Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Информационная открытость компаний за редким исключением крайне низка

883
Читать: 9 мин.

Алексей Костин, исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», к.э.н.

Какими должны быть основные направления государственной политики стимулирования и поддержки социально-экологической ответственности и устойчивого развития в Российской Федерации – вопрос открытый?

Приглашение к дискуссии

 Вопросы и проблемы развития корпоративной социальной ответственности (КСО) и стратегии устойчивого развития (УР) в России и в российском бизнесе постоянно обсуждаются в треугольнике власть – бизнес – общество. При этом КСО можно считать инструментарием реализации концепции и стратегий устойчивого развития на корпоративном уровне. На уровне компаний ситуация выглядит достаточно ясной и понятной. Другими словами, концепция УР определяет цели и процессы развития компаний, а КСО выбирает наиболее эффективные формы и методы реализации и достижения этих целей. Чего нельзя сказать об УР на национальном, региональном и местном уровнях.

На правительственном уровне и уровне Администрации Президента РФ пока нет официально оформленной политики (стратегии) в области УР, как и стимулирования и поддержки КСО российских компаний. Проект государственной стратегии устойчивого развития России в последний раз рассматривался Правительством РФ в далеком 1997 году. Не разработан также официальный правительственный документ по реализации 17 целей устойчивого развития ООН, принятых в 2015 году. Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ 2019) под красивым названием «Формируя повестку устойчивого развития» ее, эту национальную повестку, так и не сформировал, не предложив перейти к формированию российских целей УР в соответствии с ЦУР. Фактически российские ЦУР де-факто подменяются целями национальных проектов, которые лишь частично пересекаются с ними. Пока что все остается на уровне популистского лозунга на протяжении последних двадцати лет: «Российский бизнес должен быть социально ответственным!»

Ничего похожего на национальную стратегию (рамочную политику) в областях КСО и УР, которые уже приняты во многих развитых и развивающихся странах, как, например, Политики КСО в ЕС, в России нет.

Пока что фактический подход государства – главное экономический рост, а его качество и социально-экологическая цена – вопрос, который на государственном уровне не анализируется и даже не обсуждается.

Справедливости ради, следует отметить достаточно последовательную работу Минэкономразвития в области развития благотворительности. 15 ноября 2019 г. Правительство утвердило Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года. В частности, она содержит давно запрашиваемые корпоративными и частными благотворителями меры по налоговому стимулированию этой важнейшей сферы:

«Содействие развитию институтов благотворительности включает в себя установление специального статуса для благотворительных организаций, отвечающих требованиям к уровню прозрачности их деятельности и квалификации сотрудников, и предусматривает в том числе:

– предоставление дополнительных налоговых льгот в отношении пожертвований юридических и физических лиц;

– исключение из обложения налогом на прибыль организаций доходов от размещения на банковских депозитах полученного целевого финансирования при размещении средств в коммерческих банках Российской Федерации, отвечающих установленным требованиям;

– предоставление в приоритетном порядке имущественной поддержки;

включение в перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых физическим лицам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц».

Правда, для реализации этих концептуальных мер еще предстоит принять новую серию законов и поправок, а также административно-налоговых распоряжений. Реализация настоящей Концепции может сыграть очень важную роль в поднятии престижа и моральной поддержки корпоративных и частных доноров, в чем они очень нуждаются. Ведь их щедрая благотворительность помогает решать важнейшие социальные задачи помощи нуждающимся, детям, проблемным слоям населения, развития культуры, на что у государства зачастую не хватает средств.

Разработанная в 2017 году в Минэкономразвития Концепция развития публичной нефинансовой отчетности продолжает свои согласования в Правительстве РФ. В ноябре 2019 года опубликован важный проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности», распространяющийся:

1) на государственные корпорации;

2) на государственные компании;

3) на публично-правовые компании;

4) на государственные унитарные предприятия.

Административно эффективно и полезно было бы прямое привлечение Росимущества, особенно для определения перечня вышеперечисленных организаций с соблюдением принципа включения всех без исключения, кроме оборонных предприятий.

Какова реалистичная картина состояния дел в области КСО и УР на сегодня? Системно вопросами КСО и УР занимаются не более 50 – 100 крупных российских компаний, и это те компании, которые находятся в поле международной конкуренции, испытывающие сейчас существенные трудности в результате международных санкций, в первую очередь финансовых, что снижает их мотивацию структурно заниматься этими вопросами.

Средний и малый бизнес практически не охвачен движением в области КСО и УР (за редкими исключениями), нефинансовая отчетность не используется. При этом КСО обычно сводится к разовой благотворительности.

Введенный в действие в 2013 году рекомендательный ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», полностью основанный на ISO 26000: 2010, пока что фактически не используется.

Зачем нужны системные стратегии и практики КСО и УР на корпоративном уровне? Большинство компаний не знают ответа на этот вопрос. А они приносят очень серьезные результаты: рост имиджа и укрепление репутации на международном и российском рынках, сокращение и минимизация влияния нефинансовых рисков, взаимодействие и сотрудничество со стейкхолдерами, положительное влияние на рост капитализации, потенциальная возможность займа крупных финансовых средств у социально и экологически ответственных международных финансовых кредитных и инвестиционных учреждений, соответствие международным стандартам и лучшим практикам во взаимодействии с международными компаниями при реализации совместных крупных проектов в РФ и за рубежом.

В чем же главная проблема, оказывающая прямое влияние на уровень КСО и УР российских компаний в сегодняшней реальной ситуации в России? Что является приоритетом №1, чтобы добиться реальных сдвигов в данной области в российском государственном и частном бизнесе?

Представляется, что это

информационная открытость компаний, которая крайне низка (за исключением максимум сотни упомянутых «передовиков»), особенно в среде государственных акционерных и унитарных предприятий.

Два ярких примера государственных компаний, обслуживающих миллионы россиян, – ФГУП «Почта России» и ГУП «Московский метрополитен». Эти компании информационно для всех, кроме соответствующих министров, фактически закрыты, их отчетность носит ограниченный производственно-финансовый характер, а в отчетности игнорируются нефинансовые составляющие развития. Спрашивается, как на них влиять в условиях, когда нас не удовлетворяют или возникают вопросы к их услугам, безопасности и экологичности?

Поручения Президента от 2011 года Правительству РФ, инициированные российскими НКО, в области повышения экологической прозрачности и отчетности, а также присоединения РФ к Орхусской конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности  в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (из стран СНГ только Россия и Узбекистан до сих пор к ней не присоединились) так и остаются не выполненными, затерявшись в «болоте» межведомственных согласований.

В стране, как заявлено, уже более года идет подготовка Добровольного национального обзора достижений целей устойчивого развития ООН при участии Аналитического центра при Правительстве РФ, который координирует эту работу в России. Работа идет во взаимодействии с МИД России, Росстатом, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках 17 тематических рабочих групп. Аналитический центр также станет площадкой для обсуждения готовящихся материалов. Обзор предполагается представить на Политическом форуме по устойчивому развитию ООН в 2020 году.

Конечно, по всем ЦУР в России проводится определенная работа и именно об этом собирается информация. Только непонятно, как можно собирать эту информацию по достижению ЦУР, если цели по ним на национальном уровне так и не сформулированы и целевые показатели не объявлены? Тогда, получается, что это информация не по достижению ЦУР, а просто о состоянии дел в России по 17 направлениям устойчивого развития. Классическая картина, когда «лошадь ставится впереди телеги». Выход только один – по результатам данной работы перейти наконец-то к разработке российских национальных ЦУР до 2030 года (в цифрах).

На данном этапе развития КСО и УР в РФ нам представляются актуальными и необходимыми следующие экспертные предложения и рекомендации (минимальный перечень):

  1. Разработать и внести проект Постановления Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса». С этой целью образовать межведомственную рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Минприроды и Росимущества с участием представителей Общественной палаты, ведущих объединений российского бизнеса, бизнес – университетов и профильных НКО.
  2. Ввести для всех государственных компаний со 100% госучастием, а также федеральных и региональных ГУПов обязательную публикацию в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей. С этой целью утвердить перечень обязательных для раскрытия социально и экологических показателей и их паспортов – описаний, а также согласованный перечень подпадающих под обязательную отчетность по этим показателям госкомпаний, ФГУПов и МУПов. (В случае принятия Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» и дополнительных законодательных мер по его реализации данное предложение утратит свое значение.)
  3. Внести в Государственную Думу проект законодательных поправок для введения обязательной публикации в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей частными и со смешанной государственной и частной собственностью компаниями, имеющими более 500 человек занятых (крупный и средний бизнес) – именно так, по численности работников, а не в зависимости от оборота, который может сильно меняться год от года. (В случае принятия Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» и дополнительных законодательных мер по его реализации данное предложение также утратит свое значение.)
  4. Предусмотреть не менее 50% использования бюджетных средств в рамках государственной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (Фонд президентских грантов) через систему конкурсных отборов социально и экологически ориентированных НКО на цели реализации проектов в области КСО и устойчивого развития бизнеса: методических разработок, конференций и форумов, исследований и прикладных проектов частно-государственных партнерств и других.
  5. Соответствующим министерствам и ведомствам, а также Администрации Президента РФ, обязать все государственные компании со 100% госучастием, а также федеральные и региональные ГУПы, привести свои корпоративные политики и положения в соответствие со стандартом ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», вступившим в силу в марте 2013 года. То же самое рекомендовать частным и со смешанной государственной и частной собственностью компаниям, имеющим более 500 человек занятых (крупный и средний бизнес).
  6. Для популяризации и развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса провести Общероссийский Форум КСО и устойчивого развития бизнеса с широким участием представителей бизнеса, государственных федеральных и региональных ведомств, а также Общественной палаты и НКО.
  7. В целях развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса, а также международного сотрудничества в данной приоритетной области ввести должности Национального координатора по КСО и устойчивому развитию бизнеса в Минэкономразвития и должность Посла по КСО и устойчивому развитию в МИД РФ.

Это только небольшая часть необходимых мер и мероприятий в области развития государственной политики стимулирования КСО и устойчивого развития. На правительственном уровне данное важнейшее направление экономического, социального и экологического развития до сих пор никак не оформлено и, по-существу, остается «бесхозным». Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата при Администрации Президента РФ остается фактически единственным центром по координации работы в области КСО и устойчивого развития, не имеющим фактически никаких распорядительных полномочий по отношению к органам исполнительной власти.

И последнее. Конечно, инициатива Минэконоразвития при поддержке РСПП и профильных НКО по введению обязательной нефинансовой отчетности важная и правильная. Такая отчетность – это «зеркало» КСО и УР. Она отражает результаты политики и мероприятий в данных областях, а именно таких государственных стратегий и планов в России сегодня и не хватает.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: