Как устроен магазин, который помогает
В магазине «Так просто» сотрудники не получают зарплату, даже директор Ольга Козленок.
Семь лет в городе существует магазин, в котором люди могут купить самые разные вещи за 50 и даже за 10 рублей, а весь доход перечисляется социальным организациям.
Как работает магазин
«Наша цель — чтобы ничего не уходило в мусорный контейнер», — говорит Ольга Козленок. Шесть лет назад она прочитала статью о сети благотворительных магазинов «Спасибо» в Санкт-Петербурге и поняла, что хочет сделать в Череповце свой «черити шоп».
— Я всю жизнь кому-то помогаю, пристраиваю невостребованные вещи. Захотелось попробовать — такого магазина не было не только в Череповце, но и во всей Вологодской области.
За шесть лет магазин сменил три адреса, сейчас он занимает помещение в пристройке к общежитию на ул. Комсомольской. Здесь у «Так просто» большое помещение и для торгового зала, и для склада.
Что такое благотворительный магазин? Все наши читатели не раз сталкивались с тем, что дома накапливаются вещи, которые не нужны, но и выбросить их жаль — ведь они еще в хорошем состоянии. Речь не только об одежде, но и о книгах, посуде, статуэтках и даже игрушках. Все это можно сдать на безвозмездной основе — либо принести в магазин, либо оставить в одном из четырех контейнеров для приема вещей в череповецких торговых центрах. ТЦ предоставляют площадь для этих контейнеров магазину бесплатно.
Вещи в магазине сортируют волонтеры. То, что подходит для продажи, отправляется в торговый зал, где продается по социальным ценам: можно найти вещи и за 50, и за 10 рублей. Часть вещей забирают малоимущие люди, как правило, из деревень. Треть выручки магазина уходит на оплату аренды, коммунальных счетов, работы онлайн-касс, на налоги. Две трети перечисляются социальным организациям и благотворительным фондам. Основной благополучатель — БФ «Во имя добра», он оказывает помощь детям с ДЦП, сахарным диабетом, нарушениями слуха, синдромом Дауна. Также магазин Ольги Козленок помогает центру «Преодоление», детскому отделению психоневрологического диспансера, общественной организации «Будущее есть!», школам и детским садам, где обучаются дети с инвалидностью. Каждый месяц на странице магазина в сети «ВКонтакте» Ольга подводит итоги работы и перечисляет организации, которые получили помощь.
Сложности
— К сожалению, не все понимают, что мы принимаем на продажу только соответствующую санитарным нормам одежду, без дырок и пятен, — объясняет Ольга Козленок. — Сейчас из всего объема одежды, принимаемой магазином, 60 % — это ветошь. Что-то мы выбрасываем, а что-то отправляем в приюты для животных.
За три последних недели в приюты из магазина было отгружено две тонны ветоши. Ольга Козленок объясняет, что в контейнеры для сбора люди выбрасывают и откровенный хлам, это затрудняет работу волонтеров магазина по сортировке.
На открытие магазина Ольга долго откладывала деньги. В первые полгода покупателей было немного, затем стало работать сарафанное радио, о магазине стали говорить и писать СМИ и общественные организации.
Сейчас в команде «Так просто» шесть волонтеров. Ольга рассказывает, что большинство — люди старшего возраста. Сначала они приходили в магазин, чтобы найти что-то интересное на полках.
— Ведь наш магазин похож на комиссионки, которые хорошо помнят те, кто застал советское время. Для людей возможность прийти в такой магазин — это еще и что-то вроде ностальгии. Ведь мы даже не «Тысяча мелочей», у нас таких «мелочей» тысячи и тысячи! Мою сестру долго не могла завлечь в магазин, а потом она вышла на пенсию и стала нашим активным волонтером!
Как мы уже говорили, никто из команды магазина зарплату не получает, в том числе и сама Ольга. Она работает на скорой помощи, а после работы идет в магазин. По ее словам, выгорание неизбежно, и она уже чувствует, что оно подступает. Но закрывать магазин не планирует: «Это мое, это сильнее меня, и думаю, что свыше было предначертано, чтобы я занималась именно этим».
С негативом в таком бизнесе приходится сталкиваться постоянно. Ольга объясняет, что покупатели могут начать скандалить: почему сапоги, выставленные на продажу, стоят полторы тысячи рублей, ведь это же дорого?
— А они новые, в обычном обувном стоили бы семь тысяч, например! — говорит Ольга.
Другая потенциальная проблема — это перекупщики. Почему бы не купить в магазине набор советских игрушек за копейки, а потом продать подороже? Поэтому волонтеры перерывают горы информации в Интернете, чтобы не поставить на незнакомый товар слишком низкую цену.
— Наша цель — чтобы товар доходил до людей, которым он действительно нужен. Вот стоит статуэтка — пусть ее купит человек, которому эта статуэтка будет приносить радость. Работать в убыток мы тоже не можем: есть люди, которые почему-то думают, что город за нас платит аренду. Конечно, это не так. Поддержка от города другая — в начале своей деятельности, в 2014 году, я прошла школу социального предпринимательства Агентства городского развития.
Социальное предпринимательство в Череповце
О том, насколько важен проект для города, рассказывает руководитель по маркетингу и сопровождению Агентства городского развития Ирина Асонкова:
— В благотворительном магазине представлены не только одежда и обувь, но и бижутерия, игрушки, книги, мелкие бытовые приборы, предметы интерьера. Часть вещей реставрируется, не востребованный посетителями текстиль идет на пошив авторских игрушек и подушек. Найти что-то интересное в «Так просто» смогут и любители винтажа — на полках магазина нередко оказываются старые открытки, чемоданы, музыкальные инструменты и часы.
Интерес к социальному предпринимательству в городе растет с каждым годом.
— Другой вопрос, что в связи с принятием закона о социальном предпринимательстве получить этот статус и затем его ежегодно подтверждать — это трудозатратно, — продолжает Ирина Асонкова. — Но такой статус дает возможность участвовать в государственных программах, в том числе финансовых: получение субсидии на возмещение затрат для социальных предпринимателей до 1,5 миллиона рублей. В настоящее время этот статус имеют 44 предприятия Череповца. Но по факту только к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых помогает решать социальные проблемы, относятся более 500 субъектов МСП в Череповце. Они работают в сферах образования, культуры, спорта, здравоохранения и других. АГР помогает всем предпринимателям. Сейчас социальные предприниматели, как и вся сфера услуг, наравне с туриндустрией — в группе риска в связи с пандемией коронавируса. Поэтому в городе создана под руководством мэра рабочая группа по минимизации последствий для экономики.
Совместный проект газеты «Речь», журнала и портала «Бизнес и Общество» и Центра развития филантропии «Сопричастность» при поддержке Фонда президентских грантов.
Источник – газета «Речь»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: