Не ДМС единым
Устойчивое развитие компании начинается со здоровья и благополучия сотрудников
Еще вчера важной и решающей характеристикой «хорошего работодателя» была наличие корпоративных оздоровительных программ. Полис добровольного медицинского страхования (ДМС) от компании давал человеку чувство повышенной защищенности, статуса и весомые финансовые преимущества. Сегодня спектр нематериальных бонусов в прогрессивных корпорациях расширился, и мы можем наблюдать устойчивый рост количества оздоровительных, а также и культурных, и образовательных программ для сотрудников.
На языке корпоративного управления это называется well-being, относительно новое понятие. По версии CIPD – самой крупной в Европе профессиональной ассоциации HR-специалистов, – им обозначается перечень программ и проектов, реализуемых компаниями для создания на рабочем месте сотрудников максимально комфортной среды и, как следствие, большей их вовлеченности в интересы компании и удовлетворенности своим трудом.
Растет число исследований, показывающих положительное влияние более «счастливого» состояния сотрудников на экономические показатели бизнеса (повышение уровня продаж и производительности труда, снижение текучести кадров, сокращение количества больничных и др.). Одними из первых на эту тему были исследования Мартина Селигмана, родоначальника позитивной психологии, который выявил, к примеру, что оптимистичное и позитивное состояние духа менеджеров по продажам повышает уровень продаж в компании на 37 % (M. Seligman, 2011).
Когда пришло это понимание, тенденция следить за «счастьем» сотрудников внутри своей корпорации начала формироваться очень активно. Ведь главный капитал компании теперь – человеческий. Его руками создаются материальные ценности и благодаря ему растет капитализация бизнеса. Проще говоря, на повестку дня сегодня вышел сотрудник с его эмоциями и потребностями.
А они существуют не только в границах семьи и частной жизни – все же большую часть жизни мы проводим на работе. Коллеги шутят, что от того, с кем в перерыве можно выпить чаю, сильно зависит общее настроение. А программы по раскрытию талантов, спортивные проекты поднимают значимость психологически и физически здорового образа жизни и укрепляют семьи.
Well-being сегодня входит в число приоритетов, обозначенных ООН. Ведь хороший сотрудник – это здоровый сотрудник и понимающий, что его труд ценится компанией. Поэтому крупные корпорации делают миллионные вливания в проекты, поддерживающие значимость человеческой личности на рабочем месте, в их душевное и физическое самочувствие. По некоторым данным, мировой рынок корпоративного здоровья еще несколько лет назад оценивался в 30 млрд долларов. И считается, что он ежегодно растет не менее чем на 9%.
Человекоориентированный бизнес – повестка нового дня, где спорт и здоровый образ жизни уверенно поднимаются в рейтинге.
Бегом от вируса
Актуальность темы особенно проявилась на фоне пандемии. Разобщенность, стрессовый фактор заставили компании обратить внимание не только на новые форматы работы, но и актуализировала вопросы социализации персонала.
Сотрудники вспоминают, как первоначальный драйв от самоизоляции, который воспринимался как вызов или даже некая игра, сменился подавленностью, вызванной длительным отсутствием общения в офлайн, отсутствием свежего воздуха и давлением четырех стен. Удаленка затянулась, начали утомлять дети… Потребовалось срочно выправлять ситуацию.
В компании «Ростелеком», в частности, именно в период пандемии был реализован проект «Бегу и помогаю», направленный на популяризацию здорового и активного образа жизни, на объединение сотрудников. В проекте приняло участие более 3 тысяч человек по всей России.
Сотрудник компании Антонина Кожина, участник проекта, вспоминает, как сложно ей было включить себя в продуктивную работу, когда изоляция стала избыточной, и как было радостно именно в этот момент получить глоток живого корпоративного общения.
Наталья Белошицкая, руководитель социальной политики и специальных проектов Департамента внешних коммуникаций и корпоративной социальной ответственности «Ростелекома» рассказала:
– Все вместе мы преодолели выше 700 000 километров. Компания конвертировала их в 7 миллионов рублей для благотворительного фонда «Линия жизни», помогающего детям с редкими заболеваниями. Благодаря этим средствам 15 детям с саркомой костей смогли провести сложное эндопротезирование, что значительно улучшит качество их жизни – протез будет расти вместе с ребенком и позволит ему нормально ходить.
Активно инвестировал в здоровье сотрудников ПАО «ГМК «Норникель».
По мнению Ирины Заболотной, замдиректора департамента социальной политики, начальник Управления корпоративных мероприятий ПАО «ГМК «Норильский никель», это логично: устойчивое развитие бизнеса и социальная политика работодателя — это единое целое и залог успеха. Нефинансовые преимущества от участия в проектах здоровья и корпоративная культура «с человеческим лицом» в долгосрочном периоде влияют на денежные и имиджевые показатели компании.
Пандемия заставила кардинально пересмотреть подходы к принципиально важным составляющим бизнес-процессов, а цифровизация перестала быть громким лозунгом. Неслучайно мы наблюдаем невероятный скачок в развитии информационных технологий, когда абсолютное большинство вопросов легко решаются в режиме онлайн.
Но у этой стороны прогресса оказалась, как мы видим, и обратная сторона, с которой бизнес начинает широкомасштабную войну, по-настоящему оценив важность заботы о людях, которые стоят за каждым процессом и имеют свои чувства и потребности. Без этого невозможно представить себе даже самую совершенную информационную систему – без живого человека.
Новый тренд уловили некоммерческие организации и отраслевые объединения. В начале этого года Ассоциацией оздоровительного туризма и корпоративного здоровья при поддержке европейских партнеров был организован и проведен конкурс «Инвестиции в развитие здоровой страны. Лучшие корпоративные практики-2021». А в апреле был дан старт и межкорпоративному ЗОЖ-многоборью. Начинают свое развитие и новые старты.
В конкурсе Ассоциации приняли участие около 60 проектов. По оценке участников, это было важное мероприятие с точки зрения поддержки лучших корпоративных инициатив и аккумулирования опыта по созданию комфортных условий труда для сотрудников и формированию их здорового образа жизни.
Одним из победителей на конкурсе стал проект РУСАЛа – «На лыжи!», начатый еще в 2016 году. Сегодня в него вовлечены Иркутская, Кемеровская, Свердловская области, Красноярский край, республики Хакасия и Коми. Массовые лыжные гонки с участием любителей разных возрастов и профессиональных спортсменов, объединяют людей и продвигают доступность лыжного спорта. Люди с энтузиазмом участвуют, радуясь на финише что им все удалось, оздоровляются, общаются, а затем и эффективнее работают.
Так же в рамках своих оздоровительных программ РУСАЛ построил для сотрудников 7 новых медицинских центров, что является выдающимся примером заботы о людях компании и маркером современной тенденции нового отношения корпораций к человеческому ресурсу.
Кадры решают все
Со своей стороны, люди тоже по-новому формируют личные рейтинги работодателей.
По оценке участников HR-рынка, соискатели сегодня при принятии решения о смене работы, принимают в расчет не только материальные условия труда, но и психологический климат в коллективе. Если он не «человекоориентирован», если в компании нет корпоративного позитивного «воздуха» и интересных ему программ, то это является поводом для поиска иного места работы. Не деньгами, как говорится, едиными.. В результате компаниям наносится урон либо от того, что к ним не приходят с рынка лучшие кадры, либо от их ухода, либо от попадания сотрудников в стадию «выгорания», когда резко снижается КПД их труда. Это в допандемический период стало первым толчком к развитию wеll-being.
И если раньше большая часть инвестиций направлялась компаниями в организацию максимально удобных офисов и рабочих мест, то в новой реальности в центре внимания теперь человек.
Татьяна Самохвалова, главный специалист по оценке персонала HR-агентства «Персона»:
– Когда сотрудник видит, что компания вкладывается в интересные ему проекты, где он может раскрыть свой, возможно, новый потенциал, когда видит внимание и уважение к своим интересам, отдача от такого персонала будет выше. Мы на своем опыте видим результаты усилий компаний в этом направлении.
Многочисленные социальные, образовательные и спортивные проекты компаний раскрывают новые возможности каждого сотрудника, это важно также и для партнеров и клиентов не только из регионов России, но разных стран мира, считает Виктория Порудеева, руководитель департамента по оценке, развитию персонала и внутренним коммуникациям АО «Трансмашхолдинг».
Впрочем, руководитель направления Укрепление здоровья и продвижение ЗОЖ ПАО «СИБУР Холдинг» Александра Пурига отмечает, что не только пандемия, а сама общая ситуация «доросла» до того, чтобы компании начали более активно инвестировать в здоровье своих сотрудников.
Подводя итог
Вектор гуманизации нефинансовой отчетности компаний наряду с вопросами сохранения окружающей среды выводит на первый план отношение бизнеса к своему главному активу – человеческому капиталу. Важно сформировать в себе желание перемен и осознать новые тренды.
Но, считает Агван Микаелян, член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, участник итоговой конференции конкурса «Инвестиции в развитие здоровой страны. Лучшие корпоративные практики-2021», наряду с другими нефинансовыми показателями аудиторам пока сложнее всего измерить именно уровень заботы компаний о благополучии людей. Есть надежда, что благодаря популяризации данного направления, чему в том числе способствуют новые и новые конкурсы, в скором будущем будут сформированы отдельные критерии.
Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: