Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

«Зелёные» закупки: барьеры и стимулы

644
Читать: 6 мин.

Ассоциация менеджеров провела совместное заседание Комитета по управлению закупочной деятельностью и Комитета по устойчивому развитию и ESG на тему «Зелёные» закупки бизнеса и государства: барьеры и стимулы». Катерина Киндрук, заместитель исполнительного директора Ассоциации приветствовала собравшихся.

Модераторами встречи выступили Ирина Бахтина, председатель Комитета по устойчивому развитию и ESG Ассоциации менеджеров, директор по устойчивому развитию, член правления РУСАЛа, и Виктор Симоненко, председатель Комитета по управлению закупочной деятельностью Ассоциации менеджеров, заместитель генерального директора по развитию компании «Росэлторг».

«Внедряя принципы ESG по всей цепочке поставок – в первую очередь, отдавая предпочтение закупкам «зелёных» товаров и услуг, – компании, по сути, выносят лучшие стандарты ответственного экологического, социального (в частности, в той же охране труда и промбезопасности) и корпоративного управления за периметр собственных заводов и территорий ответственности, тем самым преодолевая исторически сложившиеся дисбалансы», – отметила Ирина Бахтина.

«После прошлого года были предположения, что риторика ESG поутихнет, но, несмотря на все обстоятельства, работа в этом направлении продолжается, – выразился Виктор Симоненко. – Интересно наблюдать, как компании развиваются в этом направлении. Я считаю, надо расширять группу товаров, которые вовлечены в «зелёный» оборот».

Екатерина Копалкина, руководитель направления «Устойчивое развитие» Центра макроэкономических исследований НИФИ, рассказала аудитории об ESG требованиях крупного бизнеса к своим контрагентам. «Как показал опрос представителей МСП по всей стране, для них основным риском внедрения факторов ESG в цепочку поставок является ужесточение условий сотрудничества с заказчиком и, как следствие, расторжение контрактов», – отметила Екатерина. По ее мнению, МСП нужна мотивация по внедрению ESG повестки, а также содействие со стороны государства.

Оксана Горячева, руководитель Национального исследовательского центра устойчивого развития («Енисейская Сибирь»), уверена, что консолидация усилий в области ESG-аккредитации поставщиков – это комплексная задача, которая может быть разрешима при реализации платформенного решения, куда органично интегрируются все аспекты повестки, прозвучавшие сегодня. «Мы обладаем достаточным опытом, чтобы обеспечить решение задач по стимулированию процессов аккредитации в концепции государственно-частного партнерства и уже подготовили проекты таких предложений в рамках создания национального исследовательского центра устойчивого развития», – добавила она.

Иван Барсола, исполнительный директор Дирекции по ESG Сбербанка, уверен, что ESG-трансформация невозможна без широкого вовлечения самых разных компаний, и важную роль здесь играют «зелёные» поставщики. «При этом мало кто понимает, что же такое «зелёные» закупки, – добавил эксперт. – Но тренд на устойчивое развитие в России усиливается вне зависимости от внешних условий». Среди проблем повестки спикер выделил отсутствие чёткого и массового запроса от компаний-закупщиков, а также открытых данных для оценки поставщиков. «Нет статистики, нет данных, нет готовности поставщиков проходить оценку – никто не хочет раскрывать информацию, а из почти 7 млн юридических лиц и ИП в России оценены по единой методологии максимум 160 компаний», – резюмировал Иван. Для комплексного решения проблемы в Сбербанке уже разработали методику и сервис для оценки широкого спектра поставщиков, получили обратную связь от рынка, проводят цифровизацию сервиса, а также создают собственные стимулы для вовлечения поставщиков и закупщиков в повестку.

Проблему отсутствия открытого доступа к статистическим данным, данным обязательной экологической отчётности как надёжной основе формирования оценки ESG-зрелости компаний, секторов промышленности и муниципальных образований также обозначил Денис Разин, управляющий директор IT-компании компании Seldon. Эксперт поделился опытом автоматизации оценки поставщиков с учетом ESG-параметров. «Крупный клиент анализировал контрагентов по 104 показателям, что отнимало массу времени. В ходе работы выяснилось, что порядка 50% запрашиваемых сведений – это внутренние данные компаний, – отметил он. – По оставшейся половине параметров информацию собирают госорганы, но в открытый доступ поступает не более 5%». То есть фактически заказчики не располагают достаточными сведениями для полноценной проверки поставщиков, в том числе по ESG. В связи с этим Денис предложил активнее взаимодействовать с ведомствами в части обмена данными и создания интегрального рейтинга компаний-поставщиков без раскрытия передаваемых показателей.

Юрий Зафесов, руководитель «РОССЕТИ Центр закупок», также подчеркнул необходимость создания единых требований и системы экосертификации. «Важны определения групп товаров, установление единых технических требований к ним и стимулирование компаний – системе нужны требования и подтверждение соответствия», – резюмировал эксперт.

Мария Коваленко, директор по снабжению компании «Металлоинвест», рассказала, что ее компания начала свой путь по направлению ESG три года назад. «Вначале мы сделали кодекс поставщика, это основополагающий документ, демонстрирующий ценности Компании, – отметила она. В «Металлоинвест» подчеркивают, что для развития ESG-повестки в закупках нужна синхронизация подходов хотя бы по отраслям, в которых компании могут иметь измеримый результат и предпринимать конкретные действия, формируя систему мотивации для поставщиков.

Анастасия Попова, основатель и руководитель экосистемы сервисов устойчивого развития «Плюс Один», президент Лиги Зеленых Брендов, поделилась опытом: «Лига Зеленых Брендов инициировала на базе Роскачества Национальный Зеленый стандарт, чтобы создать универсальный инструмент оценки компаний любой крупности и отраслевой принадлежности». На базе методики оценки Национального Зеленого стандарта ГОСТ Р, со слов спикера, компании смогут не только получить сертификат Зеленого производителя – все компании, прошедшие оценку, войдут в единый Цифровой Реестр Зеленых поставщиков, что позволит Лиге придать ему в перспективе статус Национального. «Мы искренне надеемся, что подобный инструмент сможет стать основой для государственных Зеленых закупок», – добавила Анастасия.

Михаил Юлкин, основатель и генеральный директор КарбонЛаб, рассказал об экосистемном подходе к созданию рынка «зеленых» товаров и представил концепцию единой методологической и цифровой платформы для «зеленой» торговли с использованием единых стандартов, инструментов и IT-решений. К «зеленым» товарам, по его мнению, можно отнести товары с углеродной маркировкой, товары с пониженным и/или нулевым углеродным следом, а также товары, позволяющие сократить выбросы парниковых газов у потребителя (или, условно, товары с отрицательным углеродным следом). В качестве «зеленых» инструментов, позволяющих озеленить поставляемые на рынок товары, могут использоваться «зеленые» энергетические сертификаты и «зеленые» (устойчивые) углеродные единицы (офсеты).

Дмитрий Чернышев, вице-президент Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи, сделал акцент на отсутствии стимулирования развития углеродного рынка, в части касающейся не только оборота углеродных единиц и единиц выполнения квот, но и товаров с низким углеродным следом. При этом, последний вид товаров на зарубежных рынках приобретает отчетливые очертания премиального сегмента. «Выступая в качестве драйвера развития биржевого рынка товаров с низким углеродным следом, мы, со своей стороны, готовим необходимую биржевую инфраструктуру, ключевым элементом которой должен стать биржевой стандарт товаров с низким углеродным следом», – подчеркнул спикер.

Обмен мнениями и живая дискуссия на площадке Ассоциации менеджеров позволили участникам выработать целый ряд рекомендаций относительно взаимодействия бизнеса и государства по развитию устойчивых цепочек поставок, расширению перечня экологических и социальных требований к ряду категорий товаров, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, значимости развития практики “зелёных” госзакупок и ESG-аккредитации поставщиков с учётом опыта крупного бизнеса.

Информационные партеры: «Бизнес и Общество», +1, EcoStandard.journal, Publico, INFRAGREEN.

Фото пресс-службы Ассоциации менеджеров

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: