
43/80
Во многом это похоже на уже существующую поддержку государством социального предпринимательство, только в творческой сфере.
5 февраля вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ (ТВОРЧЕСКИХ) ИНДУСТРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Он предусматривает меры по развитию креативной экономики, определяет основы правового регулирования, указывает критерии, при которых физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам креативных индустрий. Чтобы получить поддержку в виде грантов и субсидий, например, физическому лицу, нужна лишь постановка на учет в качестве налогоплательщика, применяющего налог на профессиональный доход. В стране будет создан единый реестр субъектов креативных индустрий. Почитайте этот закон, и вы убедитесь, что создать креативный кластер и поддержать талантливых людей через образование, информационно, финансово, материальными имущественными активами могут теперь власти любой территории. Среди объектов поддержки в первую очередь те виды деятельности, которые укрепляют общероссийскую идентичность (в том числе на основе региональных особенностей и народных традиций).
Этот закон станет помощником не только в осуществлении дорогих творческих проектов и привлечении инвестиций в креативную экономику, но и основой для поддержки, обучения и трансляции опыта людей, которые неожиданно для себя обнаруживают недюжинные таланты и способность делать мир красивее… Как герой нашей статьи Анатолий Константинович Черников.
Пленэр в старом парке
– Помните, лет 8 назад, вы у меня спросили, каким я вижу будущее?
– Помню, конечно. Это был тихий жаркий вечер в конце августе. Администрация Гвардейского, что под Симферополем, проводила в парке (тогда еще основательно заброшенном), День поселка. Организовали джазовый вечер и пленэр для детей и родителей. Пригласили художников, купили мольберты, местная художественная студия помогла с бумагой, карандашами и красками. И по аллеям, сбегающим к освобожденной от сорняков и сухостоя центральной части парка, расселись жители поселка. Все сосредоточенно учились отражать перспективу – в портрете или пейзаже. Рисовали и мечтали, изображали Гвардейское с благоустроенной набережной и мостиками через речку. И был среди них один немолодой мужчина, которому удавались эти фантазии лучше всех.
Анатолий Константинович Черников – строитель (маляр, штукатур, каменщик) и шахтер. Работал и в совхозах, и на железной дороге. И пока работал искусством не интересовался.
В тот праздничный день Анатолий Константинович принес в парк целую папку своих рисунков. Тут был и родной поселок, и Симферополь, и разные чудесные виды Крыма. Оказалось, пристрастился к рисованию, когда вышел на пенсию. «Жену попросил приобрести коробку красок. Она купила – 12 цветов, с тех пор и рисую», – сказал Черников. В тот вечер он ушел из парка с призом за лучшую работу и сказал напоследок: «Еще увидите, я всю Третьяковку нарисую».
Эта фраза была брошена, конечно, в воодушевлении: «По правде говоря, тогда и не думал, что я, самоучка, посмею прикоснуться к Третьяковке…». Но что-то было в опрометчивом обещании, данном самому себе в хорошем настроении. Он взял у соседки коллекцию художественных альбомов, скупил на книжном базаре перекидные календари с иллюстрациями по мотивам картин передвижников, попросил в библиотеке полный перечень произведений авторов этого направления живописи. И сел писать… Работал каждый день с утра до вечера: «Никогда не переписывал. Все делал потихоньку и начисто, доделывал до конца».
Сначала он рисует небо. Потом дописывает основные природные формы: лес, озера, горы. Затем – мелкие детали. Люди ему даются хуже. Их он, можно сказать, избегает… Выбирает картины, где людей нет. «Айвазовскому Пушкина нарисовал Репин, – говорит Анатолий Константинович, имея ввиду картину «Пушкин на берегу моря» (1887). – Не думаю, что кто-то меня также выручит…». Копии съедают большую часть пространства небольшого дома Черникова. «Радуюсь от удачного мазка, от самого процесса. Ставлю на диван у спинки работу, отхожу и думаю, что еще сделать нужно».
Черников научился учитывать своеобразие каждого художника. «Исаак Левитан – мазками пишет, и Борис Кустодиев мазками – шух, шух… Иван Шишкин – лес рисует – каждую иголку видно, и сосны стоят, как зеленые паруса. И у Алексея Саврасова все прорисовано – до тоненькой веточки. Вот Иван Ендогуров «Начало весны» – одна из первых моих копий. Жена до сих недоумевает: «Как ты на белом белый снег нарисовал?».
Было, конечно, и то, что отвлекало художника от задачи «прикосновения к Третьяковке»: больницы, три операции, «новые коленки». Но дело шло вперед. И в один прекрасный момент он понял, что эгоистично все это держать дома. И сам, как передвижник, перебрался с репликами картин выдающихся художников в Дом культуры, точнее, переоборудованный под него бывший поселковый Дом быта. К своему 80-летию выставил 43 роскошных копии. Все на них было так тонко, так узнаваемо. Вот «Распутица» Алексея Саврасова, вот его же «Сельский вид». Рядом – «Дубовая роща» и «Ручей в лесу» Ивана Шишкина. Повыше на стене – «Заросший пруд» Василия Поленова. «Да не хвалите меня, – говорит Черников. – Саврасов в 24 года академиком стал, а я только в 80 лет краски расчехлил».
Стены поселкового Дома культуры мгновенно преобразилась. Труд Черникова произвел впечатление на всех, кто знает толк в живописи. И не потому, что все копии сделаны в акварели, которой не пользовались большинство передвижников. Ясно, что вся эта коллекция – непреходящая ценность. Дети приходят на кружки, и тут им рассказывают, кто такие передвижники, и что они создали…
«Хочу догнать до ста копий, – вынашивает планы Анатолий Константинович. – Вот Айвазовского хочу срисовать. Жалко с работами расставаться, конечно. Ведь они мне, как дети, но когда сюда прихожу, у меня самого совсем другие впечатления от этих картин, чем дома. И если хоть один ребенок из ста заинтересуется искусством, все будет не зря».
«Было у вас сожаление, что все так поздно началось?» – спрашиваю художника.
« Да нет, в школе рисовал стенгазеты, в армии – боевые листки. А потом все бросил – семья, работа. Вот только в старости вдруг захотелось…».
Спрашиваю, смог бы учить рисунку, живописи?
Пугается: «Подсказать могу, но научить – не уверен».
Подходит Сейтниби Сейдаметов, руководитель вокального коллектива Дома культуры: «Многие смотрят выставку. Все уже у нас знают Черникова. И все удивлены безмерно». Товарищ Черникова Григорий Степаненко смотрит на стену с копиями из «зрительного зала». Поставил стул так, чтобы была видна вся стена: «Как оценить эту работу? Он может сутки просидеть над копией. Многие из наших друзей уже ушли в лучший мир, а он все время в действии. Еще в библиотеке сколько его работ висят и не только копии…».
Судя по настроению, 100 реплик картин, хранящихся в Третьяковке, Черников обязательно напишет: «Когда я обещал вам, что будет Третьяковка, вы посмотрели на меня с удивлением… Ну, вот все получилось».
Я замечаю, что парки на его картинах-копиях, какими бы ни были оригиналы, чем-то похожи на парк его родного Гвардейского, где мы встретились много лет назад. «Там будут аттракционы, прогулочная зона и велодорожки, обещал наш глава администрации», – говорит Черников.
Вполне возможно, ведь набережную и мостики через речку Салгир, которые жители изображали в своих рисунках, в Гвардейском уже построили…
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: