Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Что нужно для развития социального предпринимательства в России?

Бизнес и общество

Людмила Соколова, студентка МГУП им. Ивана Фёдорова

Международный день социального бизнеса, который празднуется в России второй раз, в этом году прошел в ряде крупных городов: Москве, Архангельске, Астрахани, Хабаровске, Череповце, Казани, Вологде, Перми, Калининграде и Новосибирске. Так, в Москве состоялся праздник в Московской торгово-промышленной палате, в рамках которого прошли музыкальные выступления, тематические мастер-классы, презентация экспозиции, направленной на развитие соцтуризма. Участники обсудили возможности реализации инновационных проектов при взаимодействии социального бизнеса и НКО, вопросы социального консалтинга и предпринимательства в целом. Российский союз промышленников и предпринимателей и «Опора России» провели совместное заседание, на котором шла речь о развитии социального бизнеса, корпоративной и социальной ответственности, сотрудничестве с законодательной и исполнительной властью, а также о партнерстве крупного и малого бизнеса для поддержки территорий.

Ярким завершением празднований стал первый общегородской фестиваль социальных проектов «Я помогаю городу», состоявшийся при поддержке столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. На площадке Музея Москвы предприниматели представили удивительные проекты по улучшению качества жизни в столице – такси для маломобильных людей, уникальную продукцию из обрезков бумаги, Мастерскую Черниковых, возрождающую интерес к исконным народным промыслам, инициативы по трудоустройству социально незащищенных граждан и многие другие.

Также вышел специальный номер журнала «Эксперт» по социальному предпринимательству, подготовленный. На его страницах просто и доступно рассказывается об основных тенденциях этого нового явления в России, о его истории, об интересных и ярких проектах. 

Несмотря на то, что социальное является сравнительно молодым направлением, в России существует достаточно много перспективных проектов. В этом заслуга и тех, кто поддерживает подобные инициативы. Среди них – БФ «Наше будущее» Вагита Алекперова, который использует различные финансовые инструменты поддержки социальных предпринимателей: гранты, займы и участие в капитале. БФ «Навстречу переменам», который занимается поиском и поддержкой людей, компаний и организаций, чья деятельность направлена на улучшение жизни детей и подростков, а российский микрофинансовый центр Михаила Мамутова выдает кредиты.

В число крупных компаний, поддерживающих социальный бизнес, входят Уралсиб, Русал, Лукойл, Сити, СУЭК, Северсталь, Металлоинвест, Теле2 и многие другие.

Складывается впечатление, что для развития этого направления в нашей стране нет преград, однако это не так. На социальных предпринимателей остро влияют факторы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в России. Среди них эксперты выделяют непропорциональную налоговую нагрузку, недостаток дешевых кредитов, постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ и арендной платы, бюрократические препоны, недостаток образования. Сильно тормозит развитие предпринимательства отсутствие развитой инфраструктуры и его поддержки: институтов микрофинансирования, фондов и НКО различной направленности, готовых поддержать такие проекты грантами, обучением и консультациями.

Эта деятельность незаслуженно обделена вниманием, так как именно она может стать решением многих проблем в обществе, с которыми зачастую не может справиться государство в полной мере. Именно государство должно всячески идти навстречу и поддерживать этот пласт бизнеса, потому что эта деятельность не приносит существенной прибыли, соответственно, этим занимаются единицы. Возможно, нашлось бы больше людей с желанием заниматься социальным предпринимательством, если бы государство на законодательном уровне поддержало бы эту инициативу, помогло бы избежать коррупции и бумажной волокиты.

По мнению Владимира Вайнера, директора Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, куратор проекта «Каталог «Социальное предпринимательство в России», член рабочей группы Комитета Совета Федерации по совершенствованию законодательства в области регулирования социального предпринимательства и осуществления предпринимательской деятельности, к проблемам относятся тсутствие маркировки товаров и услуг для обеспечения возможности потребителям и заказчикам закупок в пользу социального предпринимателя, не развитость эко-среды предпринимательской деятельности и социальной активности граждан. Нет организации самозанятости и условий для развития рынков творческой самореализации.

Для поддержки социального бизнеса, как считает эксперт, «необходимо согласовать точную формальную рамку понятия «Социальное предпринимательство» (например, в рамках ежегодного приказа Минэкономразвития РФ о поддержке малого и среднего бизнеса или в формате федерального закона, поправок к действующему законодательству, законодательных и правовых актов субъектов федерации). Также нужно обеспечить информационную поддержку по трем направлениям: создание позитивного образа социального предпринимателя, демонстрация и разъяснение возможностей его поддержки потребителем и создание условий для открытия собственного социального предприятия в рамках коммерческой или некоммерческой организации».

Татьяна Бурмистрова, директор фонда «Навстречу переменам» уверена, что «стимулировать развитие социального предпринимательства означает, прежде всего, создавать условия в стране для того, чтобы такие люди здесь жили. Резкий взрыв в развитии СП в ближайшее десятилетие вряд ли произойдет. (Социальное предпринимательство при этом понимается как явление, отличное от социальных услуг, предоставляемых негосударственными структурами, и социальной ответственности бизнеса). Вместе с тем, постепенное развитие и «прирост» социальных предпринимателей будет происходить. Во многом скорость развития будет определяться наличием в обществе ресурсов для поддержки инициатив как моральных, так и финансовых».

«Перспективы социального предпринимательства, – считает Владимир Вайнер, – возможны при условии его поддержки или, по крайней мере, глобального невмешательства в естественный процесс формирования рынка довольно оптимистичны. Точнее, этот рынок был всегда и будет всегда – на уровне самоорганизации граждан в формах, соответствующих текущему правовому режиму. Но сейчас, при росте общественных инициатив и наличии даже минимальной поддержки малого бизнеса, а также программ КСО крупного и среднего бизнеса, можно ожидать роста как спектра по сегментам экономики, так и количества социальных предприятий. В первую очередь рост коснется создания новых рабочих мест для незащищенных категорий, самоорганизации и самозанятости, оказания социальных услуг населению, развития творческой самореализации и, возможно, таких направлений, как инфраструктура развития местных сообществ и территорий».

Председатель Комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Общественной палаты РФ Владимир Слепак, уверен, что уровень развития социального предпринимательства является одной из главных характеристик цивилизованного гражданского общества. «К сожалению, у нас в последнее время стало модным постоянно говорить об ответственности бизнеса перед обществом, и есть много достойных примеров, но без концептуального подхода, без специального закона, который  определит институциональное оформление указанных практик, сделать этот вид предпринимательства элементом  государственной политики невозможно. С моей точки зрения  именно сейчас в столь непростой обстановке,  связанной  с  мировым  экономическим кризисом, надуманными  санкциями  против  нашего государства, нужны решительные меры  по созданию реального инвестиционного климата, способного решать одновременно вопросы экономического и социального развития России».

КЕЙСЫ

“Авоська дарит надежду”
Каждая авоська плетется на дому инвалидом по зрению (полностью лишенным зрения) из некрашеной пряжи (полностью ручной труд). Последующий процесс обработки изделия, включая окраску и иную доработку в зависимости от требуемого дизайна (кожаные ручки, бирки и т.д.) выполняется инвалидами разных групп и категорий.
Проект, прежде всего, направлен на обеспечение трудовой занятости инвалидов первой группы по зрению (всего в России их насчитывается более 10 тысяч). Примерно половина из них готовы вести общественно-полезную деятельность, но не имеют такой возможности ввиду отсутствия специализированных рабочих мест. Традиционно в Советском Союзе производством сеток-авосек занимались именно инвалиды по зрению. Второй целью предпринимателя является экологическое просвещение – продвижение авоськи, как удобной альтернативы пластиковым пакетам и, соответственно, снижение объемов загрязнения окружающей среды.
Всего в компании в разное время было занято от 20 до 70 инвалидов по зрению в 6 регионах (г. Москва, Московская область, Чувашская Республика, Владимирская область, Нижегородская область, Рязанская область).
Оплата труда за плетение самой дешевой авоськи (100 рублей за каждое изделие) позволяет обеспечить ему доход около 20 тысяч рублей в месяц. При этом суммарный объем ежемесячных денежных поступлений с учетом начисляемой пенсии по инвалидности (6,3 тысячи рублей) практически соответствует среднемесячной номинальной начисленной заработной плате одного работника в России (в 2012 году она составила 26 629 рублей).
Детский книжный автобус “Бампер”
Переоборудованный в книжный магазин автобус ездит по школам,  детским домам,  библиотекам, фестивалям; для детей и преподавателей проводятся мотивационные программы; желающие могут купить лучшие,  специально отобранные книги, часть прибыли от покупки которых идет на проведение бесплатных программ в малодоступных населенных пунктах и  детских  домах.
За два года Анна Тихомирова и детский книжный автобус Бампер помогли более 12 000 детям полюбить чтение,  проехали более 40 000 км по России, провели более 1500 мотивационных программ для детей и преподавателей, увеличили оборот в 5 раз,  расплатились со всеми долгами, расширили автобусный парк до 3 машин.
Это детская книжная студия на колесах. В “Бампер” можно прийти купить книгу, почитать книгу, поговорить про книгу, повстречаться с автором книги, а также поиграть, сочинить свою собственную и нарисовать к ней иллюстрации. Цель проекта «Бампер» – сделать хорошую современную литературу более доступной для детей. Маршруты пролегают по отдаленным районам Москвы, Подмосковья, по регионам европейской части России. Цена на книги минимально возможная.
Все деньги, получаемые от продажи книг, идут на реализацию социальных программ, направленных на развитие детского чтения, которые предприниматели проводят в школах,  детских домах, больницах и в образовательных учреждениях. Проект пытается создать вокруг самого процесса чтения привлекательную атмосферу, «подключить» детей к книжному источнику питания. Сотрудники “Бампера” – специалисты по работе с детьми и подростками, умеют строить партнерские отношения с детьми, строят свои книжные программы, опираясь на принципы развития личности ребенка и подростка. К программам “Бампера” привлекаются творческие люди – писатели, художники, издатели.
“Белая лошадь”
Сотрудники проекта создают арт-объекты из  мусора – пластика, упаковки, старых вещей, размещают их в галерее “Белая лошадь”, в которой проводятся экскурсии для детей, где им рассказывают о планете и экологии. Третий год проводится международный конкурс творчества детей «Жеребенок», в котором принимают участие более 1000 детей из самых разных городов РФ, СНГ и Европы.
Для детей и преподавателей проводятся мастер-классы по  созданию объектов искусства из  вторичного сырья. Недавно Никифоровы (создатели проекта) открыли интернет-школу и сувенирный магазин.
Галерея имеет постоянно действующую экспозицию, где демонстрируют художественные произведения из разных отходов цивилизации. Посетители интерактивных выставок, созерцая необычные художественные работы, выполненные из мусора, убеждаются, что бытовой хлам может быть прекрасным материалом для творчества.
Галерея организует передвижные выставки в России и за рубежом – в Румынии, Болгарии, Украине, Испании. Выставки сопровождаются мастер-классами.
Основная цель  проектов – средствами искусства привлекать внимание и объединять усилия творческих людей вокруг проблемы загрязнения окружающей среды отходами цивилизации.
Проект добился успешных результатов в своей деятельности:  разработана устойчивая модель привлечения финансирования, расширены сферы работы (интернет-школа и магазин),  задействованы дети и родители из 24 стран мира, проведены 22 персональные выставки Нины Никифоровой,  привлекающих внимание к экологическим проблемам,  оборот увеличен в 2 раза.
Магазин «Спасибо!»
Еще один пример социального предпринимательства представила Юлия Титова, директор благотворительного магазина «Спасибо!». Магазин «вырос» из студенческого проекта.

Сначала была инициатива, сделать благое дело, собрать ненужные вещи у населения Санкт-Петербурга и раздать бедным. Когда вещей стало слишком много, возникла потребность их сортировать и разбирать. Для этой работы пришлось привлекать волонтеров, и ребята из вузов с удовольствием подхватывали инициативу. Дальше открылся первый магазин, где продавались хорошие вещи, а вся прибыль шла на благотворительность. Часть вещей передавалась детским домам и людям без определенного места жительства. Проблем было много, но ребята грамотно решали их вместе. Например, проблему изношенных вещей участники проекта решили, заключив договор с предприятием, где изношенные вещи проходят переработку и становятся волокнами для производства других полезных вещей. Сейчас существует 20 магазинов “Спасибо!” по всей России.
“Сладкая Эн” 
Это – благотворительный кондитерский проект по производству конфет. Продукция распространяется на различных мероприятиях, благотворительных базарах и бранчах. Прибыль от продаж  перечисляется в благотворительные фонды, а также на лечение подопечного ребенка.
Конфеты «Сладкая Эн» изготавливаются из натуральных ингредиентов по авторским рецептам. 15 рублей от продажи каждого трюфеля перечисляются в БФ «Старость в радость» и в фонд развития паллиативной помощи детям. Также участники проекта принимают участие в различных благотворительных мероприятиях и проводят мастер-классы.
Федерация экстремальных видов спорта Томской области 
Дети от 6 лет приглашаются в специально оборудованный спортивный зал для  безопасных занятий паркуром и другими экстремальными видами спорта под руководством опытных тренеров; проводятся региональные мероприятия,  повышающие осведомленность общества о паркуре и других видах экстремального спорта,  строятся площадки для занятий.
Автор проекта Владимир Ковальский организовывал строительство трех новых спортивных площадок в Томске; обучил тренеров в Кемерово, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Барнауле, а так же В Павлодаре (Казахстан); провел более 11 соревнований и 10 фестивалей по экстремальным видам спорта; привлек более 5 млн. рублей, начал работать с детскими домами и школами.

«Наша федерация состоит из профессионалов и любителей экстремальных видов спорта. Мы прекрасно разбираемся во всех тонкостях дисциплин, которыми занимаемся. Имеем как практический, так и теоретический опыт и знания необходимые для создания оборудования подходящего для занятий экстремальными видами спорта. Мы выходим на другой уровень, всерьёз заявляя о себе в кабинетах чиновников, в эфирах и на страницах СМИ. Мы берем на себя ответственность за развитие экстремальных видов спорта в нашей области и за прогресс каждого в частности».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: