Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Полина Котляренко,
программный директор компании Everland

Сейчас я программный директор в социально-предпринимательской организации Everland, а до выбора работы в инклюзивном проекте мой карьерный путь лежал через нахождение социальной значимости в крупном бизнесе – я была менеджером по устойчивому развитию с фокусом на социальную компоненту в ESG-стратегии компаний.

В этой статье я хочу проанализировать, какое значение бизнес придает ESG в целом и социальным практикам в частности, и также предлагаю способы, как социальным предпринимателям и НКО наладить эффективное общение с представителями бизнеса.

Зачем бизнесу нужен ESG

  1. Управление рисками. ESG-управление помогает компании выявлять и оценивать экологические, социальные и корпоративные риски, которые могут повлиять на ее деятельность, репутацию и финансовые показатели. Понимая риски, бизнес может разрабатывать стратегии для их минимизации и митигации.
  1. Соответствие нормативным требованиям. Во многих странах существуют законы, связанные с ESG-факторами. В России сюда можно отнести, например, квотирование рабочих мест или экологическое регулирование. 
  1. Улучшение репутации. Компания, которая активно работает над совершенствованием своих ESG-показателей, может улучшить свою репутацию среди клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон, например молодого поколения, делающего первые шаги на рынке труда. Согласно ряду исследований, поколение Z отдаёт предпочтение социально ответственным компаниям при выборе места работы. Это связано с тем, что для представителей поколения Z важны не только финансовые аспекты, но и возможность работать в компании, которая придерживается высоких стандартов корпоративной социальной ответственности и поддерживает экологические инициативы. Порядка 70% молодых специалистов даже готовы сменить место работы, если работодатель не будет разделять их ценности, т.к. им важно социальное влияние компании. Более того, согласно исследованию Пола Полмана “Барометр позитивного поведения сотрудников за 2023 год”, 44% процента исследуемых сотрудников поколения Z и миллениалов сообщили, что ранее они увольнялись с работы, потому что ценности этой компании не совпадали с их собственными. Очевидно, что такие работники хотят чего-то большего, чем просто зарплата.
  1. Повышение эффективности. Работа над улучшением ESG-показателей может привести к оптимизации процессов, снижению затрат и повышению эффективности деятельности компании в целом. Например, внедрение энергосберегающих технологий может снизить расходы на электроэнергию.

Что обычно входит в S-составляющую ESG и зачем бизнесу социальные программы 

В большинстве компаний социальная составляющая (S в ESG) включает социальные программы, такие как:

  • социальный пакет (заработная плата, ДМС, поддержка в сложных жизненных ситуациях, поддержка материнства);
  • обучение и развитие персонала;
  • охрана труда;
  • различные программы по недискриминации и инклюзии. 

В целом все эти программы разрабатываются в контексте соблюдения прав человека (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и т.д.). Часто они содержат инклюзивный подход, который помогает компаниям привлекать и удерживать талантливых сотрудников разного пола, возраста, с особенностями здоровья. Это важно для повышения лояльности сотрудников. Например, работая в компаниях с развитыми социальными программами, я чувствовала защищенность: в случае изменения состояния здоровья или с возрастом компания не избавляется от сотрудников, а грамотно их реинтегрирует и дает возможность обеспечивать себя и своих близких.

Кроме внутренних программ, компании реализуют проекты, ориентированные на внешних стейкхолдеров, такие как поддержка жителей регионов, где они работают, социальные инвестиции и благотворительные инициативы.

Чем полезно для бизнеса сотрудничество с НКО и социальными предпринимателями

Сотрудничество с НКО и социальными предпринимателями может быть полезным для бизнеса по нескольким причинам:

  1. Улучшение репутации и имиджа. Партнерство с некоммерческим сектором или социальными предпринимателями имеет прямое влияние на имидж бренда среди потребителей, инвесторов и партнеров через демонстрацию приверженности компании социальным ценностям. Согласно исследованию Deloitte, 57% опрошенных потребителей заявили, что они более лояльны к брендам, которые борются с социальным неравенством.
  1. Инновации и развитие. Некоммерческие организации и социальные предприниматели обычно специализируются на определенной области и глубоко изучают конкретную социальную проблему, применяя различные методы для ее анализа и решения. У бизнеса может не быть времени и ресурсов для такой работы, поэтому ему проще поддержать уже существующий социальный проект или разработать совместный, используя опыт некоммерческих организаций.
  1. Снижение рисков. Участие в социальных проектах может помочь бизнесу снизить риски, связанные с негативным восприятием со стороны общества, регуляторов и инвесторов, а также укрепить отношения с местными сообществами. Например, если у бизнеса нет возможности массово нанимать сотрудников с инвалидностью из-за особенностей производства, он может поддержать проект социальных предпринимателей, направленный на обучение и помощь экспертам с инвалидностью в выходе на открытый рынок труда.
  1. Двойная выгода. Бизнес может приобретать услуги у НКО и социальных предпринимателей, позволяя им стать полноценными участниками рынка и использовать полученные средства для решения социальных проблем. Например, это может быть закупка сувениров для клиентов на Новый год или заказ дизайна сайта. При этом стоимость таких услуг не обязательно должна быть ниже рыночной. Приобретая эти услуги, бизнес не только удовлетворяет свои потребности, но и способствует решению социальных задач — получается двойная выгода.
  1. Развитие персонала. Участие сотрудников в качестве волонтеров в социальных проектах может способствовать их развитию и мотивации, а также укреплению командного духа и корпоративной культуры. Все это влияет на снижение текучести персонала. По данным исследования Benevity, наблюдалось снижение текучести кадров среди всех групп сотрудников, которые участвовали в программе корпоративного развития с социальным уклоном. Связь между участием персонала в проектах “со смыслом” и их удержанием в компании еще более заметна для новых сотрудников, у которых текучесть кадров снижается на 52%, когда они участвуют в социальном проекте — будь то волонтерство или благотворительность.

Как предложить бизнесу гармоничное и эффективное партнерство

Хочу поделиться самыми простыми, но вполне рабочими лайфхаками. 

  • Прежде чем предлагать сотрудничество, важно понимать приоритеты компании в области устойчивого развития. Изучите публичную социальную отчетность компании, например отчёт об устойчивом развитии или ESG-отчёт. Это поможет вам определить, какие социальные проекты наиболее важны для бизнеса.
  • Попробуйте сопоставить ваше предложение с текущими инициативами компании. Подумайте, как вы можете усилить уже существующие проекты или предложить новые идеи, которые будут соответствовать логике бизнеса. Например, если компания фокусируется на цифровых проектах с большим социальным эффектом, предложение о поддержке мастерской по лепке может быть не самым удачным. Однако вы можете рассмотреть возможность создания цифрового продукта, который будет связан с этой мастерской. Так вы сможете предложить компании более релевантное и интересное сотрудничество.

В работе ESG-менеджером я часто получала запросы от некоммерческого сектора. К сожалению, многие из них совершенно не соответствовали политике поддержки социальных инициатив компании, хотя информация о приоритетных направлениях социального развития была доступна на сайте компании в разделе устойчивого развития. Для возможности успешного сотрудничества можно изучить такие документы и подготовить более релевантное предложение о партнерстве.

  • Изучите рынок и конкурентов. В чем отличие вашего проекта от похожих на рынке, в чем уникальное преимущество сотрудничества именно с вами.
  • Подготовьте четкое и понятное предложение. Опишите вашу идею, цели и ожидаемые результаты. Укажите, как ваш проект может помочь компании достичь ее целей в области устойчивого развития (для этого важно изучить отчет). Подчеркните взаимную выгоду – как сотрудничество именно с вашей организаций и поддержка именно вашего проекта поможет бизнесу. И, конечно, покажите эффективность вашей работы – какие были KPI у проекта до этого, чего вы достигли, кто ваши партнеры.
  • Будьте гибкими и адаптивными. Внимательно прислушивайтесь к обратной связи от потенциального партнёра, чтобы при необходимости скорректировать первоначальное предложение. Однако если вы видите, что предложенные изменения противоречат миссии вашего проекта и вам не удаётся переубедить компанию, то лучше предложить альтернативные форматы сотрудничества или временно приостановить переговоры. Не всегда цели и задачи могут совпадать, и это нормально. Возможно, в будущем появятся другие возможности для взаимодействия. 
  • И обязательно работаете над собственным брендом в публичном поле. Если о вас никто не знает, то и добиться встречи с лицами, принимающими решения, будет сложнее.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: