Татьяна Бачинская: «воспитанникам детских домов нужно рассказывать, что люди – это возможности, а не источники опасностей и бед»
Татьяна Бачинская в благотворительной сфере человек известный, главный редактор журнала «Бизнес и общество», исполнительный директор Центра развития филантропии «Сопричастность». Но даже тем, кто знает ее лично, трудно поверить в то, что все детство она провела в интернате, а свою взрослую, самостоятельную жизнь строила и определяла без чьей-либо помощи и советов. Мы поговорили с Татьяной о том, как у нее получилось состояться в самом полном смысле этого слова, о том, почему она не обижена на весь мир, а очень добра и открыта ему, и как нужно общаться с детьми в детских домах, чтобы они вышли оттуда с желанием жить.
Мне было 5 лет, когда мои родители развелись, сначала мама отдала меня в детский сад на пятидневку, а потом в интернат на восемь лет. Вспоминать об этом времени тяжело и страшно. Многие детки, которые учились там со мной, уже умерли. Например, Павлик, которого часто обижали, одним из первых ушел. В интернате был не только недостаток любви, хорошие педагоги часто уходили в «благополучные» школы. Я была хорошисткой, и поэтому мне очень тяжело далось осознание, что уровень подготовки в других школах намного выше. Мне не с чем было сравнивать, это выяснилось, когда решила продолжить учебу после десятилетки. Мама сказала, что теперь я сама должна определяться куда идти. Я поехала в Киев, поступать в Институт народного хозяйства, просто за компанию с подругой, не поступила. На следующий год – в Петербург, такая же история. Потом в Москву, историко-архивный институт, опять не получилось. Что делать? Чем я хочу заниматься? Я была в растерянности.
Вернувшись в родной город – Феодосию, устроилась почтальоном. Мне дали самый сложный, гористый район с частными домами. Помню в один из дней надела новые красные вельветовые туфли, которыми сильно стерла ноги, по дороге увидела станцию скорой помощи, еле до нее дошла, попросила бинт, врач в белом халате ответила мне очень грубо, что бинт стоит в аптеке девять копеек. Со слезами понесла почту по ближайшему адресу и во дворе дома мою хромающую походку заметила совершенно незнакомая женщина, назвала доченькой, тут же принесла бинт, вату, перевязала. Меня так поразила эта простая история, что я написала о ней в местную газету «Победа», к моему удивлению текст с заголовком «Обида» опубликовали, а мне предложили поработать внештатным автором. Работа в журналистике понравилось, пришло осознание, куда мне надо идти. На факультет журналистики МГУ поступила с первой попытки, училась на вечернем отделении и работала. К концу первого курса поняла, что, что сил совмещать качественную учебу с 8-часовой работой не хватает, перевелась на дневное, работала в двух местах уборщицей, а в третьем – сторожем. После МГУ было еще много учебы, курсы пиара, обучение в Центре изучения филантропии Нью-Йоркского городского университета, которое так вдохновило меня, что я решила делать свой собственный журнал «Бизнес и общество». К тому моменту у меня был опыт работы в Ассоциации Российских банков и опыт работы Центре развития филантропии «Сопричастность», который в тот момент помогал очень многим: от малоимущих – до освободившихся заключенных. Сейчас я руковожу и им.
Хоть детство и юность были непростыми, но вспоминаю их с благодарностью, «суровая школа жизни» закалила, подготовила к переменам, сделала внутренне сильной, но не озлобила, потому что вовремя поняла простую истину зеркального отражения: «Что мы даем, то и получаем». Если быть к миру злым, он ответит тем же. Если носить свои обиды и жалеть себя, то притянутся такие же обиженные и жалкие люди, а если хочешь быть успешным, ярким, созидающим, будь таким, ведь все препятствия – внутри тебя, никто не способен помешать, если ты чего-то искренне и сильно хочешь, главное – понять ценность жизни и найти в ней свое место.
Этой философии в детских домах не хватает. Маленьким воспитанникам надо рассказывать, что люди – это возможности, а не источники опасностей и бед, что жизнь, это не только сказка, беззаботность и праздники, но и собственный труд, энергия, сила. Ребятам важно знать, что сложности неизбежны, но преодолимы, они бывают у всех. Главное, что нужно изолированным детям – практические навыки для самостоятельной жизни, профессии, обучение быту, а главное, много-много любви. Им, лишенным счастья быть безусловно любимыми, нужно дать понять, что любовь существует! Лучше всего они осознают это в новой семье. Детей совершенно точно не нужно превращать в иждивенцев, формировать у них привычку, что на них все сыпется с неба. Такой ребенок вышел из детского дома, а ему больше никто ничего не дал, а он уже привык к тому, что все достается бесплатно и без труда, пошел и просто так это отобрал у кого-то, или озлобился на весь мир за его несправедливость. Гражданское общество в России постепенно взрослеет, и появляется много профессионалов, которые правильно помогают сиротам, социализируют их, ищут для них семьи. Такие фонды, компании, инициативные группы, и просто активные, неравнодушные люди, нуждаются в поддержке, поощрении. И нужно распространять их успешные практики.
Меня 15 лет назад в Америке поразило то, что я увидела в обычной школе, куда меня привел восьмидесятилетний волонтер. Я вошла в класс, где примерно 15 взрослых людей занимались с трудными подростками в свой обеденный перерыв. Это произошло потому, что на самом высоком уровне был сделан соответствующий «запрос», власть попросила людей прийти и помочь. Наше общество оживет, когда у нас произойдет что-то подобное, ведь помогая нуждающимся, люди качественно становятся другими.
Автор: Екатерина Баяндина. Источник: фонд «Арифметика добра»
08 декабря 2014, Арифметика добра
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: