Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Почти половина менеджеров российских компаний указывают на проблемы с бизнес-этикой

169
Читать: 5 мин.

Такие данные были представлены в ходе заседания Комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров, главной повесткой которого стала оценка текущего состояния корпоративной этики среди крупного бизнеса.

Вопросы бизнес-этики становятся ключевыми в корпоративном управлении, особенно на фоне ужесточающихся регуляторных требований и растущих ожиданий стейкхолдеров. В ходе дискуссии эксперты обсудили, как крупные компании сегодня выстраивают системы внутреннего регулирования, какие международные практики наиболее эффективны и применимы в России, и где граница между формальным соблюдением норм и реальной этической культурой.

Модераторами заседания выступили сопредседатели комиссии по бизнес-этике, генеральный директор Коммуникационной группы «Орта» Николай Обрезков и старший партнер, тренер-консультант ООО «Смартвэльюс» Георгий Мелик-Еганов. Участники встречи отметили возросшую актуальность вопросов деловой этики в корпоративной культуре, а также поделились результатами последнего исследования, отражающего текущее состояние этики в крупном бизнесе. Так, согласно результатам исследования, в числе основных трудностей, которые испытывают компании при внедрении и поддержании этических норм, – излишне формализованный подход к вопросу, отсутствие регулярных системных действий и отсутствие согласованного видения руководства в вопросах деловой этики.

«Формализм, составление формальных этических кодексов – вынужденная мера, он необходим в больших системах и крупных организациях. Тот факт, что 50% опрошенных отмечают, что в их компаниях еще есть замалчиваемые вопросы этики, говорит о необходимости развития данной темы. В числе вопросов, которые замалчиваются, – правила работы с партнерами и контрагентами, а также честность и прозрачность в делах», – отметил Георгий Мелик-Еганов.

«У многих компаний, работающих в сфере коммуникаций, нет полноценного прописного этического кодекса. Нам нужно создать единый этический документ, который бы регламентировал работу всех коммуникационных индустрий: реклама, маркетинг, pr, event-сфера и прочие», – добавил Николай Обрезков.

Лейда Лукьянова, вице-президент по деловой этике и комплаенс ПАО «МТС», поддержала значимость деловой этики – элемента корпоративной культуры – как для компаний, чьи акции уже торгуются на бирже, так и планирующих выход на фондовые рынки. «Выход на биржу», а также статус публичной компании устанавливают повышенный стандарт к уровню корпоративного управления и подотчетности акционерам, качеству раскрытия информации и культуре взаимодействия с инвесторами. Переход из частной компании в публичную требуют, среди прочего, внимания к таким областям, как качественное и интегрированное управление, система внутренних контролей, отметила эксперт.

«Уровень деловой этики прямо пропорционален отношению компании к стейкхолдерам, включая собственников, государство, локальное сообщество, работников: формирует гудвилл и репутацию или наоборот – разрушает. Значит, деловая этика связана с капитализацией. Эта дискуссия неполноценна без признания роли и масштаба лидера компании, его понимания, что устойчивость бизнеса зависит, в том числе, от уровня корпоративной культуры и этики. Чем большую зрелость демонстрируют члены органов управления, тем отчетливее понимают такие взаимозависимости для целей оценки стоимости компании, принимают ответственность за действия компании и подконтрольных лиц. В этом контексте не имеет значения публичный или частный у компании статус. Хочешь роста бизнеса – повышай качество управления и уровень культуры в компании. Такой подход резонирует ожиданиям инвесторов и других заинтересованных сторон», – считает Лейда Лукьянова.

О том, как внедряют этические принципы ведения бизнеса в производственной компании, рассказала Надежда Зотова, руководитель направления комплаенс Группы НЛМК. «Компания начала заниматься вопросами корпоративной культуры еще до того, как в российской бизнес-терминологии прочно укрепились понятия «бизнес этика» и «комплаенс». Тогда речь шла о трудовой этике и производственной культуре, которая является неотъемлемой частью так называемой «производственной системы» НЛМК. Утверждение базовых правил и требований к поведению сотрудников в рамках Кодекса этики стало логичным продолжением этой работы, направленной прежде всего на повышение эффективности производства и борьбу с издержками. На этом этапе было важно зафиксировать те принципы и требования, которые большинство сотрудников признают в качестве релевантных для эффективной работы предприятия».

Она также отметила, что внедрение Кодекса этики и сопутствующих ему правил в компании является системной работой на всех уровнях, которая включает регулярное обучение всех сотрудников, включая топ-менеджеров, коммуникации, процедуры по выявлению и урегулированию инцидентов и, как результат, совершенствованию и адаптации системы к меняющимся условиям.

Член Этического комитета Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования (АПКБК), эксперт по бизнес-процессам (Lean&SixSigma Black Belt) Ирина Бражникова разделила деловую этику на три типа: бизнес-этика по отношению к обществу (социальная экологическая ответственность, соблюдение законов), внутренняя этика между сотрудниками (взаимодействие между отделами и с руководством) и бизнес-этика по отношению к партнерам и клиентам (выстраивание долгосрочных отношений).

«Одним из признаков проблем с этикой в компании служат такие моменты как, например, использование коучинга не по назначению: как способа контроля и манипуляции со стороны руководителя. Также могут наблюдаться попытки вмешательств, нарушающих принцип конфиденциальности, когда компания просит предоставить подробный отчет о коучинговой работе с деталями вопросов, обсуждаемых сотрудником на сессиях, например, чтобы узнать мнение сотрудника о компании и руководителе», отметила Ирина Бражникова.

Надежда Смокотина, содиректор компании по развитию и сопровождению LeaderMakers, коуч по лидерству и профайлер, рассказала о пяти стадиях этической зрелости компании: этическая наивность, этическое осознание, менеджмент, этическая организация и, наконец, лидерство. По мнению эксперта, бизнес в России еще достаточно молод, относительно других стран, а потому по большей части находится между первой и второй стадиями этической зрелости.

«Согласно этой модели зрелости, можно проследить, куда и как расти российскому бизнесу. Развиваться в этом ключе можно и нужно, чтобы наши компании становились конкурентными и значимыми на мировой арене. Этика – это те критерии, на основе которых человек понимает, что есть «хорошо», а что – «плохо». И если у лидерства нет внутреннего осознания таких критериев, то невозможно принимать обоснованных и последовательных решений, и не будет иметь значение комплаенс или любые строгие правила, потому что будут создаваться двойные стандарты», рассказала Надежда Смокотина.

Эксперт также подчеркнула, что для реального и эффективного внедрения этического кодекса в компании нужно не просто донести сотрудникам информацию о правилах и нормах, но и объяснить, почему это важно, и почему правила именно такие. Тогда будет складываться понимание, как именно следует действовать в той или иной ситуации, и какие причины стоят за такими действиями. Это поможет создать глубокое понимание ценностей, в основе которых лежит этика компании, что, в свою очередь, будет способствовать более уверенному и последовательному применению этих норм в повседневной практике.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: