Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Экономика
Экология
291
Читать: 7 мин.

Не ДМС единым

Светлана Горелова,
журналист
Устойчивое развитие компании начинается со здоровья и благополучия сотрудников

Еще вчера важной и решающей характеристикой «хорошего работодателя» была наличие корпоративных оздоровительных программ. Полис добровольного медицинского страхования (ДМС) от компании давал человеку чувство повышенной защищенности, статуса и весомые финансовые преимущества. Сегодня спектр нематериальных бонусов в прогрессивных корпорациях расширился, и мы можем наблюдать устойчивый рост количества оздоровительных, а также и культурных, и образовательных программ для сотрудников.

На языке корпоративного управления это называется well-being, относительно новое понятие. По версии CIPD – самой крупной в Европе профессиональной ассоциации HR-специалистов, —  им обозначается перечень программ и проектов, реализуемых компаниями для создания на рабочем месте сотрудников максимально комфортной среды и, как следствие, большей их вовлеченности в интересы компании и удовлетворенности своим трудом.

Растет число исследований, показывающих положительное влияние более «счастливого» состояния сотрудников на экономические показатели бизнеса (повышение уровня продаж и производительности труда, снижение текучести кадров, сокращение количества больничных и др.). Одними из первых на эту тему были исследования Мартина Селигмана, родоначальника позитивной психологии, который выявил, к примеру, что оптимистичное и позитивное состояние духа менеджеров по продажам повышает уровень продаж в компании на 37 % (M. Seligman, 2011).

 Когда пришло это понимание, тенденция следить за «счастьем» сотрудников внутри своей корпорации начала формироваться очень активно. Ведь главный капитал компании теперь – человеческий. Его руками создаются материальные ценности и благодаря ему растет капитализация бизнеса. Проще говоря, на повестку дня сегодня вышел сотрудник с его эмоциями и потребностями.

А они существуют не только в границах семьи и частной жизни – все же большую часть жизни мы проводим на работе. Коллеги шутят, что от того, с кем в перерыве можно выпить чаю, сильно зависит общее настроение. А программы по раскрытию талантов, спортивные проекты поднимают значимость психологически и физически здорового образа жизни и укрепляют семьи.

Well-being сегодня входит в число приоритетов, обозначенных ООН. Ведь хороший сотрудник – это здоровый сотрудник и понимающий, что его труд ценится компанией. Поэтому крупные корпорации делают миллионные вливания в проекты, поддерживающие значимость человеческой личности на рабочем месте, в их душевное и физическое самочувствие. По некоторым данным, мировой рынок корпоративного здоровья еще несколько лет назад оценивался в 30 млрд долларов. И считается, что он ежегодно растет не менее чем на 9%.

Человекоориентированный бизнес – повестка нового дня, где спорт и здоровый образ жизни уверенно поднимаются в рейтинге.

Бегом от вируса

Актуальность темы особенно проявилась на фоне пандемии. Разобщенность, стрессовый фактор заставили компании обратить внимание не только на новые форматы работы, но и актуализировала вопросы социализации персонала.

Сотрудники вспоминают, как первоначальный драйв от самоизоляции, который воспринимался как вызов или даже некая игра, сменился подавленностью, вызванной длительным отсутствием общения в офлайн, отсутствием свежего воздуха и давлением четырех стен. Удаленка затянулась, начали утомлять дети… Потребовалось срочно выправлять ситуацию.

В компании «Ростелеком», в частности, именно в период пандемии был реализован проект «Бегу и помогаю», направленный на популяризацию здорового и активного образа жизни, на объединение сотрудников. В проекте приняло участие более 3 тысяч человек по всей России.

Сотрудник компании Антонина Кожина, участник проекта, вспоминает, как сложно ей было включить себя в продуктивную работу, когда изоляция стала избыточной, и как было радостно именно в этот момент получить глоток живого корпоративного общения.

Наталья Белошицкая, руководитель социальной политики и специальных проектов Департамента внешних коммуникаций и корпоративной социальной ответственности «Ростелекома» рассказала:

— Все вместе мы преодолели выше 700 000 километров. Компания конвертировала их в 7 миллионов рублей для благотворительного фонда «Линия жизни», помогающего детям с редкими заболеваниями. Благодаря этим средствам 15 детям с саркомой костей смогли провести сложное эндопротезирование, что значительно улучшит качество их жизни — протез будет расти вместе с ребенком и позволит ему нормально ходить.

Активно инвестировал в здоровье сотрудников ПАО «ГМК «Норникель».

По мнению Ирины Заболотной, замдиректора департамента социальной политики, начальник Управления корпоративных мероприятий ПАО «ГМК «Норильский никель», это логично: устойчивое развитие бизнеса и социальная политика работодателя — это единое целое и залог успеха. Нефинансовые преимущества от участия в проектах здоровья и корпоративная культура «с человеческим лицом» в долгосрочном периоде влияют на денежные и имиджевые показатели компании.

Пандемия заставила кардинально пересмотреть подходы к принципиально важным составляющим бизнес-процессов, а цифровизация перестала быть громким лозунгом. Неслучайно мы наблюдаем невероятный скачок в развитии информационных технологий, когда абсолютное большинство вопросов легко решаются в режиме онлайн.

Но у этой стороны прогресса оказалась, как мы видим, и обратная сторона, с которой бизнес начинает широкомасштабную войну, по-настоящему оценив важность заботы о людях, которые стоят за каждым процессом и имеют свои чувства и потребности. Без этого невозможно представить себе даже самую совершенную информационную систему – без живого человека.

Новый тренд уловили некоммерческие организации и отраслевые объединения. В начале этого года Ассоциацией оздоровительного туризма и корпоративного здоровья при поддержке европейских партнеров был организован и проведен конкурс «Инвестиции в развитие здоровой страны. Лучшие корпоративные практики-2021». А в апреле был дан старт и межкорпоративному ЗОЖ-многоборью. Начинают свое развитие и новые старты.

В конкурсе Ассоциации приняли участие около 60 проектов. По оценке участников, это было важное мероприятие с точки зрения поддержки лучших корпоративных инициатив и аккумулирования опыта по созданию комфортных условий труда для сотрудников и формированию их здорового образа жизни.

Одним из победителей на конкурсе стал проект РУСАЛа – «На лыжи!», начатый еще в 2016 году. Сегодня в него вовлечены Иркутская, Кемеровская, Свердловская области, Красноярский край, республики Хакасия и Коми. Массовые лыжные гонки с участием любителей разных возрастов и профессиональных спортсменов, объединяют людей и продвигают доступность лыжного спорта. Люди с энтузиазмом участвуют, радуясь на финише что им все удалось, оздоровляются, общаются, а затем и эффективнее работают.

Так же в рамках своих оздоровительных программ РУСАЛ построил для сотрудников 7 новых медицинских центров, что является выдающимся примером заботы о людях компании и маркером современной тенденции нового отношения корпораций к человеческому ресурсу.

Кадры решают все

Со своей стороны, люди тоже по-новому формируют личные рейтинги работодателей.

По оценке участников HR-рынка, соискатели сегодня при принятии решения о смене работы, принимают в расчет не только материальные условия труда, но и психологический климат в коллективе. Если он не «человекоориентирован», если в компании нет корпоративного позитивного «воздуха» и интересных ему программ, то это является поводом для поиска иного места работы. Не деньгами, как говорится, едиными.. В результате компаниям наносится урон либо от того, что к ним не приходят с рынка лучшие кадры, либо от их ухода, либо от попадания сотрудников в стадию «выгорания», когда резко снижается КПД их труда. Это в допандемический период стало первым толчком к развитию wеll-being.

И если раньше большая часть инвестиций направлялась компаниями в организацию максимально удобных офисов и рабочих мест, то в новой реальности в центре внимания теперь человек.

Татьяна Самохвалова, главный специалист по оценке персонала HR-агентства «Персона»:

— Когда сотрудник видит, что компания вкладывается в интересные ему проекты, где он может раскрыть свой, возможно, новый потенциал, когда видит внимание и уважение к своим интересам, отдача от такого персонала будет выше. Мы на своем опыте видим результаты усилий компаний в этом направлении.

Многочисленные социальные, образовательные и спортивные проекты компаний раскрывают новые возможности каждого сотрудника, это важно также и для партнеров и клиентов не только из регионов России, но разных стран мира, считает Виктория Порудеева, руководитель департамента по оценке, развитию персонала и внутренним коммуникациям АО «Трансмашхолдинг».

Впрочем, руководитель направления Укрепление здоровья и продвижение ЗОЖ ПАО «СИБУР Холдинг» Александра Пурига отмечает, что не только пандемия, а сама общая ситуация «доросла» до того, чтобы компании начали более активно инвестировать в здоровье своих сотрудников.

Подводя итог

Вектор гуманизации нефинансовой отчетности компаний наряду с вопросами сохранения окружающей среды выводит на первый план отношение бизнеса к своему главному активу – человеческому капиталу.  Важно сформировать в себе желание перемен и осознать новые тренды.

Но, считает Агван Микаелян, член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, участник итоговой конференции конкурса «Инвестиции в развитие здоровой страны. Лучшие корпоративные практики-2021», наряду с другими нефинансовыми показателями аудиторам пока сложнее всего измерить именно уровень заботы компаний о благополучии людей. Есть надежда, что благодаря популяризации данного направления, чему в том числе способствуют новые и новые конкурсы, в скором будущем будут сформированы отдельные критерии.

Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: