Инна Кравченко. Solutions journalism – решения, которые работают
23 ноября цикл событий Медиашколы по КСО и партнерству был продолжен мастер-классом Инны Кравченко. Мастер-класс собрал офлайн и онлайн аудиторию – более 60 представителей бизнеса, НКО и медиа, продвигающих принципы ESG и устойчивого развития и нацеленных на эффективное партнерство друг с другом. Тема, заявленная в названии – «КСО, НКО и социальная журналистика: как выстраивать взаимовыгодное сотрудничество», – рассматривалась в практическом контексте инструментов solutions journalism.
Инна Кравченко, заместитель главного редактора портала «Такие дела». Была литературным редактором и шеф-редактором программы «Дачники с Машей Шаховой». Позже 10 лет посвятила деловой журналистике: вела раздел «Своё дело» в газете «Бизнес» (по его материалам издано три книги в серии «Бизнес есть бизнес»), возглавляла отдел «Карьера/Менеджмент» газеты «Ведомости», выпускала журнал «Резюме» для молодых специалистов и альманах «Справочник карьериста». Работала главным редактором журнала «Наша психология» и шеф-редактором «Psychologies».
Solutions, или impact journalism – современный набирающий популярность мировой коммуникационный тренд, главная особенность которого в том, что каждый текст, материал, видео – и на уровне смыслов, и на уровне формы – конструируется так, чтобы в результате его воздействия аудитория поняла бы, какие работающие решения важных для общества проблем существуют в той или иной области, и была бы вдохновлена этим на конкретные действия – от разовых и возможных прямо сейчас (посадить дерево, провести экологическую акцию, начать раздельный сбор мусора, подписаться на рекуррентные платежи для благотворительного фонда и т.п.) до перспективных проектов, инициатив и коллабораций, внедрения решений, направленных на укрепление общественного баланса, увеличение финансирования социальных инициатив, расширение охвата работающих практик и инновационных механик, изменение законодательства и т.п.
Как самостоятельный, развивающийся и привлекающих все больше профессионалов, желающих работать именно в этом сегменте, solutions journalism – все еще новый для России формат. Многие журналисты приходят к нему из самых разных других направлений и находят здесь нужное сочетание качественной журналистики, без которой материалы не будут работать, и полного понимания, о чем и зачем они работают, обретают те самые вневременные и несущие конкретную пользу смыслы, без которых всегда, а сегодня особенно, профессия выхолащивается и не всегда приносит удовлетворение.
Инна Кравченко тоже прошла этот путь. По образованию театровед и киносценарист, Инна начала карьеру на телевидении, где она собирала и рассказывала истории об интересных людях и их судьбах. Начав сотрудничать с газетой «Бизнес», поняла, что именно этого – умения разговаривать и рассказывать – не хватает бизнесменам. Вместе со своими героями журналисты учились смотреть на бизнес с человеческой стороны, представлять истории успехов и провалов. Перейдя в Ведомости и начав знакомиться с темой КСО, Инна уже хорошо понимала, что за формальными отчетами и релизами компаний можно найти удивительные примеры неравнодушия, энтузиазма, вовлеченности, добра, служения, стойкости, преодоления, человеческих трансформаций, опыта выживания, веры в себя и многих других человеческих историй, которые не оставляют читателей равнодушным.
Но эти зерна нужно уметь видеть, находить и выращивать из них журналистские solutions жанры. В частности, жанр фандрайзингового текста, которым Инна и ее коллеги стали заниматься – вслед за Русфондом – после создания портала «Такие дела». Постепенно Такие дела расширили свое русло, выбирая едиториалы – редакционные материалы, посвященные самым разным социальным проблемам, и придя в итоге к solutions journalism.
Solutions journalism становится все более актуальным в контексте устойчивого развития и все более популярным явлением в мире и в России. Сотрудничество, в том числе компаний, с некоммерческими организациями и социальными медиа – не просто общественно одобряемое поведение, но и выгодный перспективный тренд. Кроме многих других факторов, определяющих эту актуальность, Инна отметила тенденцию мирового потребления СМИ: люди не очень хотят читать новости (чаще всего агрессивные и негативные), отстраиваются от них – некоторые исследования говорят о том, что почти 45% медиааудитории предпочитают не читать новости. При этом сообщения позитивного характера вызывают желание и читать, и делиться (расшаривать), стремясь показать, как решается какая-то проблема. Именно этим и занимается solutions journalism – журналистика решений.
«Solutions journalism – это не забавные заголовки и факты, не адвокация и не прославление героя, не активизм (хотя там могут быть его элементы), – заостряет Инна. — Это не фандрайзинг на социальные инициативы в прямом «коротком» смысле – просто собрать денег. Наша цель – информирование, просвещение и демонстрация работающих решений. Очень важно, чтобы внутри, в ядре, был ответ на некую проблему. Предлагаемое решение должно быть ответом на проблему, и более того, должны быть доказательства того, что в результате этого решения мы увидим социальное влияние. То есть что это решение не пустой звук, оно работает. Должно быть продемонстрировано, как устроено решение (его механика) и показаны его ограничения и недостатки».
Инна Кравченко, обращая внимание на то, что ответственность solutions журналиста очень высока (она равно ответственности журналиста-расследователя), рекомендует тщательно готовить “материалы решений”, прежде всего:
- Помнить о цели информирования, просвещения и демонстрации работающих решений;
- Фокусироваться на конкретной проблеме, объяснять, как она работает;
- Давать ответ на конкретную проблему;
- Доказывать, что результат решения – социальное влияние;
- Находить релевантные источники решений (профильные эксперты, исследовательские центры, академическая среда, социологи, НКО, фонды, общественные активисты, коммерческие компании, сами люди внутри проблемы (часто), официальные органы (редко);
- Демонстрировать, как устроено решение (его механика, составляющие, источники идей);
- Показывать ограничения и недостатки решения;
- Расширять контекст решения (масштабируется ли оно, существуют ли у него аналоги, кто справляется с этими решениями лучше или хуже, что говорят исследователи, критики);
- Учитывать, какие метрики оценки применимы;
- Понимать, в каких случаях решение не работает и что мешает его распространению;
- Тщательно проверять информацию с разных сторон.
Запись мастер-класса.
Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации.
Партнер события – компания Сервье.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: