
Онкологические заболевания считаются одной из наиболее серьезных проблем современного здравоохранения. По данным медицинского сообщества, в России зарегистрировано более 7,5 миллионов человек с онкологическими диагнозами, а 18% от этого числа – молодые пациенты в возрасте 18-44 лет. Рак также является одной из основных причин инвалидизации населения по данным Минтруда. При этом в 80% случаев инвалидность не врожденная, а приобретенная.
Исследования проекта Everland показывают: 90% людей, получивших инвалидность, теряют работу, и больше половины из них — 53% — уже никогда не возвращаются к трудовой деятельности. Около половины работодателей не знают, как поступать, если у их сотрудника диагностируют онкологию. На 40% предприятий вопросы онкопрофилактики до сих пор остаются нерешенными, а минимум 80% сотрудников не знают о мерах поддержки, которые могут получить на работе при таком диагнозе.

Источник: Everland.ru
В итоге бизнес и экономика страны теряет трудоспособных людей, возрастают затраты на социальную защиту, а это указывает на необходимость формирования алгоритмов реинтеграции сотрудников после болезни.
Почему эта проблема не может быть решена только усилиями государства и врачей? На этот вопрос искали ответ участники пресс-конференции Interfax. Владимир Вайнер, директор Дивизиона развития сектора некоммерческих организаций Агентства стратегических инициатив, убежден: «Онкология требует комплексного подхода и объединения усилий всех участников общества — от государственных структур до бизнеса и некоммерческих организаций».
Мировой опыт показывает: грамотное информирование способно на 30% повысить эффективность ранней диагностики рака. Как отмечает Игорь Новиков, сооснователь Everland: «Мы не привыкли говорить с населением о раке предметно, давая инструкцию: а что же с этим делать». А говорить нужно. И только объединившись можно добиться устойчивых результатов.
«Пятёрочка»: онкопросвещение миллионов сотрудников и покупателей
Ярким примером открытого «разговора» бизнеса со своими сотрудниками и целевой аудиторией является масштабный просветительский проект торговой сети «Пятёрочка» и фонда «Выручаем», проекта «Онконавигатор» и ведущих российских врачей-онкологов к Всемирному дню борьбы против рака (4 февраля).
Руководитель устойчивого развития ТС «Пятёрочка» Алина Юхневич объясняет мотивацию компании: «Основными причинами запуска проекта стали забота о здоровье более 230 тысяч сотрудников и членов их семей, а также стремление удержать ценные кадры».
Проект хорошо вписался в стратегию устойчивого развития компании и связан с основным бизнесом через продвижение здорового питания.
Информационная кампания работала в двух направлениях: внутреннем (сотрудники) и внешнем (покупатели). Для просвещения сотрудников были организованы информационные рассылки и проведены три вебинара с ведущими врачами-онкологами. В итоге ознакомиться с информацией о важности профилактики онкологических заболеваний смогли 230 тысяч сотрудников компании, создатели проекта также отмечают высокий интерес к проекту со стороны сотрудников X5.
Для клиентов основным каналом коммуникации стало мобильное приложение «Пятёрочка», благодаря которому удалось охватить около 35 миллионов человек — почти четверть населения страны. Кроме этого, информация о проекте продвигалась через СМИ – охват более 2,5 миллионов, социальные сети – охват более 680 000, а также с помощью плакатов в 2500 магазинах.
«Тему нельзя игнорировать, как бы она там ни влияла на имидж, — отмечает представитель X5 Group. — Нужно перестраивать мышление, коммуникацию, выбирать правильный тон, не запугивать людей, а просто рассказывать и вовлекать в эту тему».
Совкомбанк: цифровые решения поддержки пациентов с онкологическим диагнозом
Еще один успешный кейс — проект Совкомбанка «Технологии добра», созданный совместно с SK Финтех Хаб для поддержки цифрового развития некоммерческих организаций в России. Проект помогает НКО с цифровизацией их работы и способствует устойчивости социального сектора. Как рассказала руководитель проекта Мария Сабанцева, в их продуктовой линейке уже 38 сервисов для некоммерческих организаций, в том числе планируется запуск чат-бота «Онконавигатора» — одного из крупнейших российских ресурсов для пациентов с онкологическими заболеваниями, разработанного Everland при поддержке Фонда президентских грантов, компаний-партнеров, врачей и пациентов.
Чат-бот поможет пациентам быстро находить проверенную информацию о лечении рака внутри «Онконавигатора» и на официальных медицинских сайтах. Запуск планируется осенью 2025 года. Предполагается, что за 2025-2026 годы помощь получат более миллиона человек.
Компании могут интегрировать онкологическую тематику в социальные проекты различными способами: от информационных кампаний до создания цифровых платформ, от корпоративных программ поддержки до сотрудничества с медицинскими учреждениями и участия в формировании отраслевых стандартов социальной ответственности.
Вклад бизнеса в решение проблемы онкологических заболеваний — это не только социальная ответственность, но и стратегия, позволяющая сохранить здоровье персонала и избежать потерь ценных кадров. Как отметил профессор РАН, президент Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи Али Мудунов: «Важно не пропускать симптоматику и вовремя направлять пациента в специализированные учреждения». Грамотные информационные кампании бизнеса способствуют развитию такой «онконастороженности» в обществе.
Опыт «Пятёрочки» и «Совкомбанка» показывает: бизнес может не только эффективно доносить информацию до миллионов людей, но и создавать реальные инструменты поддержки. Это выгодно всем: компании сохраняют ценных сотрудников, общество получает больше информации о профилактике и лечении, а государство — здоровых и работоспособных граждан.
Комплексный подход, объединяющий усилия всех заинтересованных сторон, позволяет эффективно противостоять одному из главных вызовов современного здравоохранения.
Фото вверху: rawpixel.com/freepik.com
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: