
ВТБ поддержал открытие выставки русского авангарда в Новой Третьяковке
В Новой Третьяковке открылась выставка “Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры”.
Проект приурочен к столетию со дня создания уникального проекта Советской России — Музея живописной культуры, который просуществовал с 1919 по 1929 год. История коллекции русского авангарда Третьяковской галереи во многом связана с судьбой Музея Живописной культуры, ведь с 1924 по 1929 он являлся филиалом галереи. В 1920-е годы московский МЖК занимал ключевое место в целой сети новых музеев, организованных по всей стране.
МЖК — это официальное признание ценности авангарда и вообще современной экспериментальной живописи. Созданный в 1919 году, музей создал прецедент: государство было главным покупателем работ, а составляли коллекцию сами художники.
“Все бразды правления отдали в руки мастеров: в коллегии и закупочные комиссии входили Малевич, Кандинский, Татлин, Павел Кузнецов и другие. Это был не просто чей-то субъективный отбор”, — рассказала куратор выставки в Третьяковке Любовь Пчелкина.
Например, Кандинский был председателем закупочной комиссии 1919 года, а Малевича назначили заведующим художественно-строительным подотделом — он искал помещения для музея, пространства для выставок.
Решения о том, какие полотна покупать, принимались коллегиально, в спорах и диспутах, но конфликт интересов исключался. “Существовало правило: если приобретаются твои вещи, ты не участвуешь в работе комиссии. Конечно, не все было гладко: художники ссорились из-за того, чьих картин больше купили, чьи поедут в провинцию, а чьи будут в Москве”, — посвящает в детали Пчелкина.
Музей должен был объяснять новые тенденции искусства, “улучшить состояние культуры в государстве”. “Акцент был на новом — закупали даже самых молодых мастеров. Не всегда ориентиром был статус или престиж автора”, — пояснила помощник куратора Ирина Кочергина.
В итоге коллекцию МЖК составили работы, которые хотели бы иметь все музеи мира: “Черный квадрат” Казимира Малевича (его купили одним из первых), “Импровизация № 7” Василия Кандинского, “Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)” Наталии Гончаровой, “Сидящая натурщица со спины” Ольги Розановой и многое другое.
«Выставка, о которой сегодня идет речь, посвящена столетию со дня основания первого в мире музея современного искусства. Им стал открывшийся в 1919 году Музей живописной культуры в Москве, а вовсе не знаменитый музей МОМА в Нью-Йорке, который начал свою работу несколькими годами позже. Одной из ключевых задач в рамках общебанковской программы „Культурная страна“ является сохранение культурного наследия России, поэтому мы, конечно, сразу же откликнулись на просьбу Третьяковской галереи поддержать эту уникальную историю», — отметил Александр Ерофеев, вице-президент банка ВТБ.
Экспозиция имитирует развеску МЖК: шесть комнат, обозначенные латинскими буквами от A до F, разделены по принципу художественного метода работы мастеров — объемные они или плоскостные. Как и в “оригинальном” музее, картины освещены обычными лампами и не снабжены индивидуальной подсветкой, а развеска восстановлена по архивным фото.
Проследить историю развития самого прогрессивного художественного течения XX века можно на выставках в Еврейском музее до 19 января 2020 года и в Третьяковской галерее до 23 февраля 2020 года.
Пресс-релиз РИА Новости
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: