Народный контроль: как узнать о состоянии экологии
Правительство утвердило правила размещения информации об окружающей среде
В России утверждены правила публикации сведений о состоянии экологии. Документ подписан правительством в рамках принятого в марте федерального закона о размещении информации об окружающей среде в открытом доступе. В приложении к правилам — 82 пункта данных, подлежащих размещению в различных источниках. О чем могут узнать граждане и насколько эти данные будут полными, разбирались «Известия».
Постановление принято в 20-х числах декабря 2021 года. В правительстве отмечают, что по новым нормам федеральные, региональные и местные власти должны публиковать ключевую информацию о состоянии окружающей среды. Сюда входят данные о качестве атмосферного воздуха, почвы, водных и лесных ресурсов, а также о вредных выбросах и сбросах, уровне радиационного фона. Доводить данные до людей ведомства должны на своих официальных сайтах либо с помощью государственных и муниципальных информационных систем.
В правилах подчеркивается, что данные об экологии являются «общедоступными и предоставляются бесплатно».
В перечне открытых сведений — 82 позиции. Указаны данные, которые должны содержать реестры, место, где они должны публиковаться, ответственное за размещение информации ведомство. Есть и графа о периодичности публикуемых сведений, хотя в ней не всегда легко разобраться — периодически она вместо простых слов «ежегодно», «ежеквартально», «по мере поступления информации» отсылает к другим нормативным актам.
В правилах указывается, что публиковаться не может информация, отнесенная законодательством к государственной тайне.
Общедоступной должна быть информация об объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, хранилищах отходов и свалках, сведения о качестве питьевой воды, загрязнении природных объектов пестицидами, оперативные данные об изменении радиационной обстановки, лесных пожарах, угрозах возникновения опасных гидрометеорологических явлений, обзоры развития весеннего половодья. Также в списке — отчеты по мониторингу состояния загрязнения окружающей среды, доклады об особенностях изменения климата, комплексные планы по снижению загрязняющих выбросов, отчеты о состоянии озонового слоя и данные об общем содержании озона, которые обновляются ежемесячно.
Так, если говорить об объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, то публиковаться должны их наименование, адрес юрлица и фактического местонахождения, сведения о производимой продукции, выполняемых работах, о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ — с указанием их местоположения. Также должны быть доступны сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о комплексных экологических разрешениях или декларациях, программе производственного экологического контроля и т.д.
Так, если говорить об объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, то публиковаться должны их наименование, адрес юрлица и фактического местонахождения, сведения о производимой продукции, выполняемых работах, о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ — с указанием их местоположения. Также должны быть доступны сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о комплексных экологических разрешениях или декларациях, программе производственного экологического контроля и т.д.
Если речь идет о недействующем объекте, то должны публиковаться данные о его консервации, ликвидации, либо изменении местонахождения. Также должна быть размещена информация об уровне негативного воздействия на окружающую среду и данные автоматического контроля выбросов и сбросов.
Размещать информацию об этих объектах в виде реестра должны Росприроднадзор и органы исполнительной власти регионов России.
Органы исполнительной власти субъектов РФ также должны размещать информацию о системе работы с отходами. Минприроды должно готовить и публиковать ежегодный доклад о состоянии окружающей среды, а региональные власти — аналитическую информацию, касающуюся конкретного субъекта РФ. Также, например, должны публиковаться сведения о проведении общественных обсуждений о планируемой хозяйственной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду.
Почти всё, касающееся состояния экологии и окружающей среды, судя по правилам, можно найти в открытом доступе — даже, например, информацию о лесопатологических исследованиях, в том числе данные о санитарной оценке насаждений, информацию о захоронениях грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ.
Эксперт тематической площадки «Экология» ОНФ Александр Коган отмечает, что система мониторинга состояния окружающей среды сейчас в основном представлена постами Росгидромета, у которого более 600 станций по всей стране. В рамках проекта «Чистый воздух» количество постов наблюдений увеличивается, должна быть создана ФГИС мониторинга состояния воздуха, которая бы аккумулировала информацию со всех источников.
— Региональные же системы наблюдения есть не больше чем в половине субъектов России, и, как правило, наблюдения носят нерегулярный характер, — говорит он. — Это могут быть передвижные станции, которые в зависимости от происшествий направляются к месту. Лучше всего ситуация обстоит в Москве — Мосэкомониторинг на своем сайте размещает информацию о текущем состоянии воздуха по данным 56 автоматических станций контроля по 16 веществам.
Александр Коган отмечает, что есть и другая проблема — публикация данных повышает прозрачность работы системы, но найти информацию зачастую не под силу ни гражданам, ни даже экспертам в этой сфере.
Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина отметила, что тема публикации информации о состоянии окружающей среды обсуждалась в ОПРФ с участием профильных специалистов.
— Эксперты сошлись во мнении, что просто обязать публиковать данные — недостаточно, — рассказала она «Известиям». — Важно, насколько качественно и всесторонне они будут собираться.
По ее словам, комплексный экологический мониторинг должен проводиться в том числе с учетом особенностей каждого региона — например, в граничащих с морем субъектах нужен более глубокий контроль водных ресурсов, в Сибири — лесных.
— В более детальном мониторинге нуждаются отдаленные регионы, например Арктика, — сказала Шаройкина. — Именно на этих территориях расположено большое количество предприятий, способных вызвать негативные последствия для экологии.
Также, замечает она, особое внимание необходимо уделить интерпретации данных мониторинга — это позволит прогнозировать экстремальные ситуации и климатические изменения в долгосрочной перспективе. Необходимо отслеживать и анализировать состояние здоровья населения под воздействием экологических факторов, говорит Шаройкина.
— И нельзя забывать об участии общественности. Люди должны не только иметь доступ к информации, но и возможность самим сообщать о замеченных угрозах окружающей среде, — подытожила она.
Источник – Известия
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: