Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Корпоративные социальные сомнения

208
Читать: 8 мин.

В середине сентября с интервалом в один день прошли две конференции на тему корпоративной социальной ответственности, организованные крупными СМИ — The Moscow Times и РБК. Как КСО зависит от бизнес-рисков, почему СМИ не очень интересуются социальными программами компаний и почему в России КСО — это прежде всего благотворительность. Обозреватель «Филантропа» Лидия Тихонович рассказывает о самых интересных дискуссиях на этих конференциях.

Бизнесмен и просители

Конференция The Moscow Times, состоявшаяся 16 сентября, называлась «Корпоративная социальная ответственность (КСО): лучшие международные практики». Основным её фокусом – кроме традиционных презентаций достижений компаний в области КСО – был диалог между представителями СМИ и бизнеса. В строгом смысле слова диалога, как обычно, не получилось: каждый говорил о своём и не очень слышал другого.

Круг обсуждаемых тем не нов: Что такое КСО? Должны ли СМИ писать о КСО компаний? Есть ли у СМИ своя социальная ответственность и, если да, то в чём она? И т. д. и т. п.

Хорошо знакома и позиция представителей корпораций: «Мы делаем хорошее дело, а об этом не хотят писать». Новизна заключалась, пожалуй, в том, что несколько журналистов, ранее не участвовавших в подобных публичных разговорах, обозначили свои позиции.

Демон скептицизма

«При разговоре о КСО появляется демон скептицизма, — сознался Наби Абдуллаев, главный редактор The Moscow Times. – У меня возникает подозрение, что инвестор просто получил, например, детсад в нагрузку, чтобы иметь возможность работать в регионах».

Второй момент – ориентация на аудиторию (вернее, на своё представление о ней). По мнению редактора, аудитории The Moscow Times неинтересно, что «компания открыла пять песочниц в Бибирево».

Более концептуально к вопросу подошла журналист газеты «Ведомости» Ольга Проскурнина. Она заявила: «КСО – это всего лишь концепция. Причём достаточно спорная. До сих пор в бизнесе нет единого мнения о том, что это обязательно нужно делать всем. А СМИ не пишут о концепциях. Они пишут о фактах, явлениях, историях». Далее она поведала собравшимся, что есть среди бизнесменов и такие мнения, что никакой социальной ответственности вообще не должно у бизнеса быть – только личное произвольное желание во что-то вкладывать. Так, например, поступает Сергей Галицкий, основатель сети «Магнит». Создав футбольную спортивную школу, он рассматривает её как свой личный проект физического лица. И никакой социальной ответственности.

Несколько иное видение представила Елена Евграфова, главный редактор Harvard Business Review. Функция СМИ – общественный контроль, уверена она: «Мы чаще пишем о корпоративной безответственности, например, Nike, BP… Устойчивое развитие – это анализ цепочки создания стоимости. И компаниям важно понять, в какой момент общество может предъявить им претензию. Бойкот Nike – результат того, что просчитались. Что касается филантропии — хочется, ну и флаг в руки… Бизнес должен заниматься бизнесом, КСО — не его история».

Надо сказать, что последний тезис вызвал бурную реакцию со стороны бизнеса. Дескать, так-то оно так, но вот реалии… «Социальная ответственность может быть только у государства, — согласилась директор по коммуникациям в компании PepsiCo Марина Зибарева. — Но реальность такова, что выполняется все так, как выполняется. И мы берём на себя дело государства».

Иначе говоря, многие корпорации до сих пор не считают себя социальными образованиями. Вероятно, они инопланетяне и действуют в космосе. Любопытно, что такое мировоззрение характерно и для большинства российских экономистов. Школы, больницы, детские сады, корпорации, вузы в России принято рассматривать как угодно – как учреждения, как сервисы, но очень редко осознают простейший факт, что это такие же социальные организованности, как, например, группы, партии или компании друзей.

Наталья Поппель, начальник управления по КСО и бренду «Северстали», продолжила: «Социальная ответственность бизнеса – налоги и рабочие места. Но… Там, где государства не хватает, мы будем помогать. Несколько лет назад каждый десятый ребёнок был сиротой. Если ничего не делать, что будет, когда эти дети вырастут? Мы в таком обществе хотим жить?» «Социальные проблемы можно решить, только объединив усилия государства, власти и общества. СМИ – четвёртый участник в этом партнерстве, — уверена она. — Доверие к СМИ высочайшее – посмотрите, сколько средств собрано во время акции Первого канала по оказанию помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке».

Однако представители СМИ, похоже, не намерены считать себя участником какого-то партнерства (кроме, пожалуй, Татьяны Бачинской, редактора журнала «Бизнес и общество»). И, надо признать, весьма логично распространяют своё понимание КСО на собственную деятельность: «делаем сами, что считаем нужным – в благотворительности – и не кричим об этом».

И на вопрос Максима Мотина, руководителя социальных программ и спецпроектов «МегаФон», о том, почему из истории о получении серебряной медали нашей сборной по следж-хоккею на олимпиаде была вымарана благодарность тренера «Мегафону» (за то, что эта сборная вообще появилась), — был дан простой ответ: «это индивидуальное решение каждого редактора». Вероятно, российские СМИ также находятся в космосе, но немного в другом, нежели российский бизнес. В их космосе деньги приходят и уходят независимо и от читателей, и от тех, о ком они пишут.

О личном, впрочем, говорили и представители бизнеса. «СМИ — это тот же бизнес. Должны ли они следовать концепции социальной ответственности — это на их усмотрение. Но если считать, что их площадка – это полосы газет, репортажи на ТВ, то почему бы не найти социально значимую историю, внести вклад в просвещение аудитории? Это не стоит газете никаких денег, это лишь личный вклад журналиста, редактора в решение социальной проблемы», — уверена менеджер по внешним коммуникациям Heineken Анна Маркина.

Интересно, что на этой конференции в качестве выступающих не было ни одного представителя НКО. Но их оказалось довольно много на второй конференции, организованной РБК — «Корпоративная социальная ответственность: лишний балласт или спасательный круг?»

Как КСО зависит от бизнес-рисков

Конференция РБК прошла 18 сентября. Действительно, присутствовало много представителей НКО. Но при этом совсем не было СМИ. Хвост вытащили – нос завяз.

Заявленная тема обещала живую дискуссию, чего, увы, не произошло. Вместо обсуждения того, как компаниям выживать в непростых нынешних реалиях, их представители предпочли привычный формат: бодрые рассказы о собственных достижениях в КСО, большинство которых уже хорошо известны многим участникам конференции.

Актуальная ситуация затрагивалась лишь несколько раз.

В том числе — в упоминании исследования, представленного в Journal of Management в июне этого года. Об этом рассказывал Сергей Большаков, директор Oriflame по корпоративным вопросам в России и СНГ. В исследовании шла речь о том, что статистика показывает: компании добровольно вовлекаются в социальную ответственность в тех странах, где не очень большой риск ведения бизнеса, но и не слишком маленький. «То есть, когда риск очень большой – лучше этим не заниматься. Когда малый – мы делаем всё возможное в рамках закона. А вот когда непонятно, что дальше будет, то лучше заниматься этим как можно больше. В этом смысле интересна дискуссия, в связи с тем, что в России происходит в экономическом, политическом и социальном плане – сейчас будет больше или меньше?», — задал вопрос Сергей.

Рекомендации, как себя вести в сложившейся ситуации, попыталась дать лишь Татьяна Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе». «КСО — источник и результат долгосрочного задумчивого процесса, и с политическим моментом не связана, — уверена она. — В нынешней ситуации политика компании должна быть очень чёткой, осторожной и консервативно центристской». Не очень понятно в этой логике, что же связано с политикой и с чем связана она. Возможно, политика вообще ни с чем в России не связана, в том числе – сама с собой?

Татьяна обратила внимание и на то, что в России, в отличие от других развитых стран, КСО интерпретируется преимущественно как благотворительность, поскольку другого запроса от общества нет, и вряд ли появится в ближайшее время.

Тему продолжила Нюта Федермессер, президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера»: «Почему КСО у нас приближено к благотворительности? Да потому что мы живём в обществе, где в XXI веке на улице может замёрзнуть бомж. Где дети умирают без обезболивания. Пока это не изменится — так и будет». По мнению Нюты, если компания получает от КСО выгоду, то это уже не ответственность перед обществом, а что-то другое. Корыстная выгода, вероятно.

Компромиссное решение – когда и ответственность перед обществом налицо, и бизнес в выигрыше — дают проекты социально ориентированного маркетинга (CRM). Большая часть конференции была посвящена успешным примерам – фондов «Подари жизнь», «Линия жизни», «Вера» (кобрендинговый проект банка «Открытие» — карта «Ёжик в тумане»).

Уже говорили выше, что на этой конференции места СМИ практически не нашлось. РБК, выступив организаторами, больше никак в ней не участвовали. «Будете ли вы освещать результаты конференции? – с надеждой спросила организаторов Татьяна Бачинская, редактор журнала „Бизнес и общество“». «Да, мы разместим пресс-релиз на сайте», — последовал ответ.

Не порадовали своим присутствием на обеих конференциях и представители власти. Так что и в этот раз продвижения по пути четырехстороннего партнерства в решении социальных проблем, — бизнес, власть, НКО и СМИ — за которое так ратовали представители бизнеса, не случилось. Подробнее. 

Лидия Тихонович, 22 сентября 2014, Филантроп

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: