитрия Шпиленка. Сейчас мы запускаем фильм про камчатскую лису, а после этого, может быть, займемся тиграми.
– Перед началом нашего интервью вы сказали, что в Голландии 74% жителей жертвуют на экологию, а во Франции – около 50%. Почему тогда вы выбрали Россию? Здесь турбулентная ситуация в экономике, и власть не очень хорошо настроена к бизнесу, здесь не очень развиты инвестиции, и люди в целом пока мало озабочены экологией.
– Я попал в Россию в 90-е годы. Причиной моего приезда был поиск приключений. Всегда мечтал жить интересной жизнью, это значит – в новых краях. Советский Союз вообще был темным пятном на карте. И вдруг в начале 1990-х всему миру открылась Россия. Поэтому мне было очень интересно приехать и быть соучастником происходящих изменений. Мне нравится, когда нескучно, я люблю экстремальность, приключения, драйв. Считаю, что, если становится скучно, значит, нужно что-то менять.
– Многие ваши коллеги, которые приехали сюда в 1990-е, уже вернулись домой. Почему вы решили здесь остаться?
– Обрусел. Я прожил 30 лет в России – это значит, что частью своей души я всегда буду здесь. Сейчас бизнесу становится чуть сложнее на каких-то направлениях, но стараюсь фокусироваться на двух вещах – это создавать наилучшую бизнес-модель, правильную с любой точки зрения. Правильность – это то, что делает бизнес прочным, а следствие такой политики – это то, что когда всем плохо, нам достаточно хорошо. Наш бренд очень хорошо котируется, после ковида люди вернулись в рестораны. У меня есть инвесторы, франчайзи проявляют очень большой интерес к моим проектам, во многих городах России услышали о нашем бренде. И к тому же на сегодняшний день в России сложно найти прочную бизнес-модель, в которую можно инвестировать, будучи уверенным, что этот бизнес окупается и дает какой-то доход. Такие бизнесы есть, но их не так много.
– Ваши инвесторы выбрали вас за вашу экологическую позицию?
– Не совсем так. Мои инвесторы не то что выбрали меня за эту позицию. Экологические проекты – это просто одна из характеристик, которая входит в структуру, в которую они будут инвестировать.
– Какие экологические бизнесы в России вам интересны?
– Пока таких мало. Экологический бизнес в России пока точно не такой доходный, поэтому он притягивает вовлечённых людей, которые делают это из правильных соображений, по доброй воле. И они стараются, чтобы эта бизнес-модель сработала, но я пока не знаю никого, кто успешно зарабатывал бы на этом.
– Наверное, предпринимателями рождаются. Чтобы вести бизнес, нужны определенные черты характера. Каким должен быть бизнесмен?
– Не сдаваться. У человека должен быть компас.
Компас появляется, когда человек сформулирует свою мечту в жизни. Преподавая студентам в МГУ или разговаривая со своими сотрудниками, я всегда стараюсь донести свой принцип: чтобы добиться в жизни чего-то, надо понять, чего ты хочешь. Если знаешь, куда идти – 99%, что ты дойдешь.
Потому что знаешь, куда. Проблема общества в том, что люди думают о том, что им нужно сейчас, сегодня, завтра. Они не думают о чем они вообще мечтают в жизни! Нужно абстрагироваться от всего. «Хочу миллион долларов!» – это еще не цель, но зачем тебе нужен этот миллион – вот это важно знать.
Когда человек сформулирует свою мечту, он сознательно и подсознательно начинает двигаться к ней. Через какое-то время он замечает, что уже проделал большой путь. И хотя он специально ничего вроде не делал, но он все время двигался в одном направлении и поэтому приблизился к цели – вот в чем главный секрет. Это и есть компас, о котором я говорю. И если у тебя есть компас, ты найдешь решение любого вопроса.
– В каком возрасте у вас появилось понимание, куда идти?
– Мне кажется, сознательно или подсознательно я всегда это понимал. Но только в последние 10-15 лет понимание стало определенно четким. Теперь моя цель – передать компас каждому сотруднику. Чтобы в решении любого вопроса он мог использовать компас, который диктует правильное решение.
Философия, идеология – это как раз двигатель, или даже руль, который направляет движение в нужную сторону.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: