Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Народный контроль: как узнать о состоянии экологии

200
Читать: 5 мин.

Правительство утвердило правила размещения информации об окружающей среде

В России утверждены правила публикации сведений о состоянии экологии. Документ подписан правительством в рамках принятого в марте федерального закона о размещении информации об окружающей среде в открытом доступе. В приложении к правилам — 82 пункта данных, подлежащих размещению в различных источниках. О чем могут узнать граждане и насколько эти данные будут полными, разбирались «Известия».

Постановление принято в 20-х числах декабря 2021 года. В правительстве отмечают, что по новым нормам федеральные, региональные и местные власти должны публиковать ключевую информацию о состоянии окружающей среды. Сюда входят данные о качестве атмосферного воздуха, почвы, водных и лесных ресурсов, а также о вредных выбросах и сбросах, уровне радиационного фона. Доводить данные до людей ведомства должны на своих официальных сайтах либо с помощью государственных и муниципальных информационных систем.

В правилах подчеркивается, что данные об экологии являются «общедоступными и предоставляются бесплатно».

В перечне открытых сведений — 82 позиции. Указаны данные, которые должны содержать реестры, место, где они должны публиковаться, ответственное за размещение информации ведомство. Есть и графа о периодичности публикуемых сведений, хотя в ней не всегда легко разобраться — периодически она вместо простых слов «ежегодно», «ежеквартально», «по мере поступления информации» отсылает к другим нормативным актам.

В правилах указывается, что публиковаться не может информация, отнесенная законодательством к государственной тайне.

Общедоступной должна быть информация об объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, хранилищах отходов и свалках, сведения о качестве питьевой воды, загрязнении природных объектов пестицидами, оперативные данные об изменении радиационной обстановки, лесных пожарах, угрозах возникновения опасных гидрометеорологических явлений, обзоры развития весеннего половодья. Также в списке — отчеты по мониторингу состояния загрязнения окружающей среды, доклады об особенностях изменения климата, комплексные планы по снижению загрязняющих выбросов, отчеты о состоянии озонового слоя и данные об общем содержании озона, которые обновляются ежемесячно.

Так, если говорить об объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, то публиковаться должны их наименование, адрес юрлица и фактического местонахождения, сведения о производимой продукции, выполняемых работах, о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ — с указанием их местоположения. Также должны быть доступны сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о комплексных экологических разрешениях или декларациях, программе производственного экологического контроля и т.д.

Так, если говорить об объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, то публиковаться должны их наименование, адрес юрлица и фактического местонахождения, сведения о производимой продукции, выполняемых работах, о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ — с указанием их местоположения. Также должны быть доступны сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о комплексных экологических разрешениях или декларациях, программе производственного экологического контроля и т.д.

Если речь идет о недействующем объекте, то должны публиковаться данные о его консервации, ликвидации, либо изменении местонахождения. Также должна быть размещена информация об уровне негативного воздействия на окружающую среду и данные автоматического контроля выбросов и сбросов.

Размещать информацию об этих объектах в виде реестра должны Росприроднадзор и органы исполнительной власти регионов России.

Органы исполнительной власти субъектов РФ также должны размещать информацию о системе работы с отходами. Минприроды должно готовить и публиковать ежегодный доклад о состоянии окружающей среды, а региональные власти — аналитическую информацию, касающуюся конкретного субъекта РФ. Также, например, должны публиковаться сведения о проведении общественных обсуждений о планируемой хозяйственной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду.

Почти всё, касающееся состояния экологии и окружающей среды, судя по правилам, можно найти в открытом доступе — даже, например, информацию о лесопатологических исследованиях, в том числе данные о санитарной оценке насаждений, информацию о захоронениях грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ.

Эксперт тематической площадки «Экология» ОНФ Александр Коган отмечает, что система мониторинга состояния окружающей среды сейчас в основном представлена постами Росгидромета, у которого более 600 станций по всей стране. В рамках проекта «Чистый воздух» количество постов наблюдений увеличивается, должна быть создана ФГИС мониторинга состояния воздуха, которая бы аккумулировала информацию со всех источников.

— Региональные же системы наблюдения есть не больше чем в половине субъектов России, и, как правило, наблюдения носят нерегулярный характер, — говорит он. — Это могут быть передвижные станции, которые в зависимости от происшествий направляются к месту. Лучше всего ситуация обстоит в Москве — Мосэкомониторинг на своем сайте размещает информацию о текущем состоянии воздуха по данным 56 автоматических станций контроля по 16 веществам.

Александр Коган отмечает, что есть и другая проблема — публикация данных повышает прозрачность работы системы, но найти информацию зачастую не под силу ни гражданам, ни даже экспертам в этой сфере.

Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина отметила, что тема публикации информации о состоянии окружающей среды обсуждалась в ОПРФ с участием профильных специалистов.

— Эксперты сошлись во мнении, что просто обязать публиковать данные — недостаточно, — рассказала она «Известиям». — Важно, насколько качественно и всесторонне они будут собираться.

По ее словам, комплексный экологический мониторинг должен проводиться в том числе с учетом особенностей каждого региона — например, в граничащих с морем субъектах нужен более глубокий контроль водных ресурсов, в Сибири — лесных.

— В более детальном мониторинге нуждаются отдаленные регионы, например Арктика, — сказала Шаройкина. — Именно на этих территориях расположено большое количество предприятий, способных вызвать негативные последствия для экологии.

Также, замечает она, особое внимание необходимо уделить интерпретации данных мониторинга — это позволит прогнозировать экстремальные ситуации и климатические изменения в долгосрочной перспективе. Необходимо отслеживать и анализировать состояние здоровья населения под воздействием экологических факторов, говорит Шаройкина.

— И нельзя забывать об участии общественности. Люди должны не только иметь доступ к информации, но и возможность самим сообщать о замеченных угрозах окружающей среде, — подытожила она.

Источник — Известия

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: