Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
парниковые выбросы, устойчивое развитие, климат, экология, природа, промышленность, энергия, сохранение , переработка

Планирование маршрутов позволило Яндекс Маркету уменьшить выбросы

51
Читать: 4 мин.

Яндекс Маркет за год сократил выбросы своей службы доставки почти на 5000 тонн CO2-эквивалента благодаря планированию маршрутов курьеров с помощью технологии искусственного интеллекта от Яндекс Маршрутизации. 

Поглотить такой объем парниковых газов за год может лесной массив, сравнимый по площади с Битцевским парком – вторым по размеру парком Москвы.

Как оптимизируют маршруты

Яндекс Маршрутизация автоматизирует планирование транспортных ресурсов и предлагает оптимальные маршруты для водителей, позволяя доставлять больше заказов меньшим количеством транспортных средств. 

Порядок объезда точек курьерами определяется алгоритмом с учетом исторических данных о пробках в разное время дня на разных участках дорог. Маршрутизация также учитывает график работы складов, обещание получателю по времени доставки, сервисное время у клиента и другие операционные особенности конкретной компании – всего более 300 различных параметров. Так обеспечивается точный прогноз времени прибытия в каждую из точек, сокращение пробегов и простоев. 

В результате такой оптимизации маршрутов крупным компаниям удается сократить пробег автопарка в среднем на 18,8%. В случае с Яндекс Маркетом за 12 месяцев это позволило уменьшить выбросы на 4 975 тонн CO2-эквивалента (условная единица, которую используют для оценки объема парниковых газов). 

Что это означает 

  • Примерно столько парниковых газов не попадет в атмосферу, если тысяча легковых автомобилей с бензиновым двигателем пропадет с дорог на целый год.
  • Столько газов в среднем образуется при производстве электроэнергии, достаточной для зарядки 605 млн смартфонов.
  • Чтобы поглотить такой объем парниковых газов за год, потребуется лес площадью в 23 квадратных километра — это чуть больше площади Битцевского парка, второго по размеру в Москве. 

Как считали сокращение выбросов 

Объем сэкономленных выбросов является разницей объема выбросов парниковых газов от пробегов в сценарии неиспользования Маршрутизации и объема выбросов от фактических пробегов. Сценарное значение получено путем умножения фактического значения на коэффициент эффективности Маршрутизации, который вывели на основе показателей снижения пробегов у клиентов сервиса с похожими на Маркет логистическими задачами. Фактическое значение рассчитано на основе данных о суммарном расходе топлива, где расход топлива – это сумма произведений пробегов транспортных средств и значений среднего расхода топлива на километр пробега.

Детали расчета 

  • За год с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 курьеры-партнеры Маркета на малотоннажных грузовых машинах и фургонах (в основном с экономичными дизельными двигателями) проехали чуть более 64 млн км. На легковых (в основном использующих бензин) — более 40 млн км.
  • Расход топлива у машин, которыми пользуются курьеры-партнеры Маркета, оценили с учетом заявленных их производителями характеристик. В среднем расход составил около 8 литров бензина для легковых авто и 8 литров дизельного топлива для грузовых на каждые 100 км пути (дополнительный расход от движения с грузом и холостого хода не учитывали как малозначительный).
  • Экономию пробега оценили по данным о поездках транспорта крупных компаний-клиентов Маршрутизации из сфер логистики, ритейла и электронной коммерции, осуществляющих доставку продуктов питания и непродовольственных товаров различных категорий (повседневного спроса, fashion, DIY и др.) как покупателям, так и до складов, дарксторов, магазинов, ПВЗ. В результате использования Маршрутизации пробег автопарка таких компаний сокращается в среднем на 18,8% по сравнению с «ручным» планированием маршрутов.

Исходя из среднего сокращения пробега, экономия бензина у автомобилей Маркета составила 747 486 литров, дизельного топлива — 1 185 766 литров. 

  • Оценку объемов выбросов провели в соответствии с международным руководством для мобильных источников выбросов – Протоколе по парниковым газам (GHG Protocol) и рекомендациями Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC).

Объем сэкономленного топлива умножили на коэффициенты выбросов от сгорания разных видов топлива, а также на потенциал глобального потепления (GWP) оцениваемых видов парниковых газов: диоксида углерода, метана, оксида азота. Потенциал глобального потепления – это коэффициент, который определяет степень их воздействия на глобальное потепление. Он конвертирует их выбросы в количество CO2-эквивалента. 

В результате получили общее сокращение выбросов в СО2-эквиваленте: 4 975 тонн. 

Использовать коэффициенты выбросов именно этих газов предложила Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC), и сегодня они традиционно применяются для подобных расчетов. В теплоте сгорания топлива ориентировались на технические руководства IPCC и на коэффициенты ГОСТ. 

  • Примеры для иллюстрации масштаба сокращения выбросов подобрали с помощью калькулятора на официальном сайте Агентства по охране окружающей среды США.

Яндекс Маршрутизация работает над созданием калькулятора экономии выбросов для клиентов, а также планирует рассчитать экологический эффект от внедрения Маршрутизации в рамках существующих партнерств.

Пресс-релиз

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: