Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

КСО как один из способов самовыражения бизнеса, о котором важно знать всем

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Социально ответственные компании: роль медиа и повышение осведомленности через образование», в ходе которого эксперты договорились о сотрудничестве и дальнейшей работе по развитию концепции мультимедийного курса по КСО и социальному партнерству для студентов медиафакультетов.

«Сегодня в Давосе завершается Всемирный экономический форум, главной темой которого стало «формирование капитализма для всех заинтересованных сторон», так называемый stakeholder capitalism. Основатель и президент форума, известный немецкий экономист Клаус Шваб сформулировал эту модель полвека назад. В ней компании выступают доверенными лицами общества. Актуальность этой модели – лучший ответ на современные социальные и экологические вызовы, отметила в приветственном слове главный редактор портала «Бизнес и Общество» Татьяна Бачинская.

– По данным Stanford Social Innovation Review 90% руководителей компаний утверждают, что устойчивость является основой успеха. Осознанный бизнес безусловно хочет, чтобы люди знали об ответственных компаниях и делали выбор в пользу их товаров и услуг. Это также мотивировало бы и другие компании. А нужно ли обществу знать об ответственности бизнеса?

На этот вопрос ответил Алексей Костин, директор НП «КСО-Русский центр»: «Для любого медиа важен информационный повод. Если публикация направлена только на одного из участников КСО-мероприятия, то медиа могут обвинить в предвзятости или даже «заказухе». Поэтому важно чтобы, рассказывая о таком событии, текст содержал несколько бенефициаров того или иного проекта, например, наряду с компанией, органов местной или региональной власти, или НКО/благотворительного фонда и конечных получателей помощи.

При публикации КСО-мероприятия следует понимать, что компания для укрепления взаимодействия со стейкхолдерами основывается на принципе «win-win». И если речь пойдёт о взаимной заинтересованности сторон, то будет понятно, что проект работает в интересах всех – компании, города и его жителей».

Обучая журналистов КСО и устойчивому развитию, следует обращать внимание именно на этот синергетический эффект, отметила Татьяна Бачинская и аргументировала почему курс нужен журналистам: «Если у студентов PR-отделений, экономистов, менеджеров есть лекции и семинары по этой теме, то подавляющее большинство медийщиков, покидая стены alma mater, ничего не знают ни о КСО, ни об участии компаний в социальном партнёрстве. А это именно то, что способно качественно улучшить уровень жизни».

На ознакомительном этапе курс видится просветительским, увлекательным, с использованием мультимедиа, возможно с посещением предприятий и участием в волонтёрских акциях с их сотрудниками.

Мировая практика поддержки социальных инициатив также зачастую основана на партнёрствах. Именно такие примеры привёл директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, куратор конкурса социальной рекламы НКО «Реклама Будущего» Владимир Вайнер. Он показал видео масштабного соучастия бизнеса в поддержке некоммерческого сектора с использованием медиа. Участники увидели четыре успешных кейса от китайских интернет-холдинга Alibaba и инвестиционной холдинговой компании Tencent, японской розничной сети Uniqlo и бразильского олигарха Чикинья Скарпа (Chiquinho Scarpa). Последний вовлёк в свою эксцентричную акцию миллионы доноров. Подобные кампании могут стать хорошим методическим материалом для образовательных программ. Эксперт рассказал о российских компаниях, выстроивших стратегию устойчивого развития на основе социальных программ с локальными сообществами жителей – конкурсе соседских инициатив районного центра Ангара от ADG Group, и о старте социальной программы сети салонов Ортека.

Приглашенные эксперты из регионов участвовали в дискуссии через видеоконференцсвязь. Валентина Сазонова, руководитель направления по социальной ответственности и СМИ благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» (г. Череповец), подтвердила актуальность партнёрства на примере участия организаций в жизни граждан: «Ответственные компании видят и чувствуют системные связи между своими процессами и благополучием горожан. Бизнес − сильный партнёр в преобразованиях и созидании нового. Сегодня это выражается в проектах в сфере благотворительности, целевых социальных программах, которые реализуются совместно с представителями государства и общества. Все участники выполняют свою уникальную роль. Средства массовой информации являются мощным катализатором в этих общих делах, формируя мнения, культуру, доверие и продвигая общие ценности.

Мы все должны перезагрузиться в своём восприятии, понимании роли каждого участника, который добровольно начинает помогать, улучшать жизнь человека, города, региона, страны, мира, не видеть в этом чью-то выгоду, а желать присоединиться к этим делам, сделать свой вклад».

 

При этом крайне важны два аспекта: доверие и роль лидеров. Они были в фокусе выступления первого заместителя исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадима Ковалёва. Он привёл в пример случай с Марией Шараповой, которая недавно передала $25 000 жертвам пожаров в Австралии, а фонд помощи пострадавших в Сибири оставила без внимания.

– И знаете, в чем здесь проблема? Информирование обеих стран построено по-разному. В Австралии уровень доверия к некоммерческим организациям выше, благотворитель знает кому помогает и доверяет им.

Согласно опросу ВЦИОМ в России больше доверяют рабочим, а бизнесмены и предприниматели – на последних позициях перед чиновниками. Также опрос проводили на знание благотворительных организаций, и 70% респондентов не назвали ни одной. И это – проблема. Как можно жертвовать деньги тому, кому не доверяешь? Нужно повышать уровень доверия к организациям, рассказывая об их деятельности, тем самым мотивируя компании на КСО.

Позицию одного из крупнейших специализированных СМИ представила Алёна Быкова, главный редактор Агентства социальной информации: «Мы публикуем материалы о КСО бесплатно, не вымарывая названия брендов, регулярно получаем от компаний релизы и новости с просьбой их выложить. Часто (не всегда, есть и интересные примеры) эти сообщения содержат скучный рутинный отчёт об очередной акции или, в другом случае, представляют собой рекламу из общих слов гордости за компанию.

АСИ много лет учит некоммерческие организации рассказывать о себе, и нам кажется, что PR-специалистам бизнеса тоже пригодилось бы обучение в этой сфере: учить рассказывать о смыслах и ценностях социальной ответственности, о пользе КСО для самого бизнеса, о том, почему другим компаниям стоит брать с них пример и для чего потенциальным клиентам поддерживать ответственный бизнес».

Лилия Ширяева, директор АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь» при Пермской торгово-промышленной палате, продолжила тему необходимости включения преподавания КСО в общую программу высшего образования: «Наш семинар в Перми в мае прошлого года, проведённый при поддержке «Бизнес и Общество», дал огромный толчок развитию. На площадке ТПП собрались представители бизнеса, НКО, власти и СМИ разного уровня. Мы говорили как интересно рассказать о совместных социальных проектах. Выяснилась масса проблем и претензий, но мы определили план взаимодействия и провели несколько мастер-классов. Один из них – с участием главного редактора городской газеты «Деловой интерес» Анастасии Петровой – вызвал особый интерес. Участники выразили пожелание, чтобы журналисты уже со студенческой скамьи понимали, что такое КСО и для чего нужно об этом рассказывать».

«Важно понимать, что оттого, как мы называем, освещаем и продвигаем проект, зависит его успех и картина в целом, – отметила Оксана Силантьева, специалист по интерактивному образованию, медиатренер, основатель Silamedia. – Сейчас уже нет понятия СМИ, но есть медиа. Теперь не только пресса, ТВ и радио рассказывают нам о событиях мира. Весь мир (бренд, лицо, селебрити и т.д.) в силах сам всё рассказать. Коммуникационные навыки – часть базовой грамотности любого специалиста. Кого нужно обучать КСО? Студентов, менеджеров, специалистов по коммуникациям, публичные фигуры компаний и ее сотрудников. Наша задача – не взять журналистские программы и обучить ими всех, а создать новые образовательные проекты в контексте коммуникаций и осознания того, что этими навыками должен обладать журналист, топ-менеджер, мастер цеха. Важно начать эти проекты и по цепочке развивать другие, потому что от одного шага не изменится ничего».

С Оксаной Силантьевой согласилась Альбина Мехова, заведующая кафедрой социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета: «Курсы, направленные на социальную ориентацию, нужно вводить студентам для расширения их кругозора и воспитания полезных качеств. Наш университет в Череповце перешёл на проектную деятельность. Что это значит? Все студенты – инженеры, проектировщики, экономисты, журналисты, пиарщики – в рамках образовательной программы взаимодействуют и создают бизнес-проекты, научные исследования от продумывания и реализации концепции до ее освещения в СМИ».

Наталья Прыгина, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций Московского политехнического университета, отметила почему курс по КСО важен именно для журналистов: «У тех, кто только начинает свой путь в профессии не часто возникает возможность своими глазами увидеть бизнес в действии. Сегодня компьютеры и выход в интернет часто заменяют молодым журналистам реальную жизнь, они могут писать про молочные и кондитерские производства по 10 новостей в неделю, но при этом ничего не знать об этой сфере. Балом очень часто правит даже не копирайтинг, а рерайт… Со временем такая работа становится неинтересной, молодые люди «разочаровываются в профессии», поэтому нужно вовремя успевать переключить внимание будущих профессионалов на то, какая жизнь яркая и объемная».

Екатерина Сивякова, доцент кафедры периодической печати МГУ им. М.В.Ломоносова сформулировала собственное видение социальной ответственности: «В целом КСО − это, в том числе, новый способ самовыражения бизнеса − то есть индикатор изменений, которые мы прошли от циничного силового предпринимательства девяностых через демонстративное обогащение нулевых к нынешним десятым. И что предприниматель в 2020 году − это человек, который не только обогащает себя, но и заботится о других. Как, например, совладелица компании Cocco Bello Гузель Санжапова, которая начала продавать мёд с пасеки, а потом реконструировала целую деревню Малый Турыш.

Сейчас мы видим новых героев-предпринимателей со своими историями и опытом, новую среду, которая растет, самоорганизуется и самообучается. И если делать курс про КСО в вузах, то он должен быть про это новое комьюнити, новые ценности и задачи».

Выступающая отметила важность совмещения в этом курсе стандартов качественной деловой журналистики и эмоциональной публицистики, с использованием сторителлинга.

В этом же уверена и Юлия Галынская, руководитель Студии продающих текстов и рекламных материалов (г. Санкт-Петербург): «А завоевывать сердца людей можно только через личные истории участия в добрых делах лидеров мнений: будь то руководитель компании, НКО, блогер, журналист. Какие именно истории? Настоящие, живые, эмоциональные. С сомнениями и опасениями. И невероятными эмоциями от причастности героя истории к чему-то большому. Где становится понятным, что такое КСО в действии. Где между строк читается, что каждый может тоже внести свой вклад в повышение зрелости и осознанности как самих компаний, так общества в целом. И что большое дело – это много маленьких.

Что именно мы получаем − сухую констатацию фактов о КСО или яркую историю героя? Дело рук каждого конкретного автора и его отношения к теме социальной ответственности предприятия».

В ходе оживлённой дискуссии эксперты сошлись во мнении, что курс для медиафакультатов − удачное вложение в будущее. Как точно отметила Наталья Прыгина, «сегодняшние молодые специалисты уже завтра или в крайнем случае послезавтра могут стать медиаменеджерами, для которых уже будет совершенно очевидно, бизнес − это не только источник получения рекламных доходов, но и тот сектор, с которым возможно социальное партнерство».

Круглый стол состоялся 24 января 2020 года.

Полная запись − https://www.oprf.ru/press/conference/4647.

Организаторы: Центр развития филантропии «Сопричастность» и портал «Бизнес и Общество».

Партнеры: Комиссия по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций и Комиссия по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Общественной палаты РФ.

Информационные партнеры: Ассоциация менеджеров, Форум Доноров, SDG-Media.

Благодарим за безвозмездно предоставленные фото Марию Аксёнову и за подарки выступающим и волонтёрам − компанию Mi&Ko.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: