Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Социальное партнерство в России: лучшие кейсы

1074
Читать: 5 мин.

Опубликовано исследование «Социальное партнерство в России. Сборник лучших практик». Сборник издан АНО «Центр развития филантропии «Сопричастность» и журналом «Бизнес и Общество» при поддержке компаний ОМК и «Cеверсталь». В сборнике представлены данные исследования консорциума «Бизнес и общество» за последний год, приведены материалы по результатам всероссийского исследования и конференции.

Кто это сделал, что это такое?

В некоммерческий консорциум «Бизнес и общество» входят Центр развития филантропии «Сопричастность», Клуб корпоративных филантропов, портал и журнал «Бизнес и общество». Центр и журнал «Бизнес и общество» давно занимаются изучением этого сравнительно нового для России направления, что позволило использовать в исследовании обширную базу квалифицированных экспертов из бизнеса, власти, гражданского общества и СМИ как в Москве, так и в регионах.

В обработке данных применялось сочетание традиционных качественных методов анализа, полученных из глубинных интервью (120 экспертов) и фокус-групп (62 эксперта). География проекта

Участники исследования и конференции по его итогам разработали предложения о возможных формах взаимодействия власти, СМИ, бизнеса и НКО. Взаимодействия для обеспечения стабильности, гармонизации общественных отношений и для улучшения ориентации граждан в вопросах и темах социального развития. В исследовании собраны около 50 кейсов социального партнерства в России, участников проектов просили рассказать о сложностях, с которыми они сталкивались. Среди представленных кейсов можно найти системные, масштабные примеры, и первые опыты организаций в этом направлении.

Что мы об этом думаем

«Филантроп» отличается своей въедливостью и критицизмом, а об этом большом труде много можно сказать критического. Хотя бы потому, что он – действительно большой. Но сейчас мы будем говорить о том, что считаем интересным и важным, а критику изложим потом, при личных встречах, за рюмкой кофе и кружкой шампанского.

Первый момент, который мы считаем интересным:

В исследовании выявлены и сопоставлены точки зрения на социальное партнерство власти, бизнеса и НКО. Они, разумеется, различны и весь спектр мнений представлен в материалах исследования, которые в полном виде мы привести не можем. Несколько огрубляя, можно сказать так:

Власть часто понимает социальное партнерство просто как трудовые взаимоотношения или как работу с общественниками, а НКО – как способ реализации своих гражданских инициатив. Что же касается бизнеса, он готов к социальному партнерству с НКО в каких-то социальных проектах и бескорыстно, но охотнее рассматривает это как фрагмент КСО.

«Социальное партнерство» понимается многими по сути как профсоюзная деятельность или ее замена, как то, что имеет дело в первую очередь с отношениями работодателя и работника, а также – с отношениями населения и органов власти. Кроме того, любопытно, что некоторые бизнесмены считают «социальным партнерством» «предоставление качественных товаров и услуг по оптимальным ценам, то есть – просто обычный, пусть и добросовестный, бизнес», — говорится в исследовании.

Мы, конечно, могли и раньше об этом догадываться, но исследование установило этот медицинский факт клинически.

Авторы исследования отмечают: «Необходимо отходить от понимания системы социального партнерства в России преимущественно через призму взаимоотношений „работодатель-работник“. Социальное партнерство − понятие более емкое, включающее другие социальные инструменты».

Отметим, что в истории благотворительности и филантропии сведение социального партнерства к отношениям работодателей и власти с работниками называлось «трэйдюнионизм», а людям, жившим в СССР это, к тому же, живо напоминает незабвенные профкомы, месткомы, домкомы и спорткомы.

Согласия в терминах нет и в своем кругу

Исследователи отмечают: единства в понимании и применении термина «социальное партнерство» нет и у представителей некоммерческого сектора. Это тоже весьма важный вывод.

Одни из НКОшников считают, что термин «социальное партнерство» пока не разработан и окончательно не понятен всем сторонам, редко используется в ежедневной работе. Чаще применяют более простые и однозначно трактуемые термины: фандрайзинг, донорство, и т.д.

Другие используют этот термин, как правило, в диалоге с властью и с бизнесом для того, чтобы объяснить им, что на данном этапе развития некоммерческий сектор уже готов выступать партнером в проектах. Сейчас представление о третьем секторе как об иждивенцах уходит в историю, партнерство и общение осуществляются на равных. В новой стилистике коммуникации с властью термин «социальное партнерство» используется, как правило, если необходимо подчеркнуть, что некоммерческий сектор готов выступать партнером в решении общих проблем.

Многие эксперты согласились с тем, что понятие социального партнерства, все же, чаще употребляется при написании публикаций и в официальной переписке, а между и внутри организаций он практически не в ходу. Его заменяют на другие термины: благотворительность, меценатство, некоммерческий проект, социальная деятельность, социальный проект, социально-культурная деятельность, социальные отношения.

Другие выводы и разделы исследования

Исследователи предлагают свое понимание «социального партнерства»: «под СП понимается межсекторное партнерство, которое существует между бизнесом, властью и НКО, для улучшения социально-экономической ситуации в городе, регионе».

Другими словами, социальное партнерство – это:

участие в общем деле нескольких организаций, физических и/или юридических лиц, связанных одной общей идеей при отсутствии фиксированных коммерческих интересов, направленное на решение социальных проблем, улучшение обстановки, изменение мира в целом;
взаимодействие заинтересованных сторон для достижения оптимальных социально значимых результатов, которые положительно сказываются на деятельности как бизнеса, так и власти и социума в целом;
готовность бизнес-структур и органов государственной власти сотрудничать с неправительственным сектором в реализации социальных инициатив;
система взаимоотношений, направленная на участие общества и его членов в процессах государственного, корпоративного и социального управления.
О будущем социального партнерства в исследовании говорится так:

«К сожалению, локальный подъем социального партнерства невозможен без серьезных изменений в экономической политике государства. Перспектива у социального партнерства появится только при институциональной поддержке НКО и создании условий для мотивирования бизнеса. СП через привлечение неправительственного сектора к выработке и принятию управленческих решений способствует созданию гармоничного общества».

Есть в исследовании и отдельный раздел рекомендаций. Их мы приводить не будем – все заинтересованные в этом смогут прочитать исследование самостоятельно.

Наше дело – привлечь к нему внимание и рассказать о том, что нас в нем заинтересовало :).

Отметим еще, что при всех различиях в понимании и позициях, в России уже существует определенный опыт «социального партнерства», что позволило привести в исследовании порядка 50 кейсов, которые, кстати, и сами по себе интересны.

Подробнее

04 февраля 2016, Филантроп

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: