Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Кто и чему должен учить ESG-специалистов?

901
Читать: 6 мин.

4 декабря рейтинговое агентство RAEX провело вторую конференцию, посвященную лучшим практикам российских вузов в области устойчивого развития. В мероприятии участвовали около 350 человек: эксперты в области устойчивого развития из российских вузов и компаний, представители СМИ и профильных органов власти.

Открывая конференцию, генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков отметил практический характер нынешнего мероприятия: в основу дискуссии положен опыт крупного российского бизнеса по подготовке ESG-кадров.

Заместитель генерального директора RAEX Дмитрий Кабалинский представил результаты исследования агентства RAEX «Подготовка кадров для ESG: взгляд работодателей».

«Мы ставили перед собой цель выяснить, как сегодня крупный бизнес видит проблему подготовки специалистов в области устойчивого развития. Для этого мы провели углубленные интервью с представителями ведущих российский компаний. Результаты бесед показали, что подразделения, непосредственно занимающиеся вопросами устойчивого развития, немногочисленны и ориентированы на решение стратегических вопросов, а ESG-специалистов предпочитают готовить внутри компаний. Эксперты, с которыми мы общались в рамках подготовки исследования, скептически относятся к специализированным программам бакалавриата и магистратуры, однако они готовы сотрудничать с вузами в рамках дополнительного образования», — рассказал Кабалинский. 

Подробнее с материалами исследования можно ознакомиться на официальном сайте RAEX.

В ходе пленарной дискуссии «Роль университетов в формировании национальных принципов устойчивого развития» представители бизнеса и вузов обсудили существующие и перспективные образовательные программы в университетах по теме ESG, а также критерии оценки деятельности вузов в этой сфере.

О процессе обучения специалистов в области устойчивого развития и их главных профессиональных качествах рассказал Максим Ремчуков — директор по устойчивому развитию компании «Сибур», председатель наблюдательного совета ESG-Альянса: «Умение работать с источниками нового знания, способность анализировать это знание и делать синтез с полезными для компании выводами, знать иностранные языки, в том числе, с учетом новых рынков, китайский, быть готовыми интегрировать новые ESG-практики в стандартные процессы компании, способствуя ее трансформации, — основные навыки для ESG-специалистов. Обучение кадров для «Сибура» не заканчивается никогда, мы ведем комплексную работу по созданию бесшовного пути «школа–учебное заведение–предприятие» для привлечения и образования будущих сотрудников; в рамках этого пути существуют классы по углубленному изучению точных наук, совместные магистерские программы и стажировки на производство. В Корпоративном университете «Сибура» сотрудники проходят повышение квалификации, а на производстве работают вместе с опытными наставниками, которые передают свой многолетний опыт молодым сотрудникам».

Иван Тополя, управляющий директор блока «Финансы» Сбербанка и председатель Комитета по интегрированной отчётности, рассказал о главных целях в обучении ESG-кадров: «Вуз должен стать площадкой, которая будет удовлетворять потребности компаний в сотрудниках с компетенциями под конкретные цели компании, при этом помогая будущим специалистам развивать адаптивность и готовность к трансформации для их долгосрочной конкурентоспособности. Поэтому основные качества, которые вуз может и должен сформировать в студентах, — это открытость, любознательность и гибкость».

Проректор по стратегическим коммуникациям РУДН Елена Апасова рассказала о национальных целях устойчивого развития (ЦУР) и сопоставила их с возможностями вуза. Начав с цели «укрепление здоровья и благополучие людей», Апасова рассказала, как РУДН заботится о здоровье сотрудников и студентов. Так, например, за счёт вуза осуществляется профилактика, диагностика и лечение заболеваний, оказывается дополнительная поддержка семьям с детьми и работают программы по поддержанию демографии России. Далее проректор РУДН обратила внимание зрителей на проекты вуза, призванные развить личность и раскрыть таланты, а также рассказала о благоустройстве территории и организации коворкинг-центров. Помимо организации экологических пространств для сотрудников и студентов, вуз занимается экопросвещением и привлекает коллектив университета к соответствующим проектам.

Андрей Марголин — проректор РАНХиГС, д. э. н. профессор, заслуженный экономист РФ, рассказал о трендовых компетенциях для ESG-специалистов: «Эксперт в области устойчивого развития, по мнению нашего вуза, должен иметь жесткие управленческие навыки и обладать аналитическим мышлением. Он должен уметь работать с цифрами, владеть методологией обоснования эффективности проектов устойчивого развития, предполагающих необходимость рассмотрения экономических, экологических и социальных последствий их реализации в комплексе».

Главный научный сотрудник центра устойчивого развития МГИМО, заместитель директора по развитию Института международной торговли и устойчивого развития (ИМТУР) проф. Капитолина Турбина рассказала об исследовании вуза и объяснила, почему ESG и управление рисками не теряют свою актуальность: «В этом году МЦУР выпустит уже третий доклад о тенденциях в развитии ESG-образования в России. Результаты исследования прошлого года показали, что 65 % опрошенных работодателей испытывают дефицит в ESG-специалистах, особенно ориентированных на решение вопросов по взаимодействию с окружающей средой. Возможности подготовки специалистов в области устойчивого развития расширяются, уже 54 российских вуза предлагают более 90 профильных образовательных программ по данному направлению.

Анна Веселова, директор центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, рассказала о трансформации дисциплин и образовательных форматов в вузе в ответ на изменяющиеся запросы бизнеса: «Мы пересмотрели подходы к обучению специалистов в области устойчивого развития, бизнесу нужны быстро полученные, но глубокие компетенции. ESG — это про инструменты управления рисками, поэтому в своих курсах мы учитываем и глобальные цели, и национальные приоритеты, и реальные практики компаний в их тесной взаимосвязи друг с другом. Университеты, как и ESG-повестка, должны быть гибкими. Наша задача не просто сформировать критически важные компетенции у наших выпускников, но и быть уверенными в их востребованности у работодателей», — рассказала Веселова.

Проректор РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Штыхно рассказал о практиках вузов в области устойчивого развития и критериях оценки их деятельности в этой области: «Плехановский университет с 2018 года занимается вопросами устойчивого развития, однако нам ещё есть куда расти. В 2022 году мы провели исследование и узнали, как вузы мира включают повестку устойчивого развития в свою деятельность, и пришли к выводу, что для гармоничной работы вуза нам нужно учиться практикам у коллег».

Михаил Иванов — руководитель стратегического проекта BaumanGoGreen по программе «Приоритет-2030», директор центра научно-публикационной аналитики и международных рейтинговых исследований МГТУ им. Н. Э. Баумана, рассказал о проектах вуза по обеспечению инженерных кадров в области ESG. Он отметил, что в новой образовательной парадигме компетенции оценки экологического эффекта на полном жизненном цикле при создании новых изделий должны быть у каждого студента независимо от его специальности.

Проректор по стратегическому развитию СВФУ им. М.К. Аммосова Василий Саввинов отметил, что устойчивое развитие Севера — это вопрос обеспечения жизнеспособности крупнейшего макрорегиона страны, и поделился опытом вуза по достижению национальных ЦУР. В СВФУ с 2021 реализуется программа развития университета, основанная на целях и ценностях устойчивого развития. Можно выделить семь основных действий (шагов) вуза по достижению целей устойчивого развития азиатской части Севера: пропаганда и повышение уровня информированности населения об устойчивом развитии, внедрение специализированных образовательных программ, организация научной деятельности по вопросам ESG-повестки, реализация экологических и социальных проектов, развитие кампуса по стандарту Assessment System for Campus Sustainable и мониторинг достижения целей.

Запись трансляции, фотогалерея конференции и презентации спикеров размещены на официальной странице мероприятия в разделе «Медиаматериалы».

Фото RAEX 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: