Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Устойчивое развитие
1238
Читать: 11 мин.

Российская КСО – новый этап в условиях инерционной государственной политики и сохраняющейся инициативности бизнеса

Алексей Костин,
исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», к.э.н., переводчик

Начиная с 2013 года я в нескольких своих публикациях описал возможные альтернативные сценарии развития КСО в Российской Федерации. Попробуем оценить, какой из них воплощается сейчас в реальность и чем наша модель отличается от КСО развитых и динамично развивающихся стран БРИКС.

Напомню, что в 2013 году, как я писал, еще сохранялась актуальность выбора вектора и политики социально-экономического развития страны, от которого зависело развитие КСО:

«По какому пути пойдет государственная политика в данной области во многом будет зависеть от принципиального выбора общей модели экономического развития в условиях неумолимо приближающейся рецессии и, возможно, структурного экономического кризиса. Ресурсная модель экономики России себя полностью исчерпала: темпы роста производства падают, несмотря на рост мировых цен на нефть и газ и оживление экономик Северной Америки и Европы».

Подчеркну, что это было написано до украинского кризиса и до введения международных санкций Запада в отношении России.

При нынешнем фактически инерционном варианте развития КСО в России происходят незначительные изменения в сторону постепенного небольшого роста охвата этой прогрессивной системой количества крупных российских компаний. Это в основном компании, имеющие объективно большую зависимость от местных и региональных властей, а также те из них, которые оказывают услуги в социальной и инфраструктурной сферах. На самые крупные компании нефтегазового комплекса, металлургии, химии, удобрений, энергетики оказывают, как и раньше, существенное влияние международные стандарты КСО и устойчивого развития, которых придерживаются международные компании – конкуренты российских.

Выбор экономической модели развития России уже очевиден: в условиях укрепления фактической унитарности государства происходит очевидное усиление роли государства в экономике, его различных госкорпораций, госкомпаний и фактическое усиление монополизации и олигополизации экономики. А это ведет к снижению конкуренции во всей экономике. КСО и устойчивое развитие во всех развитых странах и БРИКС используется компаниями в качестве одного из мощных средств в конкурентной борьбе. Но чем ниже конкуренция, тем ниже стимулы в развитии КСО и УР.

При активной государственной политике по «раздаче» финансовых и иных ресурсов социально незащищенным или выбранным по определенному принципу слоям населения, российские компании также неминуемо вовлекаются в этот процесс. Как и во многих случаях в настоящее время, «раздача денег» проходит несистемно, в соответствии с приоритетами и пожеланиями властей разного уровня. Качественному развитию социальной ответственности компаний это фактически не способствует, скорее наоборот. Более того, такая «благотворительность» воспринимается однозначно в качестве еще одного вида дополнительного налога для бизнеса «на социалку». Отношение же компаний к действительно системному развитию КСО при этом идет «по остаточному принципу»: ведь региональные и местные власти оценивают лишь объем их «помощи», а не комплексную социальную ответственность во всех трех взаимосвязанных областях: экономической, экологической и социальной.

Анализируя последние шесть-семь лет, можно уже сейчас сделать вывод, что социально-экономическая политика, а за ней и КСО, пошли по варианту «сильного государства» в рамках унаследованного от предшествующих лет не институционализированного и не сформулированного государственного подхода к КСО и УР.

Что это означает для современного развития процесса КСО в России?

  • Все больше компаний в своей практике социальной отвевенности и благотворительности откликаются на патриотическую мобилизацию, активно проводимую государством через практически все его органы, и ориентируются на этот запрос государства: все больше социальных проектов направлено на воспитание молодежи, на патриотические отражение истории, на поддержку начинаний и проектов православной церкви, на спортивные мероприятия, на культурные проекты патриотического характера и т.д.
  • Все большее количество компаний создают собственные и взаимодействует с благотворительными фондами, и через них корпоративная благотворительность продолжает развиваться. Серьезный подъем наблюдается в «народной благотворительности» через развитие общественного волонтерства. При этом корпоративное волонтерство испытывает бум своего развития в последние два – три года.
  • Заставлять и координировать или стимулировать бизнес заниматься КСО как приоритетной политикой компаний, как и раньше, государство не стремится – отсутствие «правил игры» в данной сфере позволяет всем игрокам сохранять так высоко ценимую ими «гибкость».
  • Грань между «правильным» и «неправильным» с точки зрения государства (власти, правительства) КСО не сформулирована и остается нечеткой. Бизнес «улавливает» государственный запрос в данной области сам или неофициально о нем информируется.
  • В неявном виде, особенно на местном и региональном уровнях, «замещение» бизнесом расходов государства на социальную сферу приветствуется, но нельзя сказать, что в форме официальной политики. За исключением так называемых соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между отдельными крупными компаниями и региональными/городскими властями.
  • В сфере отражения КСО в СМИ наблюдается определенное смещение акцентов – с часто в прошлом заказного характера освещаемых «лучших практик» конкретных компаний в сторону обсуждения острых социально-экологических проблем страны и участия российского бизнеса в их разрешении или смягчении.
  • Транспарентность и прозрачность российского бизнеса остается на низком уровне, особенно в государственном секторе, включая унитарные предприятия.
  • Только четыре организации бизнеса – РСПП, Деловая Россия, ОПОРА-Созидание и АМР – продолжают сохранять свой интерес к поддержке развития КСО в стране, но их мероприятия все больше носят не финансовый, а институционально – экспертный характер.
  • При явном снижении количества конференций и круглых столов в области КСО в России с международным участием (проводимых ранее ВЭБом, РСПП, ПРООН, и т.д.) сохраняется стабильный уровень обсуждения «лучших практик» КСО внутри России, инициируемых в основном активными НКО и группой ведущих российских и международных компаний, работающих в России.
  • Государственная политическая поддержка КСО остается на низком уровне.

Таким образом, оценивая сегодняшний этап развития КСО, можно сделать вывод о его преимущественно инерционном характере в рамках общегосударственной политики при сохраняющемся низком уровне транспарентности и публичной отчетности российского бизнеса и разнонаправленного развития КСО и корпоративной благотворительности.

В то же время, следует отметить новую составляющую КСО в России – ее нацеленность с 2015 года на 17 Целей устойчивого развития ООН. Безо всяких рекомендаций со стороны Правительства и государства большинство компаний включили в свои политики КСО и нефинансовую отчетность нацеленность на ЦУР, что безусловно повышает качество и эффективность мероприятий КСО. Однако очень редко встречается детализация ЦУР через предусмотренные 169 задач по достижению ЦУР и тем более хотя бы частичного использования 232 глобальных показателей ЦУР.

КСО все еще не стало составной частью и так называемой ДНК российского бизнеса, а государству явно не до этой проблемы: «стагнация на дворе». До осознания же того факта, что скоордированная государственная поддержка и стимулирование КСО могут существенно помочь стране в выходе из разразившегося «застоя», похоже, все еще далеко. Стадия инерционной «мобилизации» КСО пока что сохраняется.

КСО на перепутье: куда дальше двигаться?

До сих пор представление основной массы населения России о значении и роли корпоративной социальной ответственности (КСО) остается на крайне низком уровне. По глубоко укоренившейся исторической традиции россияне ждут помощи и «подарков» от государства и персонально от Президента и губернаторов. А что они получают от бизнеса, даже бесплатно, обычные люди, за редким исключением, не в курсе. Здесь есть и доля вины самих компаний, которые слабо и неэффективно сообщают населению о своих проектах и инициативах в области социальной сферы и экологии. Зачастую, российский гражданин даже не знает о том, что такое КСО. Это неслучайно, т.к. подконтрольные государству основные телеканалы и печатные СМИ теме объективного освещения вклада бизнеса в общественно значимые программы не уделяют должного внимания, концентрируясь на роли государственных компаний и отдельных, пусть очень важных, чиновников. Такова российская традиция – государство и его лидер «вас бережет», а компании решают собственные задачи по производству товаров и извлечению прибылей.

Для ясности объясним, что такое КСО в современном понимании.

КСО – это система этических норм и ценностей компании, а также последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия.

Для компаний продвижение и повышение осведомленности о своей КСО, особенно среди ключевых партнеров и стейкхолдеров, крайне важно для улучшения имиджа и деловой репутации в стране, регионе присутствия и на международных рынках, для повышения конкурентоспособности в стране и за рубежом.

Последние полтора десятилетия обсуждение общественно-политической системы страны и ее траектории развития практически прекратилось. Какой капитализм мы строим, непонятно даже просвещённой части общества. Время от времени начинается поиск «национальной идеи», которая напрямую связана с этим вопросом, но эти дискуссии также быстро затихают, как и начинаются. Это примечательно, поскольку до 1991 года обсуждение вопроса, что мы строим, было всегда очень активным.  До этого переломного года в СССР национальной идеей было «строительство коммунизма», в Западной Европе – «общества всеобщего благоденствия» и т.д. Идея патриотизма сегодня главная и очень значимая в российском государстве, но она никак не отвечает на вопрос, какое общество мы строим.

Как результат многих исследований в мире, среди ученых и экспертов фактически сложилось общее мнение, что социализм и капитализм/империализм в «чистом виде» уже фактически отошли в прошлое, оставшись в развитых странах лишь частично.

Еще в первой половине XX века англичанин Джон Кейнс и американец Джон Гэлбрейт предсказали, что будущий капитализм станет государственно регулируемым, свободный рынок останется только в отдельных секторах экономики, а доля государственного бизнеса существенно возрастет. К элементам общественной плановой экономики они относили и развитие крупнейших корпораций, занимающих монопольное и олигопольное положение. Названия будущего общества «новое индустриальное» или «постиндустриальное» (Д. Белл) до конца прошлого столетия прочно вошли в общественно – научный обиход. Важно то, что фактически сбылось предсказание Джона Гэлбрейта о «конвергенции» (слиянии) двух систем: капитализма и социализма.

В современном постиндустриальном обществе России сосуществуют четыре главных и достаточно разобщенных сектора: государственный, коллективный (публичные акционерные общества и кооперативы), частный (мелкий и средний бизнес) и некоммерческий, испытывающие отношения конкуренции и борьбы за материальные и финансовые ресурсы. Проекты КСО, исходящие и от крупных акционерных компаний (Газпром, Норникель, Северсталь, Сахалин Энерджи, НОВАТЭК и многие другие, всего около 50), и от малого/среднего бизнеса с участием некоммерческих организаций, позволяют ключевым секторам постиндустриализма добровольно объединять свои усилия с государственными органами и НКО в целях решения острых социальных проблем и сглаживания противоречий. Становится ясно, что КСО нужно не только бизнесу, но и обществу в целом. При этом компании взаимодействуют со своими институционализированными стейкхолдерами в четырех ветвях власти в постиндустриальном обществе: законодательной, исполнительной, судебной и информационной (СМИ и соцсети).

Государство (правительство) в России при этом занимает нейтральную позицию, не мешая и не стимулируя эту деятельность компаний и НКО. Хотя в большинстве стран Европы, Канаде, Японии, Бразилии и других принимаются государственные программы стимулирования КСО, что активно освещается в СМИ. Поэтому и осведомленность населения этих стран о роли и возможностях КСО значительно выше, чем в РФ.

Большинство мероприятий КСО осуществляется в форме социальных, культурных, экологических, образовательных, медицинских проектов (кейсов). Кейс лучшей практики КСО для компании – это инструмент общественно – политического влияния на общество и своих стейкхолдеров, в том числе и конкурентов (это конкурентное преимущество). Как правило, кейс лучшей практики состоит из шести взаимосвязанных разделов:

  • цели проекта;
  • бенефициары проекта;
  • партнеры по его реализации;
  • содержание мероприятий и сетевой график;
  • бюджет проекта;
  • ожидаемые результаты и эффективность.

Кейсы лучших корпоративных практик многообразные и они не всегда только социальные и экологические. Зачастую они также направлены на решение серьезных научно-технических и даже экономических задач. И могут играть очень важную роль, особенно при должной координации и объединении добровольных усилий компаний.

Примером могут служить проекты КСО, направленные на реализацию третьей индустриальной революции. В своей известной концепции американец русского происхождения Дж. Рифкин (https://www.litlib.net/bk/119689/read) описывает пять основ (pillars) начинающейся Третьей промышленной революции, синергетический эффект от одновременного внедрения составляющих которой приведет к кардинальному экономическому, социальному и экологическому обновлению всего мира. Это (1) переход к альтернативной энергетике, (2) трансформация строительных сооружений на всех континентах в микро электростанции для сбора альтернативной энергии на местах, (3) использование водорода и других технологий хранения в каждом строении и во всей инфраструктуре для промежуточной производимой энергии, (4) использование технологии Интернета для трансформации энергетического потока в энергетический Интернет (когда миллионы сооружений производят небольшие объемы альтернативной энергии локально, на местах, и могут продавать свои излишки зеленой энергии через общий поток и делиться таким образом со своими соседями по континентам) и (5) перевод транспортного флота на электрическую тягу и автомобили, которые смогут покупать и продавать зеленую энергию через высокотехнологичный интерактивный энергопоток.

Таким образом, предсказывается создание «энергетического Интернета» с использованием и обменом распределенных источников альтернативной бесплатной энергии, а далее последующий промышленный переворот – «Третья промышленная революция». Можно было бы отнестись к этому как к очередным академическим фантазиям этого специалиста, но он уже привлечен в качестве официального советника Евросоюзом и президентами 15-и ведущих стран мира, включая Германию, где в шести землях запустила уже при его консультационной поддержке пилотный проект по созданию «энергетического Интернета».  Во Франции в 2014 году была принята программа Третьей индустриальной революции для севера страны, которая объединила около 150 добровольных проектов КСО в области альтернативной энергетики и инфраструктуры общим объемом в 1,5 млрд евро. Так что при должной координации и вдохновении кейсы КСО могут быть направлены на решение актуальных прогрессивных задач любого общества.

Конечно, все компании и НКО продвигают свои лучшие практики КСО, в первую очередь, индивидуально через свои сайты, СМИ, соцсети, конференции и т.д. Но все важнее становятся совместные площадки, состоящие из участников и пользователей из разных секторов общества. В условиях фактического отсутствия государственной политики в области развития и стимулирования КСО важное значение приобретает межсекторное партнерство (МСП) на региональном и местном уровнях, Формы и количество межсекторных партнерств постоянно увеличивается, и активность и посредничество НКО в их создании нарастает. Именно на это и направлена, например, деятельность Ресурсного информационно-просветительский центра по КСО и социальному партнерству «Бизнес и Общество» https://www.b-soc.ru

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: