Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Фонд Потанина представил результаты проекта по развитию магистратуры нового поколения

В ТАСС состоялась презентация результатов проекта «Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения». Проект реализован благотворительным фондом Владимира Потанина и Национальным фондом подготовки кадров с целью изучения институциональной среды университетов и определения наиболее значимых механизмов управления магистратурой в условиях быстроменяющихся запросов общества.

Экспертной позицией по развитию магистратуры в российских вузах, а также результатами проведенного мониторинга институциональной среды поделились исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Ирина Аржанова, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, эксперт НФПК, генеральный директор Агентства мониторинга и оценки регионального развития «Терра курс» Ольга Перфильева и начальник управления по образовательной деятельности Тюменского государственного университета Елена Тумакова.

«Образование – это то, что идет с человеком по всей жизни, поэтому даже в случае индивидуальных образовательных грантов мы говорим о работе с системой, – отметила Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина, в своем вступительном слове. – Один из главных вопросов сегодня: чему учить?  То, чему мы учим студентов сегодня, может не соответствовать потребностям завтрашнего дня. И эта неопределенность будет только возрастать. Отсюда и возникает необходимость исследования среды. В этом плане магистратура, гибкая и нацеленная на изменения, объединяющая традиционные и суперсовременные темы  – очень показательный пример. Магистратура тесно связана с рынком труда, и это превращает ее в инструмент, позволяющий эффективно работать со страхом неопределенности. Мы хотим, чтобы решения о магистерских программах имели доказательную базу, а проведенное нами исследование как раз и позволяет эту базу сформировать».

«Сегодня магистратура выполняет множество функций: где-то в приоритете международная магистратура, где-то клиентоориентированная, где-то исследовательская, но то, что не зависит от профиля – это институциональная среда. То есть университет сам создает среду, от которой зависит, будет ли магистратура приносить комплексный устойчивый результат или же просто будут выпускаться отдельные успешные люди», – отметила Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (НФПК).

В исследовании приняли участие вузы-участники стипендиальной программы Владимира Потанина из различных регионов страны, выборка составила 32 университета. Проект был направлен на изучение механизмов сопровождения магистратуры, системы взаимодействия вузов с различными стейкхолдерами, а также учитывался международный контекст. В результате исследования удалось разработать новую систему оценки институциональной среды, как ключевого показателя устойчивости, и вывести модель управления магистратурой на основе данных.

«Сегодня предлагаются достаточно формальные исследования магистратуры, мы же решили уйти от формализма и дать возможность отвечать на неопределенность на основе инструментов, которые вы разрабатываете сами для среды конкретного университета, – прокомментировала Ольга Перфильева, эксперт НФПК, генеральный директор Агентства мониторинга и оценки регионального развития «Терра курс». – Разработанная модель может быть использована как система внутреннего мониторинга развития магистратуры вуза, так и для федеральных проектов целой страты университетов. Мы вывели некоторые надежные параметры, которые точно будут оказывать влияние на востребованность магистерских программ в будущем».

«Система оценки была представлена четырьмя блоками – внутреннее развитие вуза, международный компонент, кадровый потенциал и партнерства, – продолжила Ольга Перфильева. – Из того, что нам удалось выявить: доля новых магистерских программ не очень высока относительно общего количества образовательных программ в университетах, но стоит ожидать всплеска их развития в ближайшие пять лет, в том числе в партнерствах. Партнерства – это один из самых серьезных трендов сегодня, причем международная составляющая этого фактора тоже не до конца раскрыта. Во-вторых, наблюдается необходимость в развитии академического маркетинга – продвижением магистерских программ на данный момент мало кто занимается профессионально. И наконец, недостаточное количество внешних грантодателей для массового запуска новых программ магистратуры, хотя нельзя не отметить значимость стипендий фонда Потанина».

Один из стипендиатов программ фонда Потанина, а также участник проекта «Магистратура 5.0» – Тюменский государственный университет. Начальник управления по образовательной деятельности университета Елена Тумакова в рамках пресс-конференции поделилась своими впечатлениями от исследования, а также рассказала о тех инструментах, которые использует для продвижения магистерских программ тюменский вуз.

«До того как принять участие в исследовании, мы провели внутренний аудит своих программ магистратуры и обнаружили, что результаты нашей проверки совпали с результатами исследования, о котором мы сегодня с вами говорим, – отметила Елена Тумакова. – То есть результаты исследования применимы к нашему вузу и к остальным, я думаю, тоже. Что касается предпринимаемых нами шагов по обновлению магистратуры, то мы сделали ставки на элитные программы – там обучаются преимущественно студенты из других российских вузов и иностранцы. Мы также провели реорганизацию массовых программ, сократив их количество вдвое. Плюс предложили комплексные программы, объединив базовую часть нескольких направлений. Кроме того, пересматривается подход к формированию преподавательского состава – в магистратуре у нас не ведут занятия те специалисты, которые преподавали на бакалавриате. И, наконец, мы создали на корпоративном портале вуза группу, в которой объединили все, что нужно знать об участие в грантовом конкурсе фонда Потанина. Тем самым мы мотивируем преподавателей активно участвовать в нем».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: