Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
ESG
424
Читать: 10 мин.

Почему среднему образованию в России нужны реформы не меньше, чем экономике

Современная система профессионального образования (СПО) достаточно масштабна: по информации Минпросвещения на территории России больше 3,6 тысяч колледжей, но качество образования, по признанию работодателей, оставляет желать лучшего. ВЦИОМ приводит исследование, согласно которому 91% из них уверены в недостатке практических навыков у выпускников. Ситуацию подтверждает само министерство. По его данным, до 80% программ просто не соответствуют реальным запросам рынка, который в начале 2022 года вступил в фазу активной трансформации под влиянием множества событий. Как можно изменить систему подготовки рабочих кадров, какие успешные практики в этой сфере уже существуют и почему именно система СПО может помочь в поддержке и развитии российской экономики?

Давняя проблема, которую надо решать

Отечественный рынок труда сейчас испытывает крупнейший дефицит квалифицированных кадров за последние семь лет. Нехватка к октябрю 2021 года достигла 2,2 млн человек, о чем свидетельствует исследование аналитиков международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В нем отмечается, что особенно остро стоит проблема именно с рабочими специальностями – на них приходится 68% кадрового голода.

Как пояснила президент FinExpertiza Global Елена Трубникова, сейчас экономика страны испытывает острый дефицит сотрудников, но внутренних ресурсов на изменение ситуации практически нет. Раньше эта проблема частично перекрывалась трудовой миграцией, но коронавирус внес свои ограничения, и трудовых мигрантов по-прежнему недостаточно.

«Нехватка рабочих рук в России глобально не связана с повесткой сегодняшнего дня, а, прежде всего, с демографической проблемой сокращения населения трудоспособного возраста. Открытых вакансий ровно в два раза больше, чем желающих устроиться на работу. Кадров не хватает сейчас везде. В условиях кадрового дефицита российский бизнес и экономика, в целом, продолжат испытывать ограничения в развитии», – отметила Трубникова.

О кадровых проблемах в России говорили уже давно, в том числе представители «Роснефти», «Газпрома» и других крупнейших инфраструктурных компаний. Так, в декабре прошлого года генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявил, что компания не может устранить дефицит работников и предупредил, что «кадровый голод приводит к тому, что дальнейшее развитие экономики не будет динамичным, поэтому если не «разошьем» это узкое место, проблема будет не только сдерживать, но и топить».

При этом проблему пока не удается решить за счет подготовки специалистов в системе СПО, поскольку уровень знаний и навыков, прививаемых в колледжах, оказывается недостаточным. Основная проблема заключается в том, что для внедрения в рабочие процессы молодых специалистов руководству предприятий необходимо буквально переучивать новоиспеченных выпускников, поскольку программы колледжей часто не успевают за изменениями в производстве. Ведь технологии не стоят на месте даже в таких, казалось бы, консервативных сферах, как добыча полезных ископаемых или металлургия. Эти сферы также активно цифровизируются, что уже сейчас требует наличия специалистов, разбирающихся в современных технологиях. Они должны, в том числе, постепенно автоматизировать часть производства, а также внедрять машинное обучение и искусственный интеллект для оптимизации всего рабочего цикла предприятий.

Поэтому изменение подхода к образованию – важный шаг к преодолению не только кризиса дефицита кадров, но и нестабильного периода в экономике ввиду санкционного давления извне. Решить проблему может глубокая и оперативная кооперация бизнеса, государства и образовательной системы: компетентные специалисты нужны бизнесу уже здесь и сейчас – переучивать людей нет времени, решать проблему надо системно и сообща.

И работа в этом направлении уже ведется. Как отметил член Общественной палаты РФ, директор Федерального института оценки качества образования Сергея Станченко, система профессионального образования должна меняться под влиянием процессов, идущих в экономике, иначе избежать глобальных экономических проблем не удастся.

«На сегодняшний день в этой сфере идет динамическая перестройка. Так, вводятся новые способы оценки студентов, такие как демонстрационный экзамен. Выпускники получают возможность показать свои навыки на реальном производстве, что повышает их статус в глазах работодателей. Еще один важный процесс – внедрение программы «Профессионалитет», которая позволит актуализировать рабочие программы исходя из запросов экономики», – подчеркнул Сергей Станченко.

 Преодолевать вызов сообща

Программу «Профессионалитет» разработало и утвердило Министерство просвещения РФ. Она начнет действовать в России с 1 сентября 2022 года и охватит более 150 000 студентов колледжей. Нововведения, в первую очередь, коснутся рабочих специальностей в таких областях, как металлургия, фармацевтика, нефтехимическая промышленность и транспорт.

В рамках программы колледжи и предприятия реального сектора экономики будут интегрированы в работу друг друга за счет создания образовательно-производственных кластеров. Планируется, что в 2022 году будет открыто 70 кластеров в 44 субъектах РФ. Запустить их помогут гранты из федерального бюджета. Конкурсный отбор образовательных организаций на их предоставление уже завершен. К 2024 году число кластеров расширят до 210. Остальные колледжи пока продолжат работу в привычном формате, но если новые учебные программы, одобренные Минпросвещением, будут демонстрировать свою эффективность, то «Профессионалитет» продолжит внедряться в среднее образование и дальше.

Сама образовательная программа будет не только сильнее ориентирована на практику, но и более интенсивна. Это сократит время обучения до 2-х лет для рабочих и до 3-х лет – для технологичных профессий.

В 2022-2024 годах на реализацию проекта «Профессионалитет» направят свыше 30 млрд бюджетных средств, а соинвесторами выступят работодатели. Они также смогут сформировать свои запросы к программе и корректировать подготовку студентов. Это позволит бизнесу готовить специалистов, имеющих навыки и компетенции, необходимые на конкретном рабочем месте.

«Будущее Белой металлургии» — в основе будущего профобразования

Идеи, взятые за основу «Профессионалитета», частично уже были реализованы отдельными предприятиями. Схожие по сути, но не по масштабу проекты создавались, например, компанией Hino (подразделение Toyota) в Подмосковье, Ростелекомом в Красноярске. Оба были запущены в 2019 году.

В целом о необходимости интеграции бизнеса в образовательный процесс впервые заговорили больше десяти лет назад. Так, в 2011 году был запущена образовательная программа «Будущее Белой металлургии» в Первоуральском металлургическом колледже, а в 2013 программа «Колледж будущего Татарстана» в Альметьевске.

Инициатором данного проекта был Андрей Комаров, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, сопредседатель Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям. Он сам неоднократно сталкивался с низким уровнем подготовки кадров, поэтому одним из первых в России задумался о необходимости изменения подхода к образованию. Комаров предложил выстроить систему профориентирования, которая бы помогала молодым людям видеть карьерные перспективы еще со школьной скамьи, а также создал вдохновляющую обучающую среду: современное оборудование, просторные аудитории, индивидуальная работа с наставниками.

«Для развития успешной системы профессионального образования необходимо «вести» молодых людей с раннего возраста, давая им четкую картину их будущего, позволяя получить несколько смежных профессий, чтобы они могли быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда и начать получать зарплату раньше, чем выпускники вузов. Нам пора отказаться от стереотипа, что студент колледжа – тот, кто не смог поступить в вуз. Задача системы профессионального образования – готовить разносторонне развитых профессионалов, умеющих не только четко выполнять свою работу. Надо также повышать уровень культурного развития, учить социальным навыкам, прививать интерес к познавательному процессу на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы студенты не просто учились, но и участвовали в волонтерских программах, конкурсах профессионального мастерства, конференциях, ходили в театры и музеи. Они будут представлять нашу экономику на самом высоком уровне уже в ближайшие пару лет, поэтому они должны иметь широкий кругозор и стремиться получать знания в самых разных сферах», – отметил Комаров.

Обучение по программе «Будущее Белой металлургии» основано на дуальной системе образования. Она предполагает, что около 60% времени студенты получают практические навыки, а 40% – теоретические. Но основная идея заключается даже не в этом – работа колледжей построена на том, чтобы отвечать запросам работодателей и современных производств.

«Запуск программы «Профессионалитет» – лишь первый этап модернизации системы профессионального образования в России. Для того, чтобы готовить квалифицированные кадры, необходимо создать еще и бесшовную и гибкую образовательную траекторию, которая должна начинаться со школьной скамьи в виде экскурсий на предприятия, дополнительных занятий, работы с наставниками, продолжаться трудоустройством сразу после окончания колледжа и быть направленной на разносторонее развитие. Хороший специалист должен учиться на протяжении всей жизни», – подчеркивает Андрей Комаров.

Бизнесу – дополнительный стимул

Очевидно, что для качественного развития системы образования нужны инвестиции от бизнеса. Помогая колледжам приобрести оборудование будущего, предприниматели и руководители предприятий решают множество проблем в настоящем. Но, чтобы работодатели были готовы инвестировать, необходимы дополнительные механизмы поддержки бизнеса.

Свое предложение высказали и члены Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП: они выступили с инициативой закрепить в законодательстве возможность налогового вычета для бизнеса, участвующего в проекте «Профессионалитет». Например, дополнить нормы ст. 286.1 Налогового кодекса в части учреждений СПО. Это даст право регионам уменьшить сумму налога на прибыль на их вложения в улучшение материально-технической базы профессиональных образовательных организаций субъектов РФ. Инициативу внедрения налогового вычета на съезде РСПП 17 декабря 2021 года поддержал президент РФ Владимир Путин.

«Взаимное сотрудничество государства, бизнеса и образования – отличная новость для всех. Государство буквально за несколько лет получит специалистов, которые не просто готовы работать на производствах, но и развивать экономику страны, бизнес получит профессионалов, на которых можно положиться, а образование – необходимые инвестиции, в которых нуждается уже многие годы. Пример «Будущего Белой металлургии» в данном случае показательный.  По программе подготовлено более 1500 высококвалифицированных специалистов, способных работать на инновационных производствах», – подчеркнул Андрей Комаров.

Главное – люди и их желание

Но инвестирование в СПО – лишь часть важной работы. Для развития среднего образования нужны молодые люди, которые будут обучаться. А еще лучше, если они будут это делать по своей воле, а не по остаточному принципу.

«Часто приходится слышать, что колледжи – социальные институты, которые помогают хоть куда-то пристроить тех, кто не поступил в вуз. Это не так. Но среднему профессиональному образованию необходима актуализация и ориентация на реальную экономику, это повысит их влияние на бизнес, повысит уровень трудоустройства выпускников и вернет социальную значимость представителей рабочих профессий. Нам предстоит долгий путь, он осложнён санкционным давлением, но преодолеть этот вызов нам необходимо», – признался Сергей Станченко.

Примеры нового подхода уже есть. В проекте «Будущее Белой металлургии» отношения с потенциальным студентом выстраивается еще до поступления в колледж. Для них проводят встречи, мастер-классы, экскурсии по производству. Студенты заключают целевые договоры с работодателями, получая гарантии на трудоустройство.

Наставить на верный путь

Кроме того, вместе с проектом «Профессионалитет» в российское профессиональное образование возвращается очень важный элемент – институт наставничества. Одного желания бизнеса готовить специалистов с учетом специфических требований конкретного производства мало, так как нужны те, кто продемонстрирует студенту технику работы на том или ином оборудовании, поделится реальным знаниями, которые помогут ему успешно трудиться.

Наставник, работающий на производстве, – неотъемлемая часть системы профессионального образования, ориентированной на подготовку квалифицированных специалистов. Это не только образовательная необходимость, но и возможность плавного подведения студентов к работе: бывший преподаватель уже через несколько лет становится коллегой. А сегодняшний студент в будущем сможет и сам стать таким наставником, что позволит передавать лучший опыт веками проверенным способом – от мастера к ученику.

При четко выстроенной системе наставничества проблем со специалистами, готовыми работать с молодежью, не возникает. Так, в пуле проекта «Будущее Белой металлургии» уже 1066 наставников, часть из которых и сами 10 лет назад находились в роли студентов. Впрочем, стать наставником может далеко не каждый: кандидат должен обладать 5-летним опытом работы на производстве, а также уровнем квалификации не ниже 4-го разряда по профессии.

Развитие среднего профессионального образования создает ориентир для экономики будущего.

«Нужно не забывать о том, что профессиональное образование – многогранно: оно вплетено в культуру, в ремесла, в малый и средний бизнес. Но все это должен объединять здоровый прагматизм. Для успеха нам необходимо вводить мониторинги трудоустройства и заниматься прогнозированием. Сейчас особенно трудно прогнозировать что-либо, поэтому профессиональному образованию необходимо становиться более мобильным и адаптируемым к любым изменениям», – отмечает Сергей Станченко.

Именно таким и должен сделать среднее профобразование проект «Профессионалитет». Сейчас его задача не просто повысить престиж рабочих профессий, но и в относительно короткий срок помочь экономике России реализовать потенциал импортозамещения за счет подготовки специалистов нового поколения.

Кроме того, подготовка квалифицированных кадров для бизнеса сегодня – еще и один из важных факторов глобальной ESG-трансформации, в русле которой развивается и российское общество в последние годы. Новый формат специального профессионального образования в России поможет привнести необходимые элементы в структуру устойчивого развития социума, частью которого выступают экономика и бизнес. Основным и самым ценным ресурсом любой компании были, остаются и будут люди, поэтому, чем больше будет вложено в сотрудников, тем больше преимуществ получит бизнес в частности, а экономика – в целом. В условиях постоянно развивающихся технологий от работников ждут всестороннего развития, умения адаптироваться и постоянно повышать свои навыки. Да, их обучение, оплата труда потребуют серьезных инвестиций и затрат, но это необходимо для построения более эффективной экономики будущего. Без этого не удастся оставаться конкурентоспособным не только на российском рынке, но и на глобальном.

Текст — Любовь Филиппова

Фото — пресс-служба Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: