На Ясинской конференции обсудили образование в ESG и тренды ответственного управления
На XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества представили предварительные результаты исследования «Образование в области устойчивого развития и ESG». Эксперты также обсудили этическое регулирование и вектор развития комплаенса в новых условиях.
Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке Национального ESG Альянса проанализировали[1] 300 образовательных программ в области устойчивого развития и ESG в России и в мире, предлагаемых в 259 университетах. Полученные данные, включая опрос 80 представителей 58 ведущих российских университетов и бизнес-школ из различных регионов, интервью с экспертами из ключевых отраслей экономики и образовательной сферы, позволили определить ключевые вызовы для образования в области устойчивого развития в России и разработать рекомендации по его развитию.
Наблюдается определенный разрыв в запросах работодателей и предложении со стороны системы образования. Анализ образовательных программ в области устойчивого развития выявил неравномерное распределение по уровням образования: на бакалавриате обучается около 60 000 студентов, на специалитете — 1 400 студентов, в магистратуре — всего 8 300 студентов. В зарубежных университетах, в отличие от российских вузов, большее число программ реализуется именно на уровне магистратуры.
В процессе исследования[2] выделили 837 вакансий, связанных с устойчивым развитием. Согласно анализу профессиональных стандартов более 80% позиций предполагают есть высшее образование не ниже бакалавриата у сотрудников, при этом почти 40% позиций требуют наличия у кандидата степени магистра. Таким образом, запрос рынка труда не всегда находит своевременный и надлежащий ответ со стороны системы высшего или корпоративного образования.
«Исследование описывает общее состояние образования в области устойчивого развития в России и мире, рассматривает лучшие образцы учебных программ в этой сфере, демонстрирует ожидания компаний и их требования к компетенциям специалистов в этой сфере. Бизнес можно справедливо назвать одним из главных инициаторов развития ESG-образования в России. Корпорации стремятся формулировать запрос к системе высшего образования, чтобы в дальнейшем обеспечить себя высококвалифицированными кадрами в области устойчивого развития. Совместная работа представителей научной среды и бизнеса позволяет выявить такой запрос и более эффективно взаимодействовать с государством, чтобы усовершенствовать систему высшего и дополнительного профессионального образования с опорой как на локальный, так и на международный опыт», — рассказал генеральный директор Национального ESG Альянса Андрей Шаронов.
Отсутствие согласованной национальной рамочной концепции устойчивого развития и ESG в образовательной системе создает дисбалансы в реальном спросе со стороны компаний на специалистов в области устойчивого развития и образовательном предложении университетов, отмечают эксперты.
В рамках научно-практической дискуссии «Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях» вице-президент по деловой этике и комплаенс МТС Лейда Лукьянова представила комплаенс-инструменты, которые являются основой ответственного управления (G-составляющая в парадигме ESG-концепции).
Сегодня формирование комплаенс-культуры наиболее эффективно на основе ценностно-ориентированного подхода внутрикорпоративной культуры. Эта передовая практика комплаенс-менеджмента помогает компаниям достигать стратегических бизнес-задач, поддерживает принципы этичного и ответственного управления, а также формирует сильный HR-бренд и положительно влияет на лояльность сотрудников.
«В МТС такой принцип реализуется как через исполнение Кодекса этики и внедрение комплаенс-контролей на разных этапах и уровнях менеджмента, так и в рамках корпоративного «Дня этики и комплаенс» ― где сотрудники экосистемы в том числе в интерактивно-развлекательных форматах узнают о ценности комплаенс и специфике применимого законодательства. Участие компаний группы МТС в оценке зрелости комплаенс-культуры, проводимой по уникальной методике, также стало для нас традиционным: результаты опроса ежегодно подтверждают высокий уровень понимания и вовлеченности сотрудников в построение эффективной комплаенс-системы» ― отметила вице-президент по деловой этике и комплаенс МТС Лейда Лукьянова.
Отметим, что в 2023 году МТС стала первой компанией на российском рынке, которая успешно прошла надзорный аудит после смены сертифицирующего органа и подтвердила соответствие требованиям международного стандарта ISO 37001:2016 с областью применения «Система управления противодействием коррупции». Надзорный аудит был проведен Международным Органом по сертификации систем менеджмента «CERT International».
[1] Исследование проводилось в рамках государственной программы поддержки университетов «Приоритет 2030».
[2] В выборке представлены вакансии платформы HeadHunter за период сентябрь-ноябрь 2022 года
Фото freepik.com
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: