Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Архивы филантропа
Социальные инвестиции

Когда приходится конкурировать с котиками или благотворительность в цифровой реальности

Елена Упорова, журналист

2019 год заканчивается под флагом цифровой трансформации. Это обсуждают галеристы, музейщики, урбанисты, общественные организации, ОБСЕ и СМИ, впереди «Неделя российского интернета». Ежегодная 17-ая конференция Форума Доноров не стала исключением, скорее большой шкатулкой, в которой лайфхаков для бизнеса и НКО в цифровую эпоху было предостаточно. 300 участников, 15 секций, серьезный и полный жизни lineup [список спикеров]. Здесь только несколько ярких фактов, историй и мнений, прозвучавших на конференции.

Online пожертвования в России за последние пять лет выросли в 15 раз. Увеличились расходы бизнеса на экологию и борьбу с природными катаклизмами, что можно связать с новыми запросами молодых граждан, их активным присутствием в сети. Российский бизнес почти на четверть обогнал зарубежный в оценке влияния корпоративной социальной ответственности на сотрудников. В то же время 70% российских фондов сказали, что им не хватает навыков для хорошей цифровизации, используют стратегию цифровой трансформации только 12%, лишь 5% прибегают к сложным инструментам вроде нейросети. Кажется вопрос не только в страхах перед digital. Грантодатели не очень любят давать деньги на институционное развитие некоммерческих организаций. Директор Оксфордского института благотворительности сэр Стивен Бабб формулирует новые правила для нового времени: «Вы не можете создать эффективную и действенную благотворительную организацию, если у вас нет хорошей инфраструктуры, поэтому говорить НКО о снижении расходов на администрирование просто неразумно. Таким образом, если вы хотите, чтобы благотворительность основывалась на новых цифровых технологиях, организации должны больше тратить на IT-ресурсы — привлеченные или внутренние».

От пирожков к доверию и… «пишите письма!»

Выступление директора Архангельского центра социальных технологий Марины Михайловой «Гарант» вышло пламенным и ироничным, словно британский стендап.
– Бизнес говорит о себе как о супергероях с деньгами. НКО — «мы спасатели, умираем, но спасаем». Но надо в неудобных местах спасаться! Приезжать в регионы, инициировать встречи, искать новые площадки. Сейчас в основном доноры встречаются с донорами, получатели с получателями, бизнес и СМИ вообще почти подрались!
– Мы провели исследование о том, как бизнес относится к НКО. И зачем мы это сделали? Можно было взять результаты 2001-го года, все то же самое. Когда речь идет об НКО, бизнес сразу хватается за карман. А если видит письмо написанное от руки «кровавыми слезами», тут же дает деньги. Ну как же, «у людей горе»! Средний и малый бизнес понимает под системной благотворительностью ежегодную водку с гречкой на 9-ое мая, подписку на газету ветеранам, на Новый год — игрушки в детские дома на протяжении 20-ти лет.
Вот рецепты от Марины Михайловой: необходимо перейти от пирожков к системной благотворительности, у крупного бизнеса должны быть и нефинансовые обязательства, нужно развивать институты доверия, потому что НКО продолжают от его недостатка системно страдать.

В отличие от Марины руководитель «Больше Чем Агентства» Петро Шекшеев почти неподвижен и мрачен. Кажется, что он себя сдерживает, когда говорит о том, как глупо и просто рвется ниточка доверия к НКО.
– Наше агентство продвигает селебрити. Почему фонды и некоммерческие организации на первую коммуникацию так часто ставят неумелых сотрудников? Звонит нам человек, мы его спрашиваем: «Кто вам нужен для проекта?». Он отвечает: «Да кто угодно». Разве это серьезно? На этом этапе очень многое теряется. А ведь звезды хотят и уже поддерживают социальные инициативы, но для этого нужно выделить время, мы должны знать директора НКО, попечителей, волонтеров. Не надо звонить! Пришлите внятное письмо электронной почте, а не устав организации. Сделайте, наконец, классную мультимедийную презентацию!

Чувства и цифра

Как же их совместить, не утратив, к примеру, уникальное  субъективное мнение экспертов при оценке грантов?  IT-разработчики платформы для Фонда президентских грантов полагают — экспертное сообщество лучше искусственного интеллекта, в графе «комментарии» люди оставляют свое мнение, впрочем, по определенным критериям и стандартам. Кроме того, система обрабатывает оценки, выявляя слишком большие расхождения. Если разница велика, появляется повод задуматься — не ангажирован ли эксперт или попросту неряшлив? Есть и другие пункты повестки, волнующие мир благотворительности.

Дмитрий Поликанов, председатель Совета Форума Доноров о текущем моменте.
– Сегодня мы видим разрыв в сообществе НКО. Одни организации технологически продвинуты, используют big data [большие данные] для работы с аудиторией, storytelling для продвижения проектов. Субъекты благотворительности могут выступать в разных ролях: и донора, и клиента, и волонтера. Богатые помогают бедным, бедные помогают бедным, все помогают всем. Происходит смена поколений —приходят люди с новыми ценностями. Одновременно важно отказаться от стигматизации не бегущих за технологиями НКО.

Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду компании «Северсталь» о том, как важно смотреть в глаза.
– У нас есть проект «Музей Русского Севера», в котором участвуют 12 регионов. Индивидуальная работа необходима, нельзя переоценивать цифровые тенденции. Мы с участниками проекта собираемся вместе на очные творческие лаборатории, куда приезжают и люди от 20-ти до 30-ти лет. Им тоже нужно индивидуальное сопровождение! Offline эффективнее, а online расширяет географию и время, если еще смотреть прямо в глаза. Правда часто технологии не достигают целей, и не только из-за недостаточной подготовки людей. Скажем, в Вологде и Череповце просто слабый интернет.

Мария Морозова, директор благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко о digital в сундуках.
– Мы в процессе цифровизации. В online два наших проекта из четырех (“Культура”, “Семья и дети”) — от заявок до аналитики. Платформа открыта для всех участников и она облегчает нашу жизнь. Конечно, люди должны говорить с людьми, мы совершаем визиты к нашим получателям, они собираются у нас. Нам нужно чувствовать почву, на которой они живут. Сегодня происходит обескровливание малых городов, утрачивается культурная мозаика, и для молодых людей это тоже проблема. В рамках конкурса «Активное поколение» мы предложили пожилым создать свой цифровой альбом. Мы и так обучаем пенсионеров компьютеру, а тут они еще сдули пыль и перетряхнули свои сундуки. Внуки были потрясены их цифровыми альбомами: «Ага! Ого! Они могут больше, чем мы!».

Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина о рисках и цене победы.

– В начале нулевых мы всё получали по почте, потом приходилось это оцифровывать. Когда мы создали систему управления грантами, мы облегчили жизнь себе и грантополучателям.  Работая через личный кабинет, ты больше не удовлетворяешь грантодателей — меньше бумажек, больше времени на творчество. Снижаются административные барьеры, расширяются границы, все в равном доступе к финансированию, а раньше это были Москва и Санкт-Петербург. Сейчас и победить сложнее, и ценность победы возрастает. Упрощают человеческое общение вeбинары и телеконференции. Управлять проектами дорого, в нашей базе 8 тысяч документов, но мы не раздуваем штат и работаем быстрее. Если бы в России был развит инструмент электронной подписи все было бы еще лучше. Вопрос не в компьютерной грамотности — её можно быстро повысить — вопрос в рисках. Мы должны думать о технической безопасности, защите персональных данных и интеллектуальной собственности.

Креатив против копирования

Воровство интеллектуальной собственности, копирование чужих проектов не чуждо и бизнесу и НКО. Механизм защиты на сайте Фонда президентских грантов таков — система анализирует поступившую заявку, и если в ней меньше 50% дублирования, она проходит дальше. В Фонде получили 103 миллиона рублей клиенты социальных программ «Сибура». Может какое-то дублирование и было, но в компании рады, что выступили своего рода менторами, дали регионам хороший навык работы с проектами.

Однако не все так спокойны, многие по-настоящему встревожены кражей идей и их воплощений. В цифровую эпоху проекты стали доступными любому, но не у всех есть практика соблюдать этические нормы по отношению с к интеллектуальной собственности, четко прописанные в КСО. «В сети социальным инициативам приходится бороться с кошками и собаками — надо придумывать новое, не копировать! Используйте референсы на другие проекты, win-win решения, когда выгоду от проекта получают все партнеры, даже конкуренты. Только не копируйте!», – призывают защитники свежих идей.

Ольга Шаратута, руководитель агентства RedMe, об эмпатии через игру.
– Мы рассматриваем online-игру, как социальный инструмент, как территорию социальной ответственности. Наш интерактивный проект «Жизнь на ощупь» позволяет пережить опыт слепоглухих. В игре пять уровней, на каждом из которых за 30 секунд надо угадать что перед тобой находится. Изображение замутнено (врачи подсказали специальные зрительные и звуковые фильтры). Мы послали наших креэйторов к героям, чтобы они придумали, как вызвать у игрока эмпатию, сопереживание, ведь общество часто закрыто для проблем. Хотелось создать привлекательный, симпатичный контент. Мы продвигали игру через таргетированную рекламу, SMM, СМИ и т.д. В результате получили 130 бесплатных публикаций и сильный фандрайзиноговый эффект. Он не был запланирован, но в ходе продвижения игры фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» получил в два раза больше пожертвований, чем ожидалось.

Спросим себя, если мы хотим сделать игру про то, как незрячие воспринимают визуальные образы, и воспользуемся тем же сценарием — узнайте картину через фильтры — будет ли это копированием? Этично ли это? Или стоит поискать новую идею, скажем, ориентируясь только на звук и слабый свет предложить пользователю сделать графику или фото? Надо подумать и поискать. Сбербанк нашел другой путь – в его проекте “Видеть невидимое” пощупать тактильные картины великих художников могут и зрячие, и незрячие.

Игорь Намаконов, исполнительный директор Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям. Приготовьтесь, будет резко!
– В фондах нет творческой лаборатории, все копируют друг друга. Всё перестает быть новым. Всё очень скучно, и тут в зале очень скучно, и мы разговариваем скучно, а вы все уткнулись в свои гаджеты. И я могу вас понять. Как же вы будете использовать эти новые технологии? Ведь надо иметь вкус к ним. Я хочу видеть лидеров, которые прорвутся через тлен. Современная аудитория хочет удивляться, хочет яркие вещи не важно из какого мира — бизнеса, благотворительности, развлечений. Новое прорастает из куража, а не из скуки. Я был в «Таких делах» на разборе: «Ребята, у вас красивые, эстетичные проекты. Но это не всегда нужно людям. Людям нужно и водой пообливаться». Меня, например, вдохновляет Джон Душински [автор многих социальных инноваций, один из команды #icebucketchallenge, в ходе которой знаменитости обливались водой со льдом, снимали это на видео, и бросали вызов другим. Цель – привлечь внимание к проблеме бокового амиотрофического склероза и средства на помощь людям с БАС]. Джон говорит — be sexy, будь привлекающим, ярким.
– Мы проводим благотворительный digital аукцион, где НКО представляют себя как картины. Аукцион платит агентствам часами за их работу с «продавшимися» НКО. Для меня важно взаимодействие с неудобными людьми, но с которыми интересно работать. Ищите там, где никто не искал, и тренируйте себя на ошибках — своих и чужих!

Так эмоционально закачивается ежегодная конференция Форума Доноров, а для людей с другим темпераментом может пригодиться цитата из песни плавного, но не скучного Бориса Гребенщикова – «Я возьму свое там, где увижу свое». Или, может, парадоксального Михаила Горбачева, уговаривающий Хонеккера разрушить Берлинскую стену – «Опоздавших наказывает время».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: