Топ-менеджер должен обладать навыком получения счастья
Ассоциация менеджеров провела форум «Будущее управленческих профессий» в рамках цикла мероприятий, посвященных 20-летию организации.
Участники делового события к перспективным навыкам успешного лидера будущего причислили все те, что имеют отношение к процессу коммуникации и получению счастья, эмоциональный интеллект, умение брать ответственность, заботиться об охране окружающей среды.
«Новые времена несут с собой новые вызовы, заново перекраивая границы профессий и отраслей. На форуме мы обсудим, как и где найдут свое место менеджеры в новом технологическом укладе в эпоху тотальной цифровизации и наступающего искусственного интеллекта, какие новые компетенции и управленческие подходы потребуются для развития бизнеса», – открыл событие Дмитрий Зеленин, президент-основатель Ассоциации менеджеров.
Он представил портрет топ-менеджера 2019, который Ассоциация менеджеров по традиции создает на основе опроса участников рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров». опубликованный «Коммерсантом». Если в прошлые годы разрыв между топ-менеджерами мужчинами и женщинами сокращался, то в этом году снова увеличился и составил 61% к 39%. Средний возраст участников рейтинга – 41 год, в браке находятся 79% руководителей.
В топ-15 наиболее важных навыков и компетенций, которые топ-менеджеры считают критически важными для своей профессии, вошли креативность, быстрая обучаемость и быстрое освоение новых технологий в рамках своего профессионального функционала, умение работать в условиях неопределенности, эмоциональный интеллект, умение видеть и учитывать бизнес-драйверы из других профессиональных областей внутри компании.
Особо любопытной оказалась точка зрения топ-менеджеров на вопрос инвестирования в цифровые технологии. 48% респондентов считает, что еще рано подводить итоги и рассчитывать отдачу от инвестиций. В то же время треть менеджеров отмечают, что инвестиции в цифровые технологии окупились в их компании.
Форсайт-исследование «Будущее управленческих профессий» представил Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Результаты масштабного исследования показали, как глобальные тренды влияют на конкурентоспособность компаний и изменяют компетенции топ-менеджеров. Среди ключевых вызовов, на которые стоит обратить внимание, – тотальная цифровизация экономики; переход к экономике впечатлений, шеринг-экономике; усиление экологических требований; кастомизация продуктов и услуг; неизбежное старение населения – объем «серебряной экономики» оценивается в 15 триллионов долларов.
В топ-5 навыков и компетенций, которые будут наиболее значимы для высшего руководителя через 5 лет, вошли: умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде; эмоциональный интеллект; комплексное многоуровневое решение проблем; высокие способности к обучению; разработка видения и умение объединить людей вокруг него; способность к критическому мышлению. “Может быть, наше российское умение находить решения в ситуации “надо было вчера” и есть та уникальная компетенция будущего?” – заключил эксперт.
Раиса Полякова, генеральный директор KFC в России и СНГ, поделилась видением трех главных задач, стоящих перед лидером. Он должен совершенствовать свои компетенции, быть катализатором изменений внутри компании и принимать на себя ответственность за позитивные перемены в обществе. «Мы – те люди, которые должны преобразовывать окружающий мир: участвовать в разработке законодательных инициатив, обсуждать профессиональные стандарты, развивать социально значимые проекты», – пояснила Полякова.
«Давайте учиться у стартапов, их тысячи успешных, и есть чему поучиться. Зачастую они обходятся без жестких функциональных привязок. Но надо признаться, что как только некий старт-ап, будь то Uber или в свое время Yandex, Google, превращается в корпорацию, становится публичным и понятным для инвесторов, он обрастает функциями. Функции – неизбежные детали управления большой корпорацией. Внутри корпорации могут быть маленькие команды, в которых функции смешиваются и далее управляются неким лидером, некой идеей», – призвал генеральный директор ПАО «ВымпелКом» Василь Лацанич.
Говоря о том, что топ-менеджеры должны смотреть в будущее, генеральный директор ПАО «ВымпелКом» Василь Лацанич сформулировал тезис «нужно менять работу, задачи, окружение». «Что касается профессий, то большинство из них будут существовать и пять, и десять лет, но их значение серьезно изменится. Люди не исчезнут под влиянием роботизации, изменятся их роли так же, как поменялись наши», – резюмировал спикер.
«Главным активом любой компании становится человеческий капитал. И до сих пор было странно насколько бесхозно мы, как руководители, к нему относились. В свое время лордом Кельвином была произнесена фраза: «Нельзя улучшить то, что нельзя измерить». Мы никогда не пытались в режиме реального времени измерить счастье нашего человеческого капитала, его diversity, inclusion, этические вопросы. Теперь это стало возможно с помощью искусственного интеллекта», – продолжил дискуссию Давид Ян, основатель и председатель совета директоров группы компаний ABBYY. «Конечно, искусственный интеллект становится частью нашей повседневной и корпоративной жизни», – констатировал Ян.
О том, как роботизация повлияет на будущее управления, высказался Александр Чуб, президент группы компаний «Русские Башни»: «Несмотря на быстроизменяющийся мир роль человека в процессе принятия решений остается незаменимой константой. Меняются, усовершенствуются лишь средства, которые помогают более обоснованно и оперативно принимать решения. Роботизация и искусственный интеллект относятся к тем категориям и обстоятельствам, которые должны сделать жизнь человека более эффективной, качественной и яркой, поскольку позволят не тратить время на рутинные действия и операции, высвобождая его для решения творческих задач».
«Россия является признанным лидером по качеству и уровню развития человеческого капитала во всем мире. Однако, уже сейчас мы видим, что руководители бизнеса в России столкнутся с теми же вызовами, которые возникают при адаптации к Четвертой промышленной революции», – отметил Иан Коулберн, главный исполнительный директор «Делойта», СНГ.
Филипп Пегорье, президент ALSTOM Россия, коснулся этического аспекта взаимодействия искусственного интеллекта (AI) и человека, а Александр Котт, режиссер, обладатель «Серебряного Георгия», объяснил, почему AI не сможет перевесить значимость работы человека.
На дальнейших четырех сессиях форума модераторы консолидировали мнения профессионалов по поводу будущего управленческих профессий в базовых сферах.
Тренды в коммуникациях:
Александр Цыпкин, публицист, председатель Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров:
Первый тренд – цифровизация в том смысле, что каждый стал средством массовой информации. Второй – популяризация офлайн, офлайн-встречи становятся все более популярными: мы переели цифры. Третий – все более ценными становятся такие навыки, как эмпатия, симпатия, креатив.
В финансах:
Максим Лапин, финансовый директор Московской биржи:
Получается, что профессия переопределяется с chief financial officer на chief functional officer. По одной простой причине, что как только кто владеет данными, тот начинает владеть ситуацией. И по эффективности маркетинга и воронки конверсий, и окупаемости проектов, и скорости обработки запросов, и так далее. Поэтому сейчас от CFO требуется уметь вникать в любую тематику через финансовый срез. Но не самому, а через управление командой.
В маркетинге:
Артем Засурский, вице-президент по стратегии АФК «Система»:
Функция классического маркетинга будет со временем все больше дисконтироваться по мере развития новых технологий. Искусственный интеллект позволит еще глубже анализировать и лучше понимать потребности и особенности поведения потребителей. А за человеком с креативным мышлением останется формирование этих потребностей и поиск наилучших способов их удовлетворения. Для этого нужно отлично разбираться в психологии, когнитивных, социальных науках и обладать таким набором soft skills, которые пока не доступны машине
В HR:
Елена Витчак, профессор Сколково:
Ключевые тренды – повышение производительности труда, повышение уровня компетентности персонала, что делать с компетенциями: учить – не учить, развивать – не развивать, от концепции long-life-learning никуда не деться, люди будут менять профессии. Нужно научиться любить себя!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: