Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
666
Читать: 8 мин.

Череповец: как уйти от монозависимости

Антон Резниченко

В России по-прежнему актуальна проблема развития моногородов.

В прошлом году соответствующая программа правительства РФ была признана неэффективной и ее закрыли: подготовлена новая. Но есть инициативы и на местах. В этом тексте мы рассказываем про опыт Череповца, где с 1999 года работает Агентство городского развития, которое было создано, чтобы город ушел от монозависимости. Мы узнали, чего удалось достичь за 21 год и какую роль в развитии территории играет социальное предпринимательство.

– У нас в городе много инженерных и промышленных профессий. И мы сейчас занимаемся ранним профориентирование детей. Находимся между будущей специальностью и партой, – говорит Денис Башаров, директор ООО НПП «Цикрон», в прошлом году он запустил детский инженерный центр «iClub».

Вспоминает, что когда сам был студентом, дети шли учиться, куда родители скажут или просто за компанию как все. В итоге в начале 2000-х получилось много условных юристов, экономистов, которые большую часть учебы прошли мимо. Учились тому, чем заниматься даже не планировали и не стали. Потеряли деньги и время.

– Это важно сегодня. Вы не подумайте, что мы переоцениваем свои усилия, но если такой подход будет и в других сферах, то лет через 15-20 мы можем получить более точно ориентированное поколение, – говорит он. – Мы пошли неклассической схемой. Обычно крупное предприятие готовит под себя специалистов и их ориентирует. У нас же наоборот: сначала учебный центр, потом запустим предприятие. Изначально была задача вывести проект на экономическую самостоятельность. Мы осознавали, что есть огромные риски, поэтому обратились в агентство городского развития.

Туда Денис пришел с готовой идеей. Он примерно понимал, на какую аудиторию рассчитан проект и как его можно продвинуть. Но полной уверенности не было.

Агентство помогло уточнить целевую аудиторию инженерного клуба и сформулировать посыл – как подать информацию. Определило способ экономного, но эффективного распространения рекламы. По сути, в АГР указали метод, по которому клуб продолжил работать.

– Они организовывали встречи со СМИ, распространяли о нас информацию. Откорректировали нашу группу «ВКонтакте». Консультировали по бухучету и режиму налогообложения. И это были не пустые разговоры, а именно, как действовать.

Благодаря сотрудничеству с агентством инженерный клуб смог набрать к себе аудиторию необходимую для старта. Сейчас 120 детей изучают здесь 3D-моделирование, проектируют дроны. При запуске проекта удалось избежать ошибок, которые, признается Денис, были бы допущены без участия агентства.

Бизнес и безработица

Агентство создали мэрия города и компания «Северсталь», которая владеет градообразующим предприятием – Череповецким металлургическим комбинатом. Цель была показать новые возможности попавшим под сокращение сотрудникам. Их начали обучать.

Для этого разработали образовательные программы для начинающих и действующих предпринимателей. Сегодня также действуют программы повышения квалификации.

– Сейчас у нас в малом и среднем бизнесе занято более 45 тысяч человек, – говорит Ирина Асонкова, руководитель отдела по маркетингу и сопровождению АГР. – Основной наш актив – это «Северсталь». Раньше там работал каждый третий череповчанин и было около 50 тысяч человек. Сейчас же их всего 20. То есть остальная часть ушла в малый и средний бизнес. Они либо заняты в сфере МСП либо создали свое дело. Это ключевой эффект нашей работы.

В 99-м малого и среднего предпринимательства практически не было, этот сегмент только зарождался. Но сейчас, как говорит Асонкова, в Череповце около 20 тысяч субъектов МСП. Причем это все разные сферы экономической деятельности.

Работа агентства также повлияла на снижение уровня безработицы, о чем говорит начальница управления экономической политики череповецкой мэрии Татьяна Титова.

– У нас сейчас безработица составляет 0,6% – минимальный уровень. Раньше он был в районе 4%. Это говорит о том, что у нас успешно работают не только промышленные предприятия, но развивается малый и средний бизнес.

– Когда мы только начинали, – говорит Ирина Асонкова, – не было инфраструктуры поддержки, которая сейчас уже создана на федеральном уровне. И нужно было завоевать этот кредит доверия, чтобы в нас поверила наша клиентская база – малый и средний бизнес.

– И как удалось?

– Объясняли на действующих примерах, что все реально и работает.

Об эффективности работы агентства говорит и то, что в 2017 году опыт Череповца перенял Норильск. Там аналогичную структуру создала компания «Норникель» и городская администрация.

Взаимодействие бизнеса

В 2010 году агентство запустило электронную бизнес кооперацию. За счет нее предприятия дополняют друг друга.

– Процесс начал выстраиваться, когда малый и средний бизнес за круглым столом заявил, что не может получить заказы от такого крупного предприятия, как металлургический комбинат. И тогда «Северсталь» стала открыто публиковать свои заказы, и малый бизнес начал активно встраиваться. Стал исполнителем этих услуг, – объяснила Ирина Асонкова.

В прошлом году ресурс был модернизирован. И теперь, когда предприятия вносят свои данные, то сразу понимают, чем они могут быть полезны другим.

Например, если человек занимается поставкой веревок, то на него выходят только те, кто связан с этим направлением или сферой, которая влияет на его направление. Заходя на эту платформу, предприниматели понимают, что найдут там либо исполнителя, либо заказчика.

– То есть это все завязано на «Северстали». А если человек, например, открывает кафе, как он может быть полезен заводу, какие получит заказы?

– У нас много МСП и они дополняют друг друга. Это пользователи, это клиенты тоже и в разных сферах они взаимодействуют, – говорит Ирина Асонкова. – Тот же сотрудник «Северстали» будет эффективнее работать, если будет качественно организован досуг, устроены дети, когда он спокойно может получать медуслуги. То есть качество жизни влияет на сотрудника и влияет на производительность. Такая философия.

Проблемы и помощь для социальных предпринимателей

В 2014 голу агентство открыло Центр социальных инноваций, где бизнес получает господдержку. С того времени в Череповце выросло число социальных предпринимателей с 30 до 500 человек.

Необходимые лицензии и субсидии можно, конечно, получить и без помощи агентства. Однако времени уйдет на это больше и мало кто хочет возиться с бумагами.

– У нас предприниматели, особенно, относящиеся к социальным – люди творческие – не всегда могут сами заполнить все документы. Кто-то желает все это сам, но это единичные случаи, – пояснила Татьяна Титова, начальник управления экономической политики череповецкой мэрии.

По ее словам, пакет документов это 200-300 листов. Нужно собрать всю финансовую отчетность, сколько оплатили налогов и так далее. Затем правильно внести эти цифры в таблицы технико-экономического обоснования, например, если нужно получить субсидию.

– Я к ним часто обращаюсь по разным вопросам. Они оказывают юридические консультации и бухгалтерские. Для меня, как социального предпринимателя, все эти услуги бесплатны, – рассказала Лилия Корюкина, директор арт-кафе и частного детского сада «Дворик бродячей кошки». – Если нужно решить, например, земельный вопрос, они помогают решать. Они оказывают организационную помощь: конкретно объяснят, куда нужно идти, к кому обратиться.

Мэрия четвертый год выдает социальным предпринимателям субсидии на возмещение затрат. Первые два года размер компенсаций был до 500 тысяч рублей, в прошлом году – до 1,5 миллиона. За счет этих денег бизнес моет возместить затраты, например, на покупку помещений или техники.

– То есть это не кредит, который нужно возвращать. Они предоставляют пакет документов по произведенным затратам. В среднем по прошлому году у нас на одного заявителя было миллион 100 тысяч. Софинансирование идет из трех бюджетов: федерального, областного и городского  – добавила Татьяна Титова, начальник управления экономической политики череповецкой мэрии.

Развитие социального бизнеса

Социальный бизнес малорентабелен. И если в отдельных регионах ситуация лучше, то в целом по стране им занимается чуть больше 1% предпринимателей. Руководитель отдела по маркетингу и сопровождению череповецкого Агентства городского развития Ирина Асонкова назвала ТОП-3 проблем, с которыми сталкивается бизнес этого сектора.

– Во-первых, помещения. Они должны подходить под критерии, под лицензию, если это, например, учреждение дополнительного образования. Приходится им либо дотошно искать подходящий объект, либо строить новый.

– Во-вторых, поддержка стартапов, финансирование. Программ сейчас много, но их доступность оставляет желать лучшего. Стартапам приходится рассчитывать на себя или на потребительские кредиты, которые достигают порой 30%.

– И третья проблема – низкая информированность. Незнание со стороны бизнеса, какие доступные механизмы существуют. Бизнес осторожно подходит к формам финансовой поддержки.

Но по мнению Ирины Асонковой, положение должно улучшиться. Отчасти из-за того, что в июле прошлого года понятие «социальный предприниматель» было закреплено в Федеральный закон о малом и среднем предпринимательстве № 209-ФЗ. Такие изменения позволят бизнесу получать больше господдержки.

В свою очередь, агентство городского развития открыло школу предпринимательства с социальным уклоном.

– Мы смотрим, куда подходит деятельность предприятия, затем коробочно выдаем, что им нужно сделать для открытия, – рассказала Ирина Асонкова.

– К вам приходят уже с готовой идеей?

– Не всегда. У нас есть интенсив «Бизнес зарядка». Там мы генерируем бизнес идеи, которые могут быть актуальны для нашего города. То есть мы помогаем создавать такие бизнесы, которые полезны для территории. И в рамках этой школы отбираем пул идей, которые дальше прорабатываем: что сделать для их реализации? Если соцпредприниматели хотят получить госзаказ на обслуживание целевой аудитории, мы объясняем, какой пакет документов нужно собрать, чтобы они соответствовали критериям, которые выдвигаются в рамках реестра.

– Но вы говорите про тех, кто и так собирается заниматься социальным бизнесом. А других привлекаете?

– Да, в рамках пропаганды. Мы говорим о том, как улучшится качество жизни. И они сами идут от потребности. В нашем городе, к примеру, недостаточно хоккейных коробок, спортивной индустрии. Население формирует услугу – бизнес подстраивается.

Уход от монозависимости

Бизнес Череповца также поддерживает фонд развития моногородов. На выделенные 800 миллионов рублей здесь создали индустриальный парк со всей инфраструктурой. Рабочие места получили 300 человек.

– Мы соучастники фонда, – объясняет Ирина Асонкова. –  Прямых инструментов влияния на уход от монозависимости у нас нет, но к нам направляют все программы, которые влияют на развитие деловой среды. И мы уже тестируем их.

Благодаря содействию агентства, Череповец вошел в список моногородов, которые получили возможность давать особые налоговые преференции для бизнеса – 0% на прибыль, на землю, имущественный налог. 

– Мы смотрим, что делается в других регионах и предлагаем законодательные инициативы, которые будут стимулировать развитие предпринимательства.

Мы продвигаем эти темы. Готовим пакеты документов, чтобы именно наш город получил такие преференции.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта “Бизнес и Общество”, Центра развития филантропии “Сопричастность” и журнала “Русский репортер” при поддержке Фонда президентских грантов.

Источник – журнал “Русский репортер”, Москва, 05.03.2020

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: