Миссия ИКЕА – изменить к лучшему жизнь многих людей. Эта миссия лежит в основе стратегии устойчивого развития «Да — людям и планете».
Чтобы ответить на острые вызовы современности, такие как перепотребление, изменение климата и растущее неравенство в обществе, ИКЕА – вместе с партнерами, сотрудниками и покупателями – делает амбициозные шаги навстречу более устойчивому будущему.
ИКЕА вдохновляет миллионы покупателей на экологичный образ жизни, ответственное потребление, принимает активное участие в борьбе с изменением климата, экологизирует свои бизнес-процессы, обеспечивает справедливые условия труда и равные возможности для каждого.
Три направления, в которых сосредоточена работа ИКЕА в области устойчивого развития:
Здоровая и экологичная жизнь дома
Цель ИКЕА – к 2030 году вдохновить более 1 млрд человек улучшать повседневную жизнь дома, следуя принципам ответственного потребления. Для этого ИКЕА создает движение в обществе, продвигая ценности заботы о планете, рассказывая об экопривычках, доступных каждому, и раскрывая преимущества совместного и цикличного потребления. Повышая осведомленность и вовлеченность своих сотрудников и покупателей, ИКЕА также работает над тем, чтобы предоставить реальные инструменты для экологичной жизни. В частности, развивает инфраструктуру для раздельного сбора отходов и внедряет цикличные сервисы.
Сегодня в каждом магазине ИКЕА можно сдать на переработку такие популярные фракции, как картон, стекло, металл, пластик. Также ИКЕА принимает на переработку лампочки, батарейки и текстиль.
На сайте IKEA.ru создано специальное онлайн-пространство, которое ориентирует пользователя в многообразии идей, которые помогут продлить жизнь мебели или обеспечить ей службу в новом доме. Проект «Вторая жизнь мебели» объединяет рекомендации по самостоятельному ремонту и редизайну мебели, а также сервисы по заказу фурнитуры, выкупу мебели, передаче мебели на благотворительность и переработке мебели.
Помогают осваивать экопривычки и товары ИКЕА: с ассортиментом ИКЕА легко сокращать и сортировать отходы, отказываться от одноразовых вещей, беречь воду и электроэнергию и др.
Делать более осознанный выбор покупателям помогают и ответственные практики выбора и производства материалов. На сегодняшний день среди материалов, используемых в ИКЕА, 10% являются переработанными и 60% – возобновляемыми. Цель ИКЕА – к 2030 году производить товары только из возобновляемых и/или переработанных материалов. С 2020 года вся древесина, используемая в ИКЕА, является FSC-сертифицированной или переработанной. А хлопок для ИКЕА с 2015 года поступает только из ответственных источников, где его выращивают с меньшим количеством воды, пестицидов и удобрений.
Для товаров, позволяющих делать вклад в устойчивое развитие, разрабатываются специальные коммуникационные материалы, которые раскрывают их преимущества в магазинах и онлайн-каналах. Ассортименту и решениям для более экологичной жизни посвящены Магазины экопривычек и Центры экологии и экономии – специальные зоны в магазинах ИКЕА.
Повестка устойчивого развития также регулярно находит отражение в маркетинговых спецпроектах – так, в 2021 году дизайнеры проекта Квартиротека (библиотека дизайн-решений для типовых квартир) разработали 11 экологичных и 3 инклюзивных интерьера, а на сайте IKEA Family появилась игра, обучающая сортировке отходов. В 2021 году ИКЕА также впервые затронула тему экологичного образа жизни в наружной и телевизионной рекламе.
Но экологичные предложения в ИКЕА – это не только товары для дома. Большое внимание уделяется продуктам питания и их сертификации, и особое – растительным опциям. В 2020 году в ИКЕА появилась уникальная новинка – растительная версия традиционных фрикаделек – Экодельки. Их климатический след составляет всего 4% от аналогичного показателя мясных. В 2021 году в семье растительных опций появились веганский шоколадный мусс, растительные сливки и вегги-дог – овощная версия хотдогов. К 2025 году в Ресторанах ИКЕА 50% опций будут растительными, а 80% не будут содержать красного мяса.
Чтобы помогать покупателям делать более осознанный выбор, ИКЕА регулярно модернизирует свой ассортимент: в 2021 году ИКЕА отказалась от продажи одноразовых батареек, а ранее перешла только на LED-лампы и прекратила продажи изделий из одноразового пластика.
Забота о климате и циклическая модель
В части операционных процессов ИКЕА поставила перед собой не менее амбициозные цели: стать климатически позитивной компанией, на 100% обеспечить себя возобновляемой энергией, перевести доставку на транспорт с нулевыми эмиссиями и работать по принципу «ноль отходов».
В 2021 году все подразделения ИКЕА переключились на возобновляемую электроэнергию. Чтобы это стало возможным, было инвестировано более 21 млрд рублей в приобретение 49% акций 8 солнечных электростанций на юго-западе России (Астраханская и Волгоградская обл., Башкирия). Также компания проводит масштабную работу по повышению энергоэффективности своих зданий в целях сокращения выбросов парниковых газов: так, например, в 2021 году все магазины ИКЕА на 100% перешли на LED-освещение.
В 2019 году ИКЕА стала первым ритейлером в России, запустившим доставку электротранспортом. Сейчас товары ИКЕА доставляются на электромобилях в Москве и Санкт-Петербурге.
Сейчас в магазинах ИКЕА отправляется на переработку 75-77% отходов, это в среднем 20 различных фракций на магазин, от стретч-пленки до фритюрного жира.
Также компания активно работает над реализацией проектов замкнутого цикла – когда отходы становятся ресурсами в рамках одного бизнеса. Сейчас в ИКЕА в России замкнутые циклы образуют 7 фракций.
Так, отходы картона из Санкт-Петербурга превращаются в коробки ПАППИС, древесно-стружечные плиты перерабатываются в новые древесно-стружечные плиты, а использованная стретч-пленка – в новую стретч-пленку. Картонные уголки становятся наполнителем для посылок. Бутылки ПЭТ, которые покупатели и сотрудники собирают отдельно на пунктах приема и в магазинах Москвы, становятся сырьем для производства более 400 товаров ИКЕА, таких как декоративные подушки или наполнитель для диванов. В 2021 году ИКЕА протестировала технологию переработки бумажных стаканчиков в держатели для этих же стаканчиков. Огромным прорывом в циклической экономике ИКЕА стало использование мебели покупателей в качестве сырья для производства новой мебели ИКЕА на фабрике ИКЕА Индастри Новгород. Подобного замкнутого цикла, когда мебель любого производителя перерабатывается в щепу для производства новой мебели ИКЕА, нет ни в одной стране ИКЕА в мире.
Кроме того, уже несколько лет ИКЕА занимается проблемой пищевых отходов. В ряде подразделений пищевые отходы отправляются на переработку внешнему подрядчику, а в 2021 году в режиме пилота в четырех магазинах ИКЕА было установлено специальное оборудование для переработки пищевых отходов в компост, которым можно удобрять почву.
Справедливое отношение и равные возможности
ИКЕА стремится быть инклюзивной компанией, продвигающей принципы разнообразия и равенства как внутри, так и вне своих подразделений, чтобы оказывать положительное влияние на каждого, кто причастен к бренду ИКЕА.
В этом ИКЕА в том числе помогает кодекс поставщика. В любой стране мира поставщики ИКЕА разделяют ценности компании: это гарантируется стандартом IWAY, в котором прописаны ожидания по социальной и экологической политике предприятий, с которыми работает компания. Так, например, этот стандарт исключает труд людей с ограниченной свободой, описывает требования по охране окружающей среды, труда и безопасности производства, а в своей последней версии еще и покрывает права животных.
С 2015 по 2021 год ИКЕА поддерживала программу профилактики социального сиротства Детских деревень – SOS. Также в поддержку детей и подростков в трудной жизненной ситуации в ИКЕА был организован внутренний грантовый конкурс. В рамках конкурса магазины ИКЕА получили финансирование на реализацию 13 социальных проектов по всей стране.
Очень важным направлением в социальной повестке ИКЕА является развитие сотрудничеств с социальными предпринимателями. Социальные предприниматели помогают людям, оказавшимся за рамками рынка труда, зарабатывать себе на жизнь и увереннее смотреть в будущее. Благодаря сотрудничеству с большим брендом растет их финансовая независимость и экспертиза. Сейчас товары для ИКЕА производят два социальных предпринимателя из России – Гузель Санжапова, основавшая производство в удаленной уральской деревне Малый Турыш, и фонд «Антон тут рядом», который поддерживает людей с аутизмом в социализации и трудоустройстве.
Для сотрудников ИКЕА доступна возможность стать наставниками для детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа реализована при поддержке специалистов фонда «Старшие Братья Старшие Сестры».
ИКЕА в России регулярно выпускает отчеты по устойчивому развитию, с которыми можно ознакомиться здесь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: