Особенности использовать проекта социального воздействия в удаленных регионах
Согласно независимой оценке Московского городского педагогического университета, первый в России проект социального воздействия признали успешным. Целью проекта было повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) выполнил свою задачу: «Индекс, отражающий уровень образовательных результатов школьников вырос на более чем на 10% (по факту — на 41%)».
Проект «Повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия)» стартовал в 2019 году. В нём приняли участие более 5000 школьников — учащихся 7 и 9 классов 27 школ Хангаласского улуса Якутии, педагоги, а также директора школ и родители.
Специально были разработаны и организованы тренинги личностного роста, мероприятия по профориентации и обучающие программы для школьников. Академию журналистики запустили для стимулирования интереса к углубленному изучению русского языка. Учителя объединились в профессиональные обучающиеся сообщества, стали наставниками для других педагогов. Для родителей был создан «Родительский университет», чтобы обмениваться опытом воспитания и оказания поддержи детям в процессе обучения.
Проект реализовывали эксперты Высшей школы экономики. Группа ВЭБ.РФ выступила в проекте в двух качествах: АО «ВЭБ.ДВ» финансировало проект в качестве организатора, а ВЭБ.РФ в роли оператора помогал структурировать проект, отслеживал ход его реализации и по завершении организовал проведение независимой оценки. Работа координировалась Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).
«Для ВШЭ проект стал уникальной возможностью проверить эффективность предлагаемых регионам и школам инструментов повышения качества образования и стимулировал новые разработки. Он подтвердил необходимость опоры на данные мониторинга и обратной связи для выстраивания адресного воздействия, адаптации к меняющимся условиям. Проект реализовывался в сложный период пандемии, но с этим вызовом удалось справиться и помочь улусу с организацией эффективного дистанционного обучения на этом этапе. Важно, что проект был выстроен таким образом, чтобы обеспечить устойчивость результатов после завершения. Использованные модели и инструменты освоены управленцами и педагогами улуса (например, “Исследование урока”, “Школа роста”, “Академия журналистики”) и уже сейчас реализуются самостоятельно. Вовлеченность и ответственность профессионального сообщества Хангаласского улуса, выстроенное взаимодействие федерального и регионального проектного офисов стали важным условием эффективности проекта», — рассказал директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.
«Проект помог отработать механизм взаимодействия всех участников: оператора, инвестора, органов власти и исполнителей. Успех проекта во многом обусловлен гибкостью механизма, а также эффективностью выбранной методики решения образовательных задач. При запуске новых механизмов финансирования очень важен первый опыт. Поэтому на этом этапе ВЭБ.РФ как институт развития взял все риски на себя. В дальнейшем мы будем работать над развитием инструмента и тестировать разные подходы для повышения привлекательности таких проектов для частных инвесторов», — отметил заместитель председателя ВЭБ.РФ Константин Вышковский.
«Главный результат проекта — повышение образовательных результатов школьников Хангаласского района, увеличение числа победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Это стало возможно именно благодаря использованию механизма проектов социального воздействия, за счет гибкости которого удалось обеспечить равный доступ всех обучающихся к качественным образовательным возможностям и учесть индивидуальные запросы, предлагая ученикам соответствующие программы обучения. Такое целеполагание проекта полностью соответствуют приоритетам развития сферы образования в республике. Необходимо отметить, что хороших результатов удалось добиться в вовлечении родительского сообщества в процесс обучения детей и в профессиональном росте самих педагогов», — заявилглава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
«Проект позволил повысить образовательные результаты школьников за три года, дал новые инструменты для учителей математики и русского языка по организации учебных и внеурочных занятий. Повысился уровень компетенций педагогов по дифференцированному подходу в обучении, работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. Благодаря проекту направление информационной поддержки выросло в Академию журналистики, в которой активно участвовали ученики. Реализация проекта через механизм проектов социального воздействия позволила осуществить расходы республиканского бюджета только по итогам достижения установленного социального эффекта», — отмечает министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: