Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Меценаты рассказали во что готовы инвестировать сегодня

2011
Читать: 6 мин.

Частные и корпоративные меценаты хотели бы, чтобы учреждения культуры, которым нужны инвестиции, говорили с ними на бизнес-языке: изучали ценности компаний, могли оценить эффект от вложений, предлагали донору интересные опции и настраивались на партнерство вдолгую. Как изменилось меценатство сегодня, обсуждали на деловой программе Первого Форума-фестиваля #ДеньМецената в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» 10 апреля.

Общепринятое понимание меценатства уходит в прошлое, констатируют эксперты. Бескорыстная поддержка культуры как исполнение высшего долга всё меньше мотивирует доноров, а культурные благотворительные программы они хотят вести как часть бизнес-стратегий.

Трансформация классического меценатства

Музеям всё меньше дарят предметы искусства, замечает Елизавета Фокина, гендиректор ГМЗ «Царицыно». Такое классическое меценатство осталось только у грандов – институций федерального масштаба. Другие музеи вынуждены перестраиваться под реалии: после пандемии и с началом СВО бизнес внимательнее считает деньги. «Интерес к нам происходит не только из охвата публики – хотя 10 млн посетителей музея-заповедника ежегодно тоже представляются достойной цифрой, – но и именно из качества аудитории и совпадения наших ценностей с ценностями компании. Нет такого, что ты пришёл, быстро вдохновил, и тебя сразу поддержали. Партнерства начинаются с точечных вложений: по 100-200 тысяч рублей, – и потом выливаются в постоянную поддержку и генеральное спонсорство», – говорит Фокина.

Общее понимание импакта нужно и самим культурным институциям, чтобы партнерства были долгосрочными и устойчивыми, добавляет Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея и Центра толерантности: «Нам не нужны просто ваши деньги, хотя, может быть, для вас было бы легче ограничиться деньгами. Мы нуждаемся в чем-то большем».

Культура в регионах: нужна для комфортной и интересной жизни

Меценаты вкладываются в культуру на уровне регионов в том случае, если проект доказанно повышает качество жизни на территории. «Региональные организации должны понять одно: им надо любить не «себя в искусстве», а тот регион, где они работают для людей. И когда они это поймут как цель своей деятельности, тут всё и случится. Ведь у бизнеса те же самые идеи: сделать так, чтобы людям на территориях было интересно и комфортно существовать», – объясняет Виктория Васильева, директор по связям с общественностью золотодобывающей компании «Полюс».

Среди успешных кейсов партнёрств на региональном уровне – Третьяковская галерея во Владивостоке и транспортная компания FESCO; Сбер и развитие курорта «Большой Алтай»; партнерство компании «Полюс» и Фонда развития науки и культуры «Таволга» в Сибири и на Дальнем Востоке (выставочный проект «Сны Сибири»).

Региональным учреждениям стоит поучиться фандрайзингу у федеральных, замечает Марина Бондарева, председатель Попечительского совета фонда «Таволга». Сейчас разница подходов между первыми и вторыми очень заметна. Еще одна проблема – региональные учреждения настроены на поддержание, но не на развитие своих процессов. В их штате даже нет ставок фандрайзеров, добавляет Евгений Стодушный, продюсер, первый заместитель художественного руководителя-директора Мариинского театра.

 Поддержка талантов как карьерный лифт

В другой обширной области для инвестиций – поддержке молодых талантов – подход тот же: донор должен понимать, как помогут детям вложения в творческие конкурсы, концерты и выступления. Эффектом может быть карьерный лифт или выход из криминальной среды, и так далее.

Проект Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» под названием «Класс от маэстро» – это целая экосистема цикличных мероприятий, которые создают комплексный подход в работе с талантливой молодежью. В него входят и стипендии, и мастер-классы с участием лучших преподавателей музыки, и летняя школа, и фестивальные события, которые дают ценную практику выступлений перед зрителями. Например, буквально в эти дни, 8-9 апреля, дети из регионов приехали в Москву для участия в мастер-классах по скрипке и виолончели от педагогов института имени Ипполитова-Иванова и Гнесинки.

«Участники фестиваля студенческих спектаклей «Первый план» получают шанс поработать с настоящими профессионалами, и в итоге они реально трудоустраиваются и находят себе применение в профессии», – подтверждает и Игорь Хомский, директор по взаимодействию с индустрией холдинга МТС Медиа.

Еще одним из позитивных эффектов может быть инклюзия. «Дети с инвалидностью, с аутизмом, которых никто никуда не берёт почему-то, учатся у меня бесплатно. И это даёт мне надежду на то, что когда-то этим детям будет хорошо. Они делают успехи и дружат с «обычными» детьми. И видно по лицам, что они делают это искренне, а не напоказ передо мной», – говорит Николай Агутин, музыкант, композитор, экс-руководитель Москонцерта.

Инвестиции в реставрацию: «Мы на пороге катастрофы»

Мы рискуем так и не увидеть многие шедевры, которые веками остаются в запасниках в ожидании реставрации. По информации гендиректора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, порядка 6,5 млн предметов в России нуждаются в реставрации прямо сейчас. Этот объем заведомо невозможно покрыть государственными деньгами, говорят эксперты сессии «Альянс науки, искусства и меценатов: секреты реставрации».

Именно при совместном участии Министерства культуры РФ, «Газпрома» и Русского музея специалисты смогли отреставрировать полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Из менее масштабных, но тоже важных успешных примеров – реставрация экипажных карет и колясок Каретного дворика в ГИМе при содействии юридической фирмы «Городисский и партнеры».

В реставрации нуждаются и палимпсесты – древние рукописи в несколько слоёв записей одна поверх другой, – и архитектурные памятники, и археологические объекты и находки. Нужны вложения и в образование для реставраторов. «Если мы прямо сейчас не объединимся, то окажемся если не на пороге катастрофы, то точно в очень серьезной ситуации», – считает Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств.

Меценаты и бизнес поддерживают реставрацию, как и любые выставочные проекты, тогда, когда понимают ценность самих предметов или когда музей предлагает партнерам интересные опции: от бесплатных билетов на выставку для сотрудников компаний – до рекламных интеграций, стендов, упоминаний партнера в СМИ и на публичных площадках, полезные знакомства и содействие GR партнера.

Первый Форум-фестиваль #ДеньМецената проходит в городах России с 8 по 18 апреля. География: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Нижний Новгород, Екатеринбург, Череповец, Владивосток. Присоединяются и новые города. Учреждения организуют собственные события, приуроченные ко Дню мецената и благотворителя (он празднуется 13 апреля), и участвуют во всероссийском флешмобе: выкладывают в соцсети посты с рассказом о своих партнерских проектах и хештегами #ДеньМецената, #меняценят, #ялюблюискусство.

Событие прошло при поддержке: «ФосАгро», ТАСС, «Добро.медиа», Агентства социальной информации, порталаа «Бизнес и Общество», «Журнаал о благотворительности», проекта «Идеи для музеев», телеграм-каналов «Музеолог из Москвы» и «Музейный университет» и Президентского фонда культурных инициатив по проекту Форума Доноров «Музеи и меценаты».

Фото Форума Доноров

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: