Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Почему люди “садятся на иглу” донорства крови

248
Читать: 2 мин.

“Бизнес и Общество” многократно публиковал информацию об акциях по донорству крови. Кобии активно вовлекают сотрудников в них. Исследователи с участием Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, изучали мотивацию более 500 доноров крови в России и США. Желание помогать другим людям, а не внешние вознаграждения в виде льгот или социального одобрения способствует регулярному донорству крови. Результаты исследования опубликованы в Journal of Community & Applied Social Psychology. 

Вопрос о том, почему люди занимаются донорством крови, ученые начали активно исследовать еще с 1970-х годов. Мотивация некоторых доноров — чисто финансовая. Например, в США существует индустрия кровяной плазмы, которая дает возможность здоровым людям получить деньги за сданную кровь.

Авторы статьи рассматривают эту проблему через призму теории самодетерминации (SDT, self-determination theory). Она основана на концепте автономной мотивации. Человек внутренне мотивирован что-либо делать, когда само по себе действие или деятельность является вознаграждением, например любимая работа, хобби, встречи с друзьями и т.п. Позже в рамках теории был выделен еще один тип автономной мотивации — идентифицированная мотивация. Она присутствует, когда действие является важным, значимым и ценным для чего-либо, с чем человек себя идентифицирует.  И это действие само по себе не обязательно должно быть приятным, как, например, физическая процедура сдачи крови.

Также в теории самодетерминации выделяется две формы контролируемой, то есть неавтономной, мотивации: внешняя и интроецированная (внутренняя). В первом случае человек делает что-либо, потому что получает за это некое измеряемое вознаграждение либо избегает таким образом неодобрения или осуждения со стороны других. Сдача крови под давлением группы — это пример внешней мотивации. Во втором случае действие совершается через внутреннее сопротивление, чтобы избежать чувства вины или повысить самооценку.

Анализ ответов показал, что автономная мотивация предсказывает намерения респондентов быть донорами крови в будущем. Эта связь более сильная у респондентов из США. Среди американских доноров более сильный позитивный эффект оказывает внутренняя автономная мотивация и более негативный эффект — внешняя контролируемая мотивация. Позитивный эффект идентифицированной мотивации одинаково силен и статистически значим для обеих выборок. Контролируемая мотивация не имеет положительной связи с будущими намерениями сдавать кровь ни среди российских, ни среди американских доноров.

Подробнее

Фото пресс-службы компании ОМК

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: