Что нужно для развития социального предпринимательства в России?
Людмила Соколова, студентка МГУП им. Ивана Фёдорова
Международный день социального бизнеса, который празднуется в России второй раз, в этом году прошел в ряде крупных городов: Москве, Архангельске, Астрахани, Хабаровске, Череповце, Казани, Вологде, Перми, Калининграде и Новосибирске. Так, в Москве состоялся праздник в Московской торгово-промышленной палате, в рамках которого прошли музыкальные выступления, тематические мастер-классы, презентация экспозиции, направленной на развитие соцтуризма. Участники обсудили возможности реализации инновационных проектов при взаимодействии социального бизнеса и НКО, вопросы социального консалтинга и предпринимательства в целом. Российский союз промышленников и предпринимателей и «Опора России» провели совместное заседание, на котором шла речь о развитии социального бизнеса, корпоративной и социальной ответственности, сотрудничестве с законодательной и исполнительной властью, а также о партнерстве крупного и малого бизнеса для поддержки территорий.
Ярким завершением празднований стал первый общегородской фестиваль социальных проектов «Я помогаю городу», состоявшийся при поддержке столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. На площадке Музея Москвы предприниматели представили удивительные проекты по улучшению качества жизни в столице – такси для маломобильных людей, уникальную продукцию из обрезков бумаги, Мастерскую Черниковых, возрождающую интерес к исконным народным промыслам, инициативы по трудоустройству социально незащищенных граждан и многие другие.
Также вышел специальный номер журнала «Эксперт» по социальному предпринимательству, подготовленный. На его страницах просто и доступно рассказывается об основных тенденциях этого нового явления в России, о его истории, об интересных и ярких проектах.
Несмотря на то, что социальное является сравнительно молодым направлением, в России существует достаточно много перспективных проектов. В этом заслуга и тех, кто поддерживает подобные инициативы. Среди них – БФ «Наше будущее» Вагита Алекперова, который использует различные финансовые инструменты поддержки социальных предпринимателей: гранты, займы и участие в капитале. БФ «Навстречу переменам», который занимается поиском и поддержкой людей, компаний и организаций, чья деятельность направлена на улучшение жизни детей и подростков, а российский микрофинансовый центр Михаила Мамутова выдает кредиты.
В число крупных компаний, поддерживающих социальный бизнес, входят Уралсиб, Русал, Лукойл, Сити, СУЭК, Северсталь, Металлоинвест, Теле2 и многие другие.
Складывается впечатление, что для развития этого направления в нашей стране нет преград, однако это не так. На социальных предпринимателей остро влияют факторы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в России. Среди них эксперты выделяют непропорциональную налоговую нагрузку, недостаток дешевых кредитов, постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ и арендной платы, бюрократические препоны, недостаток образования. Сильно тормозит развитие предпринимательства отсутствие развитой инфраструктуры и его поддержки: институтов микрофинансирования, фондов и НКО различной направленности, готовых поддержать такие проекты грантами, обучением и консультациями.
Эта деятельность незаслуженно обделена вниманием, так как именно она может стать решением многих проблем в обществе, с которыми зачастую не может справиться государство в полной мере. Именно государство должно всячески идти навстречу и поддерживать этот пласт бизнеса, потому что эта деятельность не приносит существенной прибыли, соответственно, этим занимаются единицы. Возможно, нашлось бы больше людей с желанием заниматься социальным предпринимательством, если бы государство на законодательном уровне поддержало бы эту инициативу, помогло бы избежать коррупции и бумажной волокиты.
По мнению Владимира Вайнера, директора Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, куратор проекта «Каталог «Социальное предпринимательство в России», член рабочей группы Комитета Совета Федерации по совершенствованию законодательства в области регулирования социального предпринимательства и осуществления предпринимательской деятельности, к проблемам относятся тсутствие маркировки товаров и услуг для обеспечения возможности потребителям и заказчикам закупок в пользу социального предпринимателя, не развитость эко-среды предпринимательской деятельности и социальной активности граждан. Нет организации самозанятости и условий для развития рынков творческой самореализации.
Для поддержки социального бизнеса, как считает эксперт, «необходимо согласовать точную формальную рамку понятия «Социальное предпринимательство» (например, в рамках ежегодного приказа Минэкономразвития РФ о поддержке малого и среднего бизнеса или в формате федерального закона, поправок к действующему законодательству, законодательных и правовых актов субъектов федерации). Также нужно обеспечить информационную поддержку по трем направлениям: создание позитивного образа социального предпринимателя, демонстрация и разъяснение возможностей его поддержки потребителем и создание условий для открытия собственного социального предприятия в рамках коммерческой или некоммерческой организации».
Татьяна Бурмистрова, директор фонда «Навстречу переменам» уверена, что «стимулировать развитие социального предпринимательства означает, прежде всего, создавать условия в стране для того, чтобы такие люди здесь жили. Резкий взрыв в развитии СП в ближайшее десятилетие вряд ли произойдет. (Социальное предпринимательство при этом понимается как явление, отличное от социальных услуг, предоставляемых негосударственными структурами, и социальной ответственности бизнеса). Вместе с тем, постепенное развитие и «прирост» социальных предпринимателей будет происходить. Во многом скорость развития будет определяться наличием в обществе ресурсов для поддержки инициатив как моральных, так и финансовых».
«Перспективы социального предпринимательства, – считает Владимир Вайнер, – возможны при условии его поддержки или, по крайней мере, глобального невмешательства в естественный процесс формирования рынка довольно оптимистичны. Точнее, этот рынок был всегда и будет всегда – на уровне самоорганизации граждан в формах, соответствующих текущему правовому режиму. Но сейчас, при росте общественных инициатив и наличии даже минимальной поддержки малого бизнеса, а также программ КСО крупного и среднего бизнеса, можно ожидать роста как спектра по сегментам экономики, так и количества социальных предприятий. В первую очередь рост коснется создания новых рабочих мест для незащищенных категорий, самоорганизации и самозанятости, оказания социальных услуг населению, развития творческой самореализации и, возможно, таких направлений, как инфраструктура развития местных сообществ и территорий».
Председатель Комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Общественной палаты РФ Владимир Слепак, уверен, что уровень развития социального предпринимательства является одной из главных характеристик цивилизованного гражданского общества. «К сожалению, у нас в последнее время стало модным постоянно говорить об ответственности бизнеса перед обществом, и есть много достойных примеров, но без концептуального подхода, без специального закона, который определит институциональное оформление указанных практик, сделать этот вид предпринимательства элементом государственной политики невозможно. С моей точки зрения именно сейчас в столь непростой обстановке, связанной с мировым экономическим кризисом, надуманными санкциями против нашего государства, нужны решительные меры по созданию реального инвестиционного климата, способного решать одновременно вопросы экономического и социального развития России».
КЕЙСЫ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: