Как НКО и бизнесу создать pet-friendly мир
БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО. На Всероссийском форуме ответственного отношения к животным, состоявшегося 17 сентября 2025 г., представители государства, бизнеса, некоммерческих организаций, научного сообщества и СМИ обсудили различные аспекты зоозащиты, развития pet-friendly среды и формирования культуры гуманного отношения к животным.
В рамках форума прошла сессия «Вклад НКО, бизнеса и грантодающих организаций в формирование ответственного отношения к животным и просвещения общества», модератором которой выступил председатель Общественной палаты Москвы, советник генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти и устойчивому развитию «Уральской стали» Вадим Ковалев. Передавая слово первому выступающему, он признал, что у бизнеса есть гораздо больше возможностей и ресурсов, чем просто деньги: «Во-первых, это сотрудники, взрослые состоявшиеся люди с огромными социальными связями. Во-вторых, это помещения, это реклама, огромное количество возможностей, которые мы зачастую не хотим замечать».
Директор по устойчивому развитию и корпоративным отношениям ООО «Марс» Роман Майоров отметил, что компания уделяет большое внимание благотворительной передаче кормов для домашних животных в приюты по всей России. В прошлом году объем пожертвованных кормов составил более 2150 тонн. Благодаря этому было накормлено 35 тысяч животных, или каждая пятая собака или кошка, живущая в приютах.
Такие пожертвования позволяют закрыть одну из наиболее насущных проблем приютов, освободить их время и ресурсы для решения других важных вопросов. Также в числе приоритетных благотворительных направлений работы «Марса» – помощь в пристройстве животных из приютов и корпоративное зооволонтерство.
Татьяна Бачинская, главный редактор медиацентра «Бизнес и Общество», обратила внимание на важность популяризации проблем, связанных с зоозащитой. Она призвала не стесняться рассказывать о практиках, проблемах и историях партнерства: «Часто можно услышать: о своих добрых делах нескромно говорить, благотворительность – дело интимное, распространяться о ней нескромно. Если человек лично жертвует деньги, время, другие ресурсы на благое дело – его личное дело, говорить ли об этом. Но компании обязаны рассказывать о своих социальных, экологических проектах. Этим они поднимают уровень культуры благодарности, мотивируют другой бизнес последовать их примеру. И, конечно, создают себе преимущество на жестком конкурентном рынке».
Директор ярославского центра реабилитации животных «Верность» Елена Афрова рассказала об организации льготной стерилизации, пристраивании бездомных животных, создании семейных досуговых пространств в приютах бездомных животных и продолжила развивать тему необходимости просветительской работы. На базе приютов в Ярославской области кинологи рассказывают, как правильно помогать. Участниками проектов «Верности» ежегодно становятся более 10 тысяч человек. Иногда одного «урока верности» хватает, чтобы задуматься: «Правильно ли я помогаю животным?»
Директор центра дополнительного образования детей «Сэяхэт» Кировского района города Казани Марина Захарова представила проекты Управления образования Казани, которые направлены на экологическое воспитание школьников и их родителей, подчеркнув успехи инициативы «Мы в ответе за тех, кого приручили». А благодаря конкурсу «Лапа дружбы» тысячи семей за четыре года смогли воплотить проекты по гуманному обращению с животными.
Руководитель направления «Устойчивое развитие» Научно-исследовательского финансового института Минфина России Екатерина Копалкина сделала акцент на том, что не все люди за пределами форума знают, что такое pet-friendly среда. Иногда малый и средний бизнес позиционирует себя в качестве следующих традициям ведения экологичного бизнеса: поддерживают проекты по защите окружающей среды, следят за разумным расходованием ресурсов, а также добавляют к описанию своей компании характеристику pet-friendly, не всегда понимая, что же это значит. Екатерина предложила ввести термин dogwashing по аналогии с термином greenwashing, когда компания заявляет о приверженности идеологии pet-friendly, но не следует ей. Для того чтобы не происходило подобной подмены понятий, спикер предложила больше консультироваться с экологами, зоозащитными организациями и ветеринарами. Именно от таких прямых контактов зависит развитие инфраструктуры заботы о животных по всей стране.
Заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы Мария Головченко рассказала о столичных зоозащитных проектах, развитии волонтерства и социального партнерства. Она пожелала всем классных проектов: «Подавайтесь на гранты и делайте доброе дело!» В качестве примера она вспомнила идею, реализованную парком профессий «Кидзания», где есть зооволонтерство и где дети получают первые навыки обращения с животными. Например, им показывают, как правильно расчесывать собак.
В завершение дискуссии ее участники дали важные советы:
- НКО нужно выстраивать свою репутацию, чтобы было видно, что организация имеет все необходимые компетенции, и тогда с ней захочет работать бизнес;
- быть прозрачными, открытыми, развивать свои сайты, соцсети, наполнять их информацией об отчетах, команде, проектах – это повысит доверие к ним и компаний, и медиа;
- вести комплексную работу, позволяющую вырастить неравнодушных, ответственных граждан, которые будут заботиться о братьях наших меньших;
- в команду НКО включить человека с бизнес-мышлением;
- прямо сегодня наладить партнерские взаимоотношения хотя бы с одним человеком, присутствующим на форуме. Давайте делиться опытом!
Текст и фото Елизаветы Грякаловой, 3 курс РГСУ

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: