Вышли на тропу
Российские компании постепенно включаются в проекты ответственного туризма
По инициативе Международного центра ответственного туризма в России был учрежден Союз участников ответственного туризма (СОТ). Идея проекта, по мнению его директора Натальи Дроновой, в продвижении региона через информацию об ответственных организациях, охраняющих и поддерживающих природное и культурно-историческое наследие, самобытность.
Задача центра – побудить путешественников к осознанному отношению к тем территориям, куда они едут отдыхать.
Напомним, еще в 2007 году на WEB London (Всемирной лондонской туристической выставке) День наград в области окружающей среды был переименован во Всемирный день ответственного туризма, который является самой большой акцией в мире в поддержку этого явления. В этот день объявляются лучшие проекты в этой области, которые были внедрены в разных странах. Ответственный туризм включает в себя те инициативы в области туризма, благодаря которым происходят кардинальные изменения к лучшему в социокультурной и экономической сферах. Этот вклад включает в себя не только защиту окружающей среды, но и, к примеру, снижение черты бедности, инновации в области культурно-исторического наследия и т.п.
ЭкоЦентр “Заповедники” развивает ответственный, экологический туризм преимущественно в национальных парках, заказниках и на других особо охраняемых природных территориях. Директор ЭкоЦентра Наталья Данилина, говоря о важности этого направления, отмечает, что особенность туристического потенциала России в уникальном сочетании сохранившейся дикой природы и многовековой культуры, которые невероятно привлекательны при умелой подаче. Инвестиции в экологический туризм – это бизнес, который позволяет заработать, но при этом внести вклад в сохранение природы, в возрождение и сохранение духовных традиций, народных промыслов, истории и культуры, в развитие сел и деревень.
“Компании пока только начинают проявлять осторожный интерес к этой сфере. Однако уверена, что экологический туризм будет становиться все более привлекательным и конкурентным, тому пример опыт наших соседей – поляков, чехов, литовцев и белорусов, – уверена Наталья Данилина.
Инвестиции в экологический туризм – это бизнес, который позволяет заработать
По мнению директора фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимира Вайнера, “ответственный туризм способен развиваться двумя путями: через проявление осознанного и зрелого отношения к потреблению качественных туристических продуктов либо как попытка сразу на бездорожье, почти с нуля, построить качественный туристический сервис. И в первом, и во втором случае потребитель становится одновременно создателем турпродукта, развивающим территорию. Но сам турист с нуля этого сделать не сможет, это в первую очередь ответственность оператора, который должен обеспечить экологичность услуги как для местных жителей, так и по отношению к нуждам и потребностям туриста. Поэтому этот турпродукт должен учитывать видение будущего местными жителями и строится на основе локальных стратегий развития, так что здесь не стоит в качестве главной цели извлечение предпринимательской прибыли. Главная цель – сохранность природного и культурного наследия в гармонии с нуждами и потребностями местных жителей. Такая гармония очень сложно достижима, и поэтому примеров немного, в основном, в рамках природоохранных проектов, таких как “Большая байкальская тропа”.
Россияне стали больше тратить на оздоровительный туризм
Справедливости ради стоит отметить, что российские компании постепенно включаются в процесс. “Предприятия нашей компании располагаются преимущественно в Сибири, – рассказала директор по связям с общественностью En+ Group Елена Вишнякова. – Мы реализуем несколько программ, среди которых развитие ответственного туризма: поддерживаем опытную организацию по развитию экотроп, развиваем собственный проект – экомарафон “360 минут”, который с этого года вышел на федеральную площадку. Проект включает в себя не только уборку берегов и продвижение здорового образа жизни, но и экопросвещение”.
Продвижение сознательного и ответственного туризма позволяет развиваться местному бизнесу: проект Школа экологического предпринимательства воспитал уже целую плеяду экологически ответственных предпринимателей. Несколько лет назад на Байкале вся сувенирка была китайского производства. А сейчас уже идут заказы на новогодние подарки из сибирской продукции.
Стоит признать, что байкальский туризм развивался скачкообразно, но уже сейчас мы видим, что это направление вызывает больший интерес как у самих путешественников, так и у представителей туристической отрасли. Он позволяет развивать территории, улучшать жизнь коренного населения, беречь уникальную природу. Участие бизнеса в решении социальных проблем, в том числе экологических, – хорошая мировая практика. Успех компаний на этом поприще во многом зависит не только от их коммерческой деятельности, но и от способности отвечать на глобальные запросы общества, да и просто желания улучшать благосостояние хотя бы собственных сотрудников.
Российская газета – Спецвыпуск №7145 (277).
Автор: Татьяна Бачинская, 06 декабря 2016, Российская газета
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: