Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Фирменная помощь. Компании чем дальше, тем охотнее переходят на корпоративное волонтерство

1068
Читать: 6 мин.

04 июля 2010, Forbes, Автор – Дарина Шевченко, корреспондент журнала “Русский Newsweek” 

Когда в московском офисе DHL объявили о запуске волонтерских программ и спросили, кто хочет взять под опеку детский приют, Анна Михайлова, менеджер по тендерам, первой подняла руку. Теперь, что бы ни случилось, она дважды в месяц по выходным обязательно приезжает в подмосковный детский дом. С детьми Анна играет, «разговаривает по душам», а еще проводит развивающие занятия — в прошлом она была школьной учительницей. По понедельникам, придя в офис, она первым делом размещает на корпоративном сайте фото, сделанные в приюте. В отделе кадров напротив фамилии Михайловой стоит специальная пометка: «Участвует в волонтерской работе».

Российские компании все чаще прибегают к корпоративному волонтерству. С кризисом бизнесу пришлось сворачивать благотворительные программы, но вовсе отказываться от благотворительности многие компании не захотели. Да, денег стало меньше, но очень часто люди сами готовы помогать слабым и бедным, и подвигнуть их на это несложно. Компании подключили своих сотрудников, объясняет Людмила Мамет, партнер компании PricewaterhouseCoopers. Анна Михайлова помогает сиротам не ради галочки в книге отдела кадров, а по зову сердца: «Люблю детей и всегда хотела делать для них что-то хорошее. Сама бы я не собралась, а тут руководство захотело идти в ногу с мировой модой — вот я и стала волонтером».

Еще в апреле 2009 года некоммерческая организация «CAF Россия», исследовательская группа «Циркон» и PricewaterhouseCoopers провели совместное исследование, которое выявило, что треть НКО готовы принять волонтерскую помощь от корпораций — чтобы люди им помогали не деньгами, а собственными руками, — и две трети компаний готовы эту помощь предоставить. Стало ясно, что волонтерское движение превращается в одно из главных направлений благотворительности в России.

Во всем мире корпоративное добровольчество давно уже вошло в моду. В крупных европейских и американских компаниях есть даже специальные менеджеры по организации волонтерского движения. Их задача — придумывать проекты, убеждать работников участвовать в них, следить за результатами. В списке крупнейших компаний США Fortune 500 практически не осталось ни одной фирмы, у которой не было бы программы корпоративного добровольчества. По данным исследований Volunteering for Impact и Corporate Giving Standard, в США около половины взрослого населения работает бесплатно не менее четырех часов в неделю. 63% американцев убеждены, что волонтерская работа положительно повлияла на их карьеру. 87% считают, что работодателям следует поощрять добровольческую деятельность. Приблизительно такая же картина и в Западной Европе.

В России волонтерские программы появились в первую очередь в представительствах западных компаний и компаниях, выстроенных по западному образцу. Среди пионеров — Microsoft, «Трансаэро», Intel, Amway, Independent Media Sanoma Magazines, ЗАО «Мултон», Nokia, LG. Но волонтерство тем и привлекательно, что доступно не только гигантам, а буквально всем, независимо от доходов.

Елизавета Абрашкина, директор небольшого продуктового магазина в Самаре, предложила своим сотрудникам раз в месяц убирать мусор в парке поблизости. «Мы там часто обедаем и гуляем после работы, а кругом грязь и свинство — почему бы не убраться? — говорит Абрашкина. — А местные жители — те, кто видит нас с метлами, — чаще стали в магазин заходить: доверие растет».

В компаниях, которые направляют волонтерскую деятельность своих сотрудников, не скрывают, что ими движет не только альтруизм, но и практические соображения.

Соображение номер один: добровольческая деятельность работает на улучшение имиджа компании. «Для нас важно, чтобы сотрудники компании выглядели отзывчивыми людьми, готовыми прийти на помощь — с такими клиенты скорее захотят иметь дело», — говорит специалист по внутренним коммуникациям DHL Анна Машнинова. А для самих работников это еще и психологический тренинг. По мнению Машниновой, если менеджер сумеет наладить контакт с ребенком из психиатрической больницы, которую курирует компания, то даже с очень капризным клиентом он без проблем найдет общий язык.

Соображение номер два: тимбилдинг. Волонтерство — хороший способ сплотить команду. «Наш коллектив очень разрозненный: пилоты, бортпроводники постоянно в полетах, общая волонтерская работа — хороший способ перезнакомить их между собой», — говорит Елена Журавлева, ведущий специалист по социальным проектам компании «Трансаэро». Некоторые международные компании часто собирают для волонтерской работы сотрудников, работающих в разных странах мира. Например, PricewaterhouseCoopers послала своих сотрудников из представительств в разных странах помогать жителям Мадагаскара. Они разрабатывали экономический план электрификации сельских районов.

«Когда люди находятся вдали от привычного окружения и делают общее дело, они сближаются, — считает Людмила Мамет, партнер компании. — После такого опыта огромная корпорация с сотнями офисов по всему земному шару воспринимается работниками как единый организм».

Соображение номер три: у сотрудников появляется возможность проявить свою добрую волю и гражданскую позицию, а у компании — убедиться в их лояльности. Пилот «Трансаэро» Евгений Богач попал волонтером в реабилитационный лагерь для детей, перенесших онкологическое заболевание. Поначалу, рассказывает пилот, кажется, дети как дети: кто-то активный, кто-то стеснительный, кто-то баловник, а кто-то прилежный и ответственный — в общем, внешне практически ничем не отличаются от остальных детей. «Но когда думаешь, что они перенесли, — продолжает Богач, — понимаешь, что взгляд на жизнь у них далеко не детский. После таких встреч становишься добрее и мягче к окружающим и, самое главное, еще раз пересматриваешь жизненные ценности».

Но далеко не всегда корпоративное волонтерство встречает в России понимание у обитателей офисов. «Мы еще слишком хорошо помним добровольно-принудительные субботники», — с горькой иронией говорит Татьяна Бачинская, главный редактор журнала «Бизнес и общество».

Максим Ерохин, начальник отдела по региональному развитию одной из московских компаний, возмущается тем, что руководители требуют от него «какой-то еще волонтерской деятельности». «Если я кому-то и захочу помочь, то буду делать это в личном порядке. А на людях — это показуха, — говорит Максим. — Многие мои коллеги ездят к бабушкам и сироткам в надежде общественной работой компенсировать в глазах начальства свой непрофессионализм. Им за это еще премии выписывают и отгулы дают».

В компаниях, с представителями которых беседовал Newsweek, поощрять волонтерскую работу сотрудников премиями и отгулами считают неэтичным. Стараются заинтересовать, сделать так, чтобы такая деятельность была с максимальной эмоциональной отдачей. Анна Машнинова из DHL рассказывает, что до прошлого года волонтерская работа в компании велась именно в «добровольно-принудительном формате». «Потом мы поняли, что ничего хорошего не получается и предложили сотрудникам самим инициировать проекты», — рассказывает Машнинова. Оказалось, что большинство хотят помогать детям, причем не в Москве, а именно в области.

Стараются учитывать и личные особенности человека. «Если, к примеру, нелюдимый программист не хочет со всеми вместе ехать устраивать праздник в детском доме, он может, например, в индивидуальном порядке сделать для того же детского дома сайт», — говорит Бачинская. Волонтерство, убежденаБачинская, должно быть в удовольствие.

Эксперты просят не заставлять людей с двумя высшими образованиями красить стены или ремонтировать детские площадки. Пусть лучше работают по профилю. Пусть переводчики из PricewaterhouseCoopers бесплатно обучают сирот английскому, а Microsoft организует курсы компьютерной грамотности в коррекционной школе Нижнего Новгорода.

«Мне кажется, это хорошая тенденция, когда помощь от богатых к бедным идет не в виде денежных поступлений, а от человека к человеку в виде живого общения и участия. Таким образом снижается не только разрыв между обеспеченными и нуждающимися слоями населения, но и уменьшается дистанция между социальными стратами», — говорит Юлия Грязнова, советник одного из департаментов Министерства здравоохранения и социального развития. Главное, не забывать, что волонтер — это доброволец. Даже если он корпоративный. Подробнее.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: