
Предприниматели обсудили в “Сколково” перспективы развития стартапов в России
Сегодня начинающим социальным предпринимателям российский рынок предлагает разные варианты для запуска и развития своих проектов. Это социальные бизнес-инкубаторы и акселераторы, образовательные программы, консалтинг и наставничество, а также доступ к инвестициям. При этом что-то работает лучше для «классических» стартапов, а что-то — для социальных. Тому, как не растеряться в многообразии опций и как научиться выбирать оптимальный для своего стартапа путь, посвятили дискуссию, организованную в “Сколково” фондом “Навстречу переменам” и технопарком “Сколково”.
Как отметили участники встречи, в социальной сфере сегодня есть четыре основных направления: бизнес, который занимается социальными проектами как частью своей деятельности; стартапы — современные, технологичные, способные к быстрому росту; малое социальное предпринимательство; НКО. По мнению экспертов, и классическим, и импакт-стартапам помогает одно и то же: готовность инвесторов вкладываться в них как деньгами, так и обучением, индивидуальными консультациями, менторством и так далее. Социальную сферу не стоит ассоциировать с «просящей рукой»: нужно относиться к ней как к реальному, конкурентоспособному продукту и услуге.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что для того, чтобы количество социальных проектов росло, нужно делать упор на обучение их текущих и будущих создателей, а также на регулярный диалог с аудиторией предпринимателей, которые потенциально могут помочь консультациями и инвестициями. Командам социальных стартапов необходимо учиться правильно «продавать» проекты бизнесу и учиться диалогу с ним. Для этого стоит говорить о своем продукте или услуге в формах, в которых бизнес сможет приложить ваше предложение к своему продукту и к его продажам. Любой проект должен обладать смысловой опорой, иначе проект может стать скоротечной акцией и быстро забудется для аудитории. Стоит также делать акцент на создание постоянного сообщества вокруг своего проекта — как сообщества потребителей, так и сообщества тех, кто будет стартап развивать и поддерживать.
«Мы часто сталкиваемся с точкой зрения, что лучше заработать в обычном бизнесе, а потом пожертвовать на благотворительность. Но это не про системность и заметные изменения…Если говорить про масштабируемость социального эффекта, то стоит обратить внимание на объединение — посмотрите, кто вокруг вас тоже решает эту проблему? Подумайте, как более системно решать социальную проблему, которой вы занимаетесь, как привлекать больше инвестиций?» — предлагает Татьяна Бурмистрова, соучредитель Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам».
Импакт-стартап с хорошей экономической моделью вполне возможен, полагают участники дискуссии. Для венчурных инвесторов важно, чтобы импакт-стартап масштабировался, чтобы фаундер был озабочен развитием и увеличением доходности или объема аудитории стартапа.
«Опора на маркетинг — это на самом деле отличный заход. Мы обычно преподносим свой продукт в том числе и с точки зрения маркетинговых показателей. Здесь мы говорим о коммуникациях — лояльность сотрудников и партнёров будет, как правило, выше, если компания подарит им подарки с социально-экологической составляющей, с красивой, настоящей историей изменения к лучшему жизни людей, сохранения природы. Кому-то из наших партнеров больше откликаются бизнес-показатели, связанные с эмоциями от маркетинга, а кому-то важнее социальное воздействие» — отмечает Любовь Ермолаева, сооснователь и управляющий партнер платформы товаров от социальных предпринимателей BuySocial.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: