Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

ВТБ поможет отреставрировать декорацию к «Половецким пляскам» по эскизу Николая Рериха

604
Читать: 2 мин.

Это декорация к балету «Половецкие пляски» 1909 года – фоновый задник (занавес) по эскизу Николая Рериха «Половецкий стан», уникальный экспонат дягилевской антрепризы. Третьяковская галерея приобрела его в 2020 году в аварийном состоянии сохранности. Но, несмотря на значительные повреждения, сотрудники галереи взялись его спасти. Реставрация будет осуществляться при поддержке Банка ВТБ – генерального спонсора выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке, которая откроется в октябре.

Танцевальный номер на музыку Бородина «Половецкие пляски» открывал «Русские сезоны» Сергея Дягилева 19 мая 1909 года в парижском Театре Шатле и произвел фурор. Он выдержал рекордное количество представлений – по свидетельству Николая Рериха, к 1920 году их насчитывалось более 500. Впечатление от танца усиливала панорамная декорация «Половецкий стан» –полотно 10 х 23 метра с изображением бескрайней степи с юртами на фоне неба. Реставрация этого раритета – событие огромного культурного и исторического значения.

Николай Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Холст, смешанная техника. Государственная Третьяковская галерея

В связи с громадным размером этого фонового занавеса проводить реставрационные работы в горизонтальной плоскости оказалось невозможным. При финансовой поддержке БФ «Транссоюз» сотрудники отдела реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века изготовили инженерную конструкцию, позволяющую работать с полотном такого размера в вертикальном положении. Для восполнения больших кусков ткани будет использовано домотканое полотно XIX века изо льна и конопли, идентичное авторскому по составу, плетению и подходящее по текстуре.

Сотрудники Третьяковской галереи приступают к первому этапу технической реставрации – укреплению красочного слоя и стабилизации ветхого, деформированного полотна. Для этого они разработали метод работы с использованием специальных щитов: магнитное прижатие щитов фиксирует ветхое полотно, далее происходит выравнивание, а затем отпрессовывание многочисленных деформаций.

Первый этап реставрации планируют завершить к октябрю, чтобы представить занавес публике на выставке Николая Рериха в Новой Третьяковке. А потом, уже полностью отреставрированный, он будет включен в ее постоянную экспозицию и станет центральным объектом театрализованного зала – своеобразной увертюрой к искусству ХХ века.

Фото Третьяковской галереи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: