Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Инна Кравченко. Solutions journalism – решения, которые работают

744
Читать: 5 мин.

23 ноября цикл событий Медиашколы по КСО и партнерству был продолжен мастер-классом Инны Кравченко. Мастер-класс собрал офлайн и онлайн аудиторию – более 60 представителей бизнеса, НКО и медиа, продвигающих принципы ESG и устойчивого развития и нацеленных на эффективное партнерство друг с другом. Тема, заявленная в названии – «КСО, НКО и социальная журналистика: как выстраивать взаимовыгодное сотрудничество», – рассматривалась в практическом контексте инструментов solutions journalism.

Инна Кравченко, заместитель главного редактора портала «Такие дела». Была литературным редактором и шеф-редактором программы «Дачники с Машей Шаховой». Позже 10 лет посвятила деловой журналистике: вела раздел «Своё дело» в газете «Бизнес» (по его материалам издано три книги в серии «Бизнес есть бизнес»), возглавляла отдел «Карьера/Менеджмент» газеты «Ведомости», выпускала журнал «Резюме» для молодых специалистов и альманах «Справочник карьериста». Работала главным редактором журнала «Наша психология» и шеф-редактором «Psychologies».

Solutions, или impact journalism – современный набирающий популярность мировой коммуникационный тренд, главная особенность которого в том, что каждый текст, материал, видео – и на уровне смыслов, и на уровне формы – конструируется так, чтобы в результате его воздействия аудитория поняла бы, какие работающие решения важных для общества проблем существуют в той или иной области, и была бы вдохновлена этим на конкретные действия – от разовых и возможных прямо сейчас (посадить дерево, провести экологическую акцию, начать раздельный сбор мусора, подписаться на рекуррентные платежи для благотворительного фонда и т.п.) до перспективных проектов, инициатив и коллабораций, внедрения решений, направленных на укрепление общественного баланса, увеличение финансирования социальных инициатив, расширение охвата работающих практик и инновационных механик, изменение законодательства и т.п.

Как самостоятельный, развивающийся и привлекающих все больше профессионалов, желающих работать именно в этом сегменте, solutions journalism – все еще новый для России формат. Многие журналисты приходят к нему из самых разных других направлений и находят здесь нужное сочетание качественной журналистики, без которой материалы не будут работать, и полного понимания, о чем и зачем они работают, обретают те самые вневременные и несущие конкретную пользу смыслы, без которых всегда, а сегодня особенно, профессия выхолащивается и не всегда приносит удовлетворение.

Инна Кравченко тоже прошла этот путь. По образованию театровед и киносценарист, Инна начала карьеру на телевидении, где она собирала и рассказывала истории об интересных людях и их судьбах. Начав сотрудничать с газетой «Бизнес», поняла, что именно этого – умения разговаривать и рассказывать – не хватает бизнесменам. Вместе со своими героями журналисты учились смотреть на бизнес с человеческой стороны, представлять истории успехов и провалов. Перейдя в Ведомости и начав знакомиться с темой КСО, Инна уже хорошо понимала, что за формальными отчетами и релизами компаний можно найти удивительные примеры неравнодушия, энтузиазма, вовлеченности, добра, служения, стойкости, преодоления, человеческих трансформаций, опыта выживания, веры в себя и многих других человеческих историй, которые не оставляют читателей равнодушным.

Но эти зерна нужно уметь видеть, находить и выращивать из них журналистские solutions жанры. В частности, жанр фандрайзингового текста, которым Инна и ее коллеги стали заниматься – вслед за Русфондом – после создания портала «Такие дела». Постепенно Такие дела расширили свое русло, выбирая едиториалы – редакционные материалы, посвященные самым разным социальным проблемам, и придя в итоге к solutions journalism.

Solutions journalism становится все более актуальным в контексте устойчивого развития и все более популярным явлением в мире и в России. Сотрудничество, в том числе компаний, с некоммерческими организациями и социальными медиа – не просто общественно одобряемое поведение, но и выгодный перспективный тренд. Кроме многих других факторов, определяющих эту актуальность, Инна отметила тенденцию мирового потребления СМИ: люди не очень хотят читать новости (чаще всего агрессивные и негативные), отстраиваются от них – некоторые исследования говорят о том, что почти 45% медиааудитории предпочитают не читать новости. При этом сообщения позитивного характера вызывают желание и читать, и делиться (расшаривать), стремясь показать, как решается какая-то проблема. Именно этим и занимается solutions journalism – журналистика решений.

«Solutions journalism – это не забавные заголовки и факты, не адвокация и не прославление героя, не активизм (хотя там могут быть его элементы), – заостряет Инна. — Это не фандрайзинг на социальные инициативы в прямом «коротком» смысле – просто собрать денег. Наша цель – информирование, просвещение и демонстрация работающих решений. Очень важно, чтобы внутри, в ядре, был ответ на некую проблему. Предлагаемое решение должно быть ответом на проблему, и более того, должны быть доказательства того, что в результате этого решения мы увидим социальное влияние. То есть что это решение не пустой звук, оно работает. Должно быть продемонстрировано, как устроено решение (его механика) и показаны его ограничения и недостатки».

Инна Кравченко, обращая внимание на то, что ответственность solutions журналиста очень высока (она равно ответственности журналиста-расследователя), рекомендует тщательно готовить “материалы решений”, прежде всего:

  • Помнить о цели информирования, просвещения и демонстрации работающих решений;
  • Фокусироваться на конкретной проблеме, объяснять, как она работает;
  • Давать ответ на конкретную проблему;
  • Доказывать, что результат решения – социальное влияние;
  • Находить релевантные источники решений (профильные эксперты, исследовательские центры, академическая среда, социологи, НКО, фонды, общественные активисты, коммерческие компании, сами люди внутри проблемы (часто), официальные органы (редко);
  • Демонстрировать, как устроено решение (его механика, составляющие, источники идей);
  • Показывать ограничения и недостатки решения;
  • Расширять контекст решения (масштабируется ли оно, существуют ли у него аналоги, кто справляется с этими решениями лучше или хуже, что говорят исследователи, критики);
  • Учитывать, какие метрики оценки применимы;
  • Понимать, в каких случаях решение не работает и что мешает его распространению;
  • Тщательно проверять информацию с разных сторон.

Запись мастер-класса.

Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации.

Партнер события – компания Сервье.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: