Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
История. архивы и факты
446
Читать: 6 мин.

43/80

Екатерина Громова,
старший преподаватель кафедры журналистики филиала МГУ им М. В. Ломоносова в г. Севастополе

Во многом это похоже на уже существующую поддержку государством социального предпринимательство, только в творческой сфере.

5 февраля вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ (ТВОРЧЕСКИХ) ИНДУСТРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Он предусматривает меры по развитию креативной экономики, определяет основы правового регулирования, указывает критерии, при которых физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам креативных индустрий. Чтобы получить поддержку в виде грантов и субсидий, например, физическому лицу, нужна лишь постановка на учет в качестве налогоплательщика, применяющего налог на профессиональный доход. В стране будет создан единый реестр субъектов креативных индустрий. Почитайте этот закон, и вы убедитесь, что создать креативный кластер и поддержать талантливых людей через образование, информационно, финансово, материальными имущественными активами могут теперь власти любой территории. Среди объектов поддержки в первую очередь те виды деятельности, которые укрепляют общероссийскую идентичность (в том числе на основе региональных особенностей и народных традиций).

Этот закон станет помощником не только в осуществлении дорогих творческих проектов и привлечении инвестиций в креативную экономику, но и основой для поддержки, обучения и трансляции опыта  людей, которые неожиданно для себя обнаруживают недюжинные таланты и способность делать мир красивее… Как герой нашей статьи Анатолий Константинович Черников.

 Пленэр в старом парке

– Помните, лет 8 назад, вы у меня спросили, каким я вижу будущее?

– Помню, конечно. Это был тихий жаркий вечер в конце августе. Администрация Гвардейского, что под Симферополем, проводила в парке (тогда еще основательно заброшенном), День поселка. Организовали джазовый вечер и пленэр для детей и родителей. Пригласили художников, купили мольберты, местная художественная студия помогла с бумагой, карандашами и красками. И по аллеям, сбегающим к освобожденной от сорняков и сухостоя центральной части парка, расселись жители поселка. Все сосредоточенно учились отражать перспективу – в портрете или пейзаже. Рисовали и мечтали, изображали Гвардейское с благоустроенной набережной и мостиками через речку. И был среди них один немолодой мужчина, которому удавались эти фантазии лучше всех.

Анатолий Константинович Черников – строитель (маляр, штукатур, каменщик) и шахтер. Работал и в совхозах, и на железной дороге. И пока работал искусством не интересовался.

Анатолий Константинович Черников. Пос. Гвардейское РК

В тот праздничный день Анатолий Константинович принес в парк целую папку своих рисунков. Тут был и родной поселок, и Симферополь, и разные чудесные виды Крыма. Оказалось, пристрастился к рисованию, когда вышел на пенсию. «Жену попросил приобрести коробку красок. Она купила – 12 цветов, с тех пор и рисую», –  сказал Черников. В тот вечер он ушел из парка с призом за лучшую работу и сказал напоследок: «Еще увидите, я всю Третьяковку нарисую».

Эта фраза была брошена, конечно, в воодушевлении: «По правде говоря, тогда и не думал, что я, самоучка, посмею прикоснуться к Третьяковке…». Но что-то было в опрометчивом обещании, данном самому себе в хорошем настроении. Он взял у соседки коллекцию художественных альбомов, скупил на книжном базаре перекидные календари с иллюстрациями по мотивам картин передвижников, попросил в библиотеке полный перечень произведений авторов этого направления живописи. И сел писать… Работал каждый день с утра до вечера: «Никогда не переписывал. Все делал потихоньку и начисто, доделывал до конца».

Сначала он рисует небо. Потом дописывает основные природные формы: лес, озера, горы. Затем – мелкие детали. Люди ему даются хуже. Их он, можно сказать, избегает… Выбирает картины, где людей нет. «Айвазовскому Пушкина нарисовал Репин, – говорит Анатолий Константинович, имея ввиду картину «Пушкин на берегу моря» (1887). – Не думаю, что кто-то меня также выручит…». Копии съедают большую часть пространства небольшого дома Черникова. «Радуюсь от  удачного мазка, от самого процесса. Ставлю на диван у спинки работу, отхожу и думаю, что еще сделать нужно».

Черников научился учитывать своеобразие каждого художника. «Исаак Левитан – мазками пишет, и Борис Кустодиев мазками – шух, шух… Иван Шишкин – лес рисует – каждую иголку видно, и сосны стоят, как зеленые паруса. И у Алексея Саврасова все прорисовано – до тоненькой веточки. Вот Иван Ендогуров «Начало весны» – одна из первых моих копий. Жена до сих недоумевает: «Как ты на белом белый снег нарисовал?».

Было, конечно, и то, что отвлекало художника от задачи «прикосновения к Третьяковке»: больницы, три операции, «новые коленки». Но дело шло вперед. И в один прекрасный момент он понял, что эгоистично все это держать дома. И сам, как передвижник, перебрался с репликами картин выдающихся художников в Дом культуры, точнее, переоборудованный под него бывший поселковый Дом быта. К своему 80-летию выставил 43 роскошных копии. Все на них было так тонко, так узнаваемо. Вот «Распутица» Алексея Саврасова, вот его же «Сельский вид». Рядом – «Дубовая роща» и «Ручей в лесу» Ивана Шишкина. Повыше на стене – «Заросший пруд» Василия Поленова.  «Да не хвалите меня, – говорит Черников. – Саврасов в 24 года академиком стал, а я только в 80 лет краски расчехлил».

Стены поселкового Дома культуры мгновенно преобразилась. Труд Черникова произвел впечатление на всех, кто знает толк в живописи. И не потому, что все копии сделаны в акварели, которой не пользовались большинство передвижников. Ясно, что вся эта коллекция – непреходящая ценность. Дети приходят на кружки, и тут им рассказывают, кто такие передвижники, и что они создали…

И. И. Левитан Вечерний звон (копия А. К. Черникова)

«Хочу догнать до ста копий, – вынашивает планы Анатолий Константинович. – Вот Айвазовского хочу срисовать. Жалко с работами расставаться, конечно.  Ведь они мне, как дети, но когда сюда прихожу, у меня самого совсем другие впечатления от этих картин, чем дома. И если хоть один ребенок из ста заинтересуется искусством, все будет не зря».

«Было у вас сожаление, что все так поздно началось?» – спрашиваю художника.

« Да нет, в школе рисовал стенгазеты, в армии – боевые листки. А потом все бросил – семья, работа.  Вот только в старости вдруг захотелось…».

Спрашиваю, смог бы учить рисунку, живописи?

Пугается: «Подсказать могу, но научить – не уверен».

И. И. Шишкин, Рожь (копия А .К. Черникова)

Подходит Сейтниби Сейдаметов, руководитель вокального коллектива Дома культуры: «Многие смотрят выставку. Все уже у нас знают Черникова. И все удивлены безмерно». Товарищ Черникова Григорий Степаненко смотрит на стену с копиями из «зрительного зала». Поставил стул так, чтобы была видна вся стена: «Как оценить эту работу? Он может сутки просидеть над копией. Многие из наших друзей уже ушли в лучший мир, а он все время в действии. Еще в библиотеке сколько его работ висят и не только копии…».

Судя по настроению, 100 реплик картин, хранящихся в Третьяковке, Черников обязательно напишет: «Когда я обещал вам, что будет Третьяковка, вы посмотрели на меня с удивлением… Ну, вот все получилось».

Я замечаю, что парки на его картинах-копиях, какими бы ни были оригиналы, чем-то похожи на парк его родного Гвардейского, где мы встретились много лет назад.  «Там будут аттракционы, прогулочная зона и велодорожки, обещал наш глава администрации»,  – говорит  Черников.

М. К. Клодт Крестьянская усадьба у реки (копия А. К. Черникова)

Вполне возможно, ведь набережную и мостики через речку Салгир, которые жители изображали в своих рисунках, в Гвардейском уже построили…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: