
Меценаты рассказали во что готовы инвестировать сегодня
Частные и корпоративные меценаты хотели бы, чтобы учреждения культуры, которым нужны инвестиции, говорили с ними на бизнес-языке: изучали ценности компаний, могли оценить эффект от вложений, предлагали донору интересные опции и настраивались на партнерство вдолгую. Как изменилось меценатство сегодня, обсуждали на деловой программе Первого Форума-фестиваля #ДеньМецената в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» 10 апреля.
Общепринятое понимание меценатства уходит в прошлое, констатируют эксперты. Бескорыстная поддержка культуры как исполнение высшего долга всё меньше мотивирует доноров, а культурные благотворительные программы они хотят вести как часть бизнес-стратегий.
Трансформация классического меценатства
Музеям всё меньше дарят предметы искусства, замечает Елизавета Фокина, гендиректор ГМЗ «Царицыно». Такое классическое меценатство осталось только у грандов – институций федерального масштаба. Другие музеи вынуждены перестраиваться под реалии: после пандемии и с началом СВО бизнес внимательнее считает деньги. «Интерес к нам происходит не только из охвата публики – хотя 10 млн посетителей музея-заповедника ежегодно тоже представляются достойной цифрой, – но и именно из качества аудитории и совпадения наших ценностей с ценностями компании. Нет такого, что ты пришёл, быстро вдохновил, и тебя сразу поддержали. Партнерства начинаются с точечных вложений: по 100-200 тысяч рублей, – и потом выливаются в постоянную поддержку и генеральное спонсорство», – говорит Фокина.
Общее понимание импакта нужно и самим культурным институциям, чтобы партнерства были долгосрочными и устойчивыми, добавляет Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея и Центра толерантности: «Нам не нужны просто ваши деньги, хотя, может быть, для вас было бы легче ограничиться деньгами. Мы нуждаемся в чем-то большем».
Культура в регионах: нужна для комфортной и интересной жизни
Меценаты вкладываются в культуру на уровне регионов в том случае, если проект доказанно повышает качество жизни на территории. «Региональные организации должны понять одно: им надо любить не «себя в искусстве», а тот регион, где они работают для людей. И когда они это поймут как цель своей деятельности, тут всё и случится. Ведь у бизнеса те же самые идеи: сделать так, чтобы людям на территориях было интересно и комфортно существовать», – объясняет Виктория Васильева, директор по связям с общественностью золотодобывающей компании «Полюс».
Среди успешных кейсов партнёрств на региональном уровне – Третьяковская галерея во Владивостоке и транспортная компания FESCO; Сбер и развитие курорта «Большой Алтай»; партнерство компании «Полюс» и Фонда развития науки и культуры «Таволга» в Сибири и на Дальнем Востоке (выставочный проект «Сны Сибири»).
Региональным учреждениям стоит поучиться фандрайзингу у федеральных, замечает Марина Бондарева, председатель Попечительского совета фонда «Таволга». Сейчас разница подходов между первыми и вторыми очень заметна. Еще одна проблема – региональные учреждения настроены на поддержание, но не на развитие своих процессов. В их штате даже нет ставок фандрайзеров, добавляет Евгений Стодушный, продюсер, первый заместитель художественного руководителя-директора Мариинского театра.
Поддержка талантов как карьерный лифт
В другой обширной области для инвестиций – поддержке молодых талантов – подход тот же: донор должен понимать, как помогут детям вложения в творческие конкурсы, концерты и выступления. Эффектом может быть карьерный лифт или выход из криминальной среды, и так далее.
Проект Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» под названием «Класс от маэстро» – это целая экосистема цикличных мероприятий, которые создают комплексный подход в работе с талантливой молодежью. В него входят и стипендии, и мастер-классы с участием лучших преподавателей музыки, и летняя школа, и фестивальные события, которые дают ценную практику выступлений перед зрителями. Например, буквально в эти дни, 8-9 апреля, дети из регионов приехали в Москву для участия в мастер-классах по скрипке и виолончели от педагогов института имени Ипполитова-Иванова и Гнесинки.
«Участники фестиваля студенческих спектаклей «Первый план» получают шанс поработать с настоящими профессионалами, и в итоге они реально трудоустраиваются и находят себе применение в профессии», – подтверждает и Игорь Хомский, директор по взаимодействию с индустрией холдинга МТС Медиа.
Еще одним из позитивных эффектов может быть инклюзия. «Дети с инвалидностью, с аутизмом, которых никто никуда не берёт почему-то, учатся у меня бесплатно. И это даёт мне надежду на то, что когда-то этим детям будет хорошо. Они делают успехи и дружат с «обычными» детьми. И видно по лицам, что они делают это искренне, а не напоказ передо мной», – говорит Николай Агутин, музыкант, композитор, экс-руководитель Москонцерта.
Инвестиции в реставрацию: «Мы на пороге катастрофы»
Мы рискуем так и не увидеть многие шедевры, которые веками остаются в запасниках в ожидании реставрации. По информации гендиректора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, порядка 6,5 млн предметов в России нуждаются в реставрации прямо сейчас. Этот объем заведомо невозможно покрыть государственными деньгами, говорят эксперты сессии «Альянс науки, искусства и меценатов: секреты реставрации».
Именно при совместном участии Министерства культуры РФ, «Газпрома» и Русского музея специалисты смогли отреставрировать полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Из менее масштабных, но тоже важных успешных примеров – реставрация экипажных карет и колясок Каретного дворика в ГИМе при содействии юридической фирмы «Городисский и партнеры».
В реставрации нуждаются и палимпсесты – древние рукописи в несколько слоёв записей одна поверх другой, – и архитектурные памятники, и археологические объекты и находки. Нужны вложения и в образование для реставраторов. «Если мы прямо сейчас не объединимся, то окажемся если не на пороге катастрофы, то точно в очень серьезной ситуации», – считает Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств.
Меценаты и бизнес поддерживают реставрацию, как и любые выставочные проекты, тогда, когда понимают ценность самих предметов или когда музей предлагает партнерам интересные опции: от бесплатных билетов на выставку для сотрудников компаний – до рекламных интеграций, стендов, упоминаний партнера в СМИ и на публичных площадках, полезные знакомства и содействие GR партнера.
Первый Форум-фестиваль #ДеньМецената проходит в городах России с 8 по 18 апреля. География: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Нижний Новгород, Екатеринбург, Череповец, Владивосток. Присоединяются и новые города. Учреждения организуют собственные события, приуроченные ко Дню мецената и благотворителя (он празднуется 13 апреля), и участвуют во всероссийском флешмобе: выкладывают в соцсети посты с рассказом о своих партнерских проектах и хештегами #ДеньМецената, #меняценят, #ялюблюискусство.
Событие прошло при поддержке: «ФосАгро», ТАСС, «Добро.медиа», Агентства социальной информации, порталаа «Бизнес и Общество», «Журнаал о благотворительности», проекта «Идеи для музеев», телеграм-каналов «Музеолог из Москвы» и «Музейный университет» и Президентского фонда культурных инициатив по проекту Форума Доноров «Музеи и меценаты».
Фото Форума Доноров
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: