Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Проект «Открыто для всех» создает сообщество инклюзивного бизнеса

616
Читать: 6 мин.

В последнее время термин «инклюзия» можно услышать повсеместно: в бизнесе, рекламе, образовании, в выступлениях лидеров общественного мнения. Однако до сих пор многие имеют смутное представление о том, что же такое «инклюзия» и зачем именно нужна «доступная среда».

На 2022 год в России живет 11 млн людей с инвалидностью и лишь 17% из них не сталкиваются с ограничениями при получении товаров и услуг, в обучении, трудоустройстве и развитии. Вопреки устойчивому стереотипу значительная часть этих людей готова работать, быть полноценными членами социума, однако их самореализация зависит от создания необходимых условий.

С созданием подобных условий как раз может помочь бизнес, причем это не всегда связано с прямыми вложениями. Сегодня речь в первую очередь идет об изменении культуры и подхода к вопросу доступной среды. К людям с инвалидностью стоит относится не как к «жертвам», а как к полноправным членам общества и, более того, как к целевой аудитории для бизнеса. А вопрос взаимодействия с людьми с инвалидностью стоит перестать рассматривать в контексте «благотворительности» – бизнесу нужно научиться видеть экономическую выгоду от подобного подхода, получать новых клиентов, специалистов, и, как следствие, быть более успешными, чем конкуренты.

По данным того же исследования НАФИ, российский бизнес недополучает около 60 млрд рублей ежегодно из-за слабой адаптации под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Причиной этому во многом является отсутствие дополнительной государственной поддержки и высокие технические требования по адаптации сервисов и услуг, а также затратность адаптационных мер. Тем не менее, подавляющее большинство представителей российских компаний (94%) видят возможности для мотивации бизнеса к внедрению инклюзивных практик. Более половины полагают, что мотивировать руководство компаний к адаптации производимых товаров и услуг может получение дополнительного государственного финансирования на эти цели (67%). Также, по мнению бизнесменов, улучшить ситуацию способны гарантированная финансовая выгода (43%) и ожидаемое улучшение имиджа компании (39%).

Стать неким мостиком между государством и бизнесом, стремящимся к формированию инклюзивной среды должен стать проект Агентства стратегических инициатив «Открыто для всех», который был запущен в начале 2022 года.

Проект ставит перед собой амбициозную цель увеличить количество компаний, обеспечивающих доступ для людей с инвалидностью к возможностям для учебы и работы, товарам и услугам, объектам медицинской и социальной инфраструктуры, разработать эффективные меры поддержки и поощрения инклюзивного бизнеса на государственном и региональном уровнях, а также включить людей с инвалидностью в активную социальную, общественную, трудовую жизнь и формирование инклюзивного общества.

«Задача проекта «Открыто для всех» – создать сообщество инклюзивного бизнеса, в котором лучшие российские практики по созданию безбарьерной среды передаются тем, кто понимает, насколько это важно – и с экономической, и социальной точек зрения. А все, кто призван поддержать бизнес в развитии инклюзивных сервисов, товаров и услуг, политике трудоустройства смогут оказывать поддержку максимально оперативно и эффективно», – рассказывает о целях проекта генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.

Одним из ключевых элементов проекта «Открыто для всех» стал Национальный инклюзивный договор (НИД) – открытый договор между бизнесом и обществом, в котором компания декларирует свою приверженность инклюзивному подходу, подчеркивает ценность людей с инвалидностью как ее полноправных клиентов и потребителей товаров, услуг, сервисов. Присоединиться к нему может любая компания, признающая важность повышения доступности товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью. Договор уже подписали ОАО «РЖД», Благотворительный фонд «Вклад в будущее» (Сбер), WorldSkills Russia, Университет 20.35, а совсем недавно в рамках Форума решения социальных задач, который проходил 2 июня в Москве, НИД подписали «Билайн», Студия Артемия Лебедева, а также проект Everland, Центр «Инклюзион», инклюзивный кинотеатральный проект «ВзаимоДействие».

Там же в рамках форума состоялась Лаборатория инклюзивного бизнеса, где предприниматели, представители НКО и другие эксперты разработали пакет мер государственной поддержки инклюзивного бизнеса. Одной из предложенных мер стало создание единого реестра российских инклюзивных компаний на базе НИД. Подобные компании, по мнению участников Лаборатории, должны получить официальный статус, поддержку региональных властей, а также привилегии при участии в госзакупках, касающихся сферы инклюзивности.

«С помощью проекта «Открыто для всех» мы хотим сфокусировать внимание на выявлении, описании и продвижении успешных практик по предоставлению бизнесом инклюзивных сервисов для людей с инвалидностью, предложить готовые решения, а также представить обществу компании, работающие в этом направлении», – отмечает директора центра практик качества жизни АСИ Александра Пироженко.

Уже сейчас целый ряд компаний реализуют политику, направленную на внедрение инклюзии во все сферы деятельности. Так, Сбер разработал и внедряет решения как для всех клиентов с инвалидностью, так и для отдельных категорий. Все люди с ОВЗ обслуживаются в отделениях Сбера без очереди и могут попросить о помощи сотрудников, обученных использованию ассистивных технологий. Получатели пенсии по инвалидности имеют право на бесплатную карту с процентом на остаток и специальные страховые продукты. 30 тыс. банкоматов оборудованы голосовыми помощниками для незрячих, а в 6 тыс. офисов для клиентов с нарушениями слуха и речи работает удаленный перевод на русский жестовый язык, также туда можно заехать на коляске (а если пандуса нет, то такси — за счет банка).

Эти и другие практики крупнейшему банку России помогали внедрять партнеры проекта «Открыто для всех» – эксперты из Diversity Brand Russia. «Необходимо научить бизнес видеть экономическую выгоду от найма сотрудников с инвалидностью, а также производства товаров и услуг для таких людей», – отметила Ольга Бурневская, сооснователь компании Diversity Brand Russia.

Для отбора и распространения лучших практик Агентством стратегических инициатив объявлен Всероссийский отбор инклюзивных практик, которые станут основой для методологического обеспечения бизнеса, готового внедрить эти практики. К участию в отборе будут допущены практики по следующим направлениям:

  • Универсальный дизайн

Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их максимально пригодными к использованию для всех людей без необходимости адаптации. Включает также ассистивные устройства для людей с инвалидностью

  • Импакт

Практики, направленные на формирование благоприятных условий для людей с инвалидностью в общественной сфере

  • Корпоративная политика

Внутренняя инклюзивная организационная и социальная культура компаний, направленная на создания благоприятных условий для трудоустройства и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью при выполнении трудовых обязанностей

  • Инклюзивное лидерство

Практики по созданию безбарьерной среды, производству товаров и оказанию услуг, реализуемые непосредственно людьми с инвалидностью

  • Инклюзивное образование

Практики подготовки педагогов и специалистов по работе с людьми с инвалидностью, сервисы для развития их компетенций

Прием заявок открыт 10 марта и продлится до 31 декабря 2022 года. В рамках Всероссийского отбора совместно с экспертами и держателями практик встречно будут сформированы меры поддержки бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Создание доступной среды и обеспечение равных возможностей, безусловно, потребует объединения представителей всех сфер деятельности. В перспективе среда равных возможностей – инклюзивная среда – позволит нашим гражданам с инвалидностью вести обычную социальную жизнь, получать образование, находить достойное применение своим знаниям и талантам в российских компаниях, а предприятиям сферы услуг, работодателям – получать новых клиентов, специалистов, и, как следствие, быть более успешными, чем конкуренты.

Пресс-релиз

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: