Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

О заседании Клуба корпоративных филантропов

01 ноября 2004, ВЦИОМ

1 ноября 2004 года состоялось очередное заседание Клуба корпоративных филантропов “Социальная ответственность бизнеса как составляющая корпоративной культуры”, организованное при поддержке программы Матра Королевства Нидерландов и Фонда “Институт экономики города”. Во встрече приняли участие представители бизнеса и власти, некоммерческих и общественных организаций, а также консультанты, аналитики, журналисты.

Во вступительном слове президент Клуба Татьяна Бачинская отметила, что влияние социальной ответственности на корпоративную культуру начало ощущаться и в нашей стране, хотя многие российские компании, принимая корпоративный кодекс, не видят в нем роли социальной ответственности. В то же время в корпоративные кодексы развитых европейских стран, например, в Канаде, эта составляющая законодательно закреплена как неотъемлемая часть.

Выступление директора Информационного Центра ООН в Москве Александра Горелика было посвящено анализу последних инициатив и программ ведущих организаций ООН в области реализации Целей Тысячелетия, в том числе борьбы с бедностью в мире. Он отметил, что за последние годы произошло существенное сокращение абсолютной бедности в мире с 29% до 23% благодаря усилиям международных организаций, а также успешным экономическим реформам в Китае и Индии. Инициатива ЮНЕП в области совместного инвестирования направлена на повышение социальной ответственности инвесторов. Для этого разрабатывается добровольный кодекс ответственного инвестирования. Он также осветил вопросы участия ведущего бизнеса в развитии КСО в мире через его участие в Глобальном Пакте ООН. Директор по информационной, социальной и кадровой политике по России и странам СНГ датской компании “Ново Нордиск” Оксана Березняк осветила многолетний опыт своей компании в области устойчивого развития и КСО. Помимо концептуальной взаимосвязи КСО и корпоративной культуры, оказывающей положительное влияние на устойчивое развитие компании более чем в 100 странах мира, она привела примеры конкретных социальных программ, осуществляемых во всех странах присутствия и оказывающих непосредственное воздействие на внутрикорпоративную культуру: марши против диабета (Walk the Talk), “Действуй” (TakeAction) и другие. В выступлении главного специалиста Дирекции корпоративных программ и внутренних коммуникаций ООО “ЮКОС-Москва” Анжелики Варламовой был освещен опыт компании по развитию внутрикорпоративной социальной политики, а также внедрению Кодекса профессиональной этики ЮКОСа как важнейшего элемента корпоративной культуры. Директор Института психогенетики Людмила Мосина затронула психологические аспекты изменений в области корпоративной культуры. Она отметила, что опыт консультирования в России показывает необходимость анализа убеждений первого лица российских компаний перед внедрением любых программ совершенствования и развития корпоративных ценностей, принципов и правил, составляющих основу внутрифирменной культуры. Главный психологичекий водораздел проходит в области содержательного подхода к социальной ответственности: как к дополнительному бремени, либо как к дополнительным возможностям развития и процветания бизнеса. Пока что из опыта психологов следует, что социально ответственные компании – это “немного ненормальные компании”, в смысле их концептуальных отличий от большинства других, оцениваюших деятельность в области КСО как дополнительную нагрузку на свой бизнес. Участвуя в дискуссии, исполнительный директор ВЦИОМ Константин Абрамов сообщил о замерах общественного мнения по поводу социальной ответственности бизнеса, сводящих ее в основном к полной уплате налогов и выплате достойной заработной платы, что вполне устраивает большинство российских компаний. Руководитель корпоративного университета “Северстали” Дмитрий Афанасьев рассказал об опыте планирования и финансирования мероприятий в области КСО своей компании, рассчитываемых как определенный процент от прибыли или оборота, а также формирумых в зависимости от стратегических перспектив и роли предприятия в регионах присутствия компании. Исполнительный директор КСО – Русский Центр Алексей Костин обратил внимание присутствующих на то, что активность в области КСО проявляют лишь 20-30 крупных российских компаний, осознающих значимость этой работы для стратегического развития бизнеса и успешного взаимодействия с западными партнерами. Средние, а тем более малые компании, практически никак не включают вопросы развития КСО в свои планы.

В дискуссии также приняли участие руководитель департамента Института устойчивых сообществ Олег Фокин, директор ИСАР-Москва Мила Богдан и другие.

Участники встречи отметили неоднородность в понимании и реализации социальной ответственности бизнеса как составляющей корпоративной культуры, на неблагоприятные условия для развития КСО в России – социально-экономические, отсутствие внятной государственной политики, практически замалчивание этой темы СМИ. И все же большинство собравшихся неоднократно подчеркивали, что быть социально ответственным прагматично, что эта деятельность – проактивна, она является для компаний не бременем, а дополнительной возможностью.  Подробнее.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: