Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Меморандум “Российская благотворительность нуждается в одобрении и поддержке”

1559
Читать: 6 мин.

01 декабря 1999, Пчела, журнал №23

Благотворительный фонд “Сопричастность” (Москва) и Балтийский гуманитарный фонд (Санкт-Петербург) при поддержке Института “Открытое общество” (ИОО) завершили исследовательский проект “Российская благотворительность как социокультурный феномен”. “Пчела” публикует фрагмент подготовленного исследовательской группой “Меморандума”, относящийся к формированию программ, направленных на становление российской благотворительности.

1. ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ФИЛАНТРОПИИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ.

Исследование показало, что коммерческие структуры, действующие в России, занимаются благотворительностью хаотично, не зная опыта и направлений благотворительности других предпринимателей, а также не располагая сведениями о значимых социальных проектах, реализуемых НКО. Средства массовой информации редко поощряют благотворительность предпринимателей, рассматривая ее только как имиджевый инструмент, и требуя деньги за рекламу. В результате, фирмы и компании, не имеющие возможность оплачивать такую рекламу, остаются без необходимой моральной поддержки. Главным образом это относится к коммерческим предприятиям малого и среднего бизнеса, составляющего основу цивилизованной экономики. <…>

Назрела очевидная потребность в поддержке проектов, способствующих обмену информацией, новыми идеями и практическим опытом среди представителей бизнеса и предпринимательства. Должна быть создана инфраструктура для осуществления подобных функций. Возможно, положительную роль сыграет создание и развитие Клубов предпринимателей, информационно-аналитических центров корпоративной благотворительности, выпуск специализированных изданий. <…>

2. ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО.

Полученные исследователями результаты свидетельствуют, что институт попечительства в России развит очень слабо. Характер деятельности советов попечителей зависит, как правило, от руководителей НКО: члены совета – представители бизнеса не принимают активного участия в выработке стратегии и тактики благотворительности. От процесса попечительства отстранены рядовые сотрудники коммерческих компаний и фирм. Они не знают, какие социальные проекты, деятельность каких НКО их фирмы поддерживают и не понимают своей роли в этой области, ее социальной значимости. <…>

В отличие от практики западных стран, члены советов попечителей в России не несут ответственности за репутацию своих организаций. Это создает почву для имитации благотворительной деятельности и не способствует закреплению попечительства в российской практике. <…>

Опыт и модели деятельности Попечительских советов требуют более широкого распространения среди участников благотворительной деятельности и российской общественности в целом.

3. МОБИЛИЗАЦИЯ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

<…> Анализ публикаций, касающихся благотворительной деятельности, позволил выделить весь спектр благотворительных инициатив: “мирозащита”, “правозащита”, “социозащита”, “экозащита”, “культурозащита” и “зоозащита”. При этом благотворительность можно условно разделить на два класса – на компенсирующую и перспективную. К сожалению, публикации показывают, что в настоящее время существует колоссальный заказ на компенсирующую благотворительность. В этих условиях перспективная благотворительность часто вызывает раздражение у населения. Печально и то, что несмотря на востребованность публикаций о благотворительности в сфере правозащиты, журналисты уделяют освещению этой трудоемкой и опасной деятельности крайне незначительное внимание.

Критика и дискредитация благотворительности в прессе сегодня достаточно редки. Критика связана, прежде всего, с неэффективной или недобросовестной работой государственных структур. Клевете в основном подвергаются зарубежные благотворители. Это характерно для определенных идеологически ориентированных изданий, склонных к ксенофобии и антизападничеству.

Поскольку роль прессы в формировании общественных ценностей чрезвычайно значима, целесообразно осуществить целую систему конкурсов и программ. Среди прочих можно выделить программы, направленные на повышение квалификации журналистов в области благотворительности (образовательные тренинги, семинары, летние школы), на стимулирование более полного представления средствами массовой информации всего спектра соответствующих проблем в различных изданиях и передачах (конкурсы между изданиями и наиболее профессиональное освещение проблематики, на лучшую публикацию и т.п.).

4. ПОДДЕРЖКА МАССОВОГО ВОЛОНТЕРСТВА КАК НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНОЙ НАСЕЛЕНИЮ ФОРМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.

Под этим мы понимаем различного рода обучающие программы, формирование диспетчерских служб, консультационных пунктов для волонтеров, НКО, бюджетных учреждений и т.п.

Создание подобной инфраструктуры может способствовать решению не только проблемы реализации невостребованного (по нашим данным весьма значительного) волонтерского потенциала и становления волонтерства как повседневного элемента жизни сообщества. Это может содействовать и ментальному изменению значительной части населения, при котором оно перестанет ощущать себя преимущественно в качестве клиентов НКО и станет непосредственным участником проектов. Институт волонтерства должен обеспечить постепенное расширение массового участия общественности в благотворительных делах, привить желание к подобному социально ответственному поведению на благо других.

5. СИСТЕМА МЕР, СПОСОБНЫХ НЕФОРМАЛЬНО ВЫРАЗИТЬ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ КОНКРЕТНЫМ БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ.

Здесь возможны присуждения разных почетных званий, дипломов, памятных знаков, выражения публичной признательности на торжественных и праздничных мероприятиях. Учитывая высокий уровень недоверия населения к объективности такого рода мероприятий, следует продумать процедуры выдвижения номинантов на соответствующие формы поощрения. К этим процедурам следует привлекать независимых, пользующихся доверием людей – экспертов, способных объективно обосновать заслуги и достижения, а также обеспечить ясность критериев, на основании которых принимается решение о выражении той или иной формы общественного признания. Полагаем, что такую независимость и объективность могли бы обеспечить именно грантодающие фонды, имеющие значительный опыт организации конкурсов и экспертиз. <…>

Важно привлекать к этим мероприятиям широкое общественное внимание через средства массовой информации, формируя культурные образцы общественно одобряемого поведения.

6. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТОВ СОБСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

Имеются в виду производства, направленные, как на непосредственно благотворительные цели (производство предметов, необходимых для социально незащищенных групп населения, обеспечение трудовой занятости для ограниченно трудоспособных людей и т.п.), так и на получение доходов для финансирования благотворительных программ. Представляется, что это направление актуально в условиях слабой развитости среднего и зажиточного классов. Особенность поддержки таких программ потребует формирования специфического профессионального жюри, способного адекватно оценивать экономические возможности предлагаемых проектов, в частности, их устойчивость, конкурентоспособность, затратность и окупаемость.

В ходе исследования мы встретились с весьма неординарной формой партнерства некоммерческой организации с бизнесом, преследующей благотворительные цели. Сами участники подобного рода партнерства называют его социальным предпринимательством. Смысл подобных отношений заключается в том, что некоммерческая организация не выступает в отношениях со своим коммерческим партнером в качестве банального просителя. Используя свои профессиональные, интеллектуальные ресурсы и связи, некоммерческая организация предлагает своему коммерческому партнеру бизнес-проекты, которые способны улучшить экономические показатели его деятельности, но при этом заинтересовывают их и в своих благотворительных программах. В результате такого сотрудничества, за счет экономического роста, возникают дополнительные средства, часть из которых добровольно направляется на реализацию этих программ. Полагаем, что конкурсное стимулирование проектов и программ такого рода партнерств было бы также возможно, так как это может способствовать укреплению устойчивости и независимости организаций третьего сектора, как институциональной базы гражданского общества.

7. ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этом смысле важна, прежде всего, подготовка самого педагогического персонала и разработка методических материалов для работы с детьми по активному привлечению их к благотворительным акциям (См., например, Мери Макоули. Великий день красных носов \\ Деньги и благотворительность, июнь 1997, № 3 (15), С.13.

8. ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ СРЕДСТВАМИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.

Имеется ввиду, прежде всего, поддержка проектов, направленных на благотворительность по отношению к тем группам населения, которые выпали из принятых культурных норм поведения и общения и встали, например, на путь девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, бродяги). Доступной формой воспитания терпимости, могло бы быть стимулирование благотворительных проектов, направленных на помощь в ресоциализации и реабилитации этих групп населения, возрождения у них уважительного отношения к себе через чуткое отношение к ним окружающих. Помимо этого, поощрение благотворительности в отношении других, часто отвергаемых населением социокультурных групп (некоторых этнических меньшинств, беженцев, переселенцев, представителей других религий и прочих “чужаков”), также могло бы способствовать, как воспитанию цивилизованного благотворителя, так и повышению толерантности общества, ориентирующегося на образцы поведения авторитетного благотворителя. <…>

Задача всех предлагаемых программ – воспитание и образование благотворителя, повышение его самооценки и изменение отношения населения к его деятельности, как одобряемому и поощряемому обществом и властью виду гражданской активности. Все это должно способствовать становлению благотворительности, как социально-культурного феномена в формах, присущих развитому гражданскому обществу.

Мы очень надеемся, что наши предложения найдут понимание и будут реализованы в той или иной форме.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: