Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Дата:

20 марта 2008

Новый выбор эффективных инструментов нефинансовой отчетности

Представители бизнеса, власти и эксперты признали необходимость диалога и обсудили новый этап КСО в России 20 марта в Москве представители бизнеса, власти и эксперты на очередном заседании консорциума «Бизнес и общество» при поддержке ЗАО «ЭНПИ Консалт» и Института корпоративного развития Группы компаний «Ренова» обсудили новые формы нефинансовой (социальной) отчетности. Социальный отчет привлекает внимание все большее количество компаний. А практика раскрытия информации о деятельности бизнеса в области корпоративной социальной ответственности (КСО) повышает интерес инвесторов и способствует интеграции российских компаний в глобальный бизнес. Социальная отчетность стала, пожалуй, самым эффективным на сегодняшний день инструментом развития и поддержки коммуникаций между властью, бизнесом и обществом для сохранения устойчивого социально-экономического развития страны.

«Органы государственного управления являются одними из заинтересованных сторон развития корпоративной нефинансовой отчетности», – считает Артем Шадрин, зам директора Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ МЭРТ. Он рассказал на встрече о конференции по вопросам социального партнерства, прошедшей в министерстве, о поддержке конкурса «Корпоративный донор России», о совместной работе в развитии КСО с РСПП и другими заинтересованными организациями. Представитель минэкономразвития призвал распространять лучшие практики в это области. Он отметил, что в концепции реформирования корпоративного законодательства планируется обязательная публикация нефинансовой отчетности для предприятий с государственным участием.

Известный эксперт Алексей Костин, исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», сделал акцент на современных терминах КСО, особо отметив, что понятия «корпорация» в российском законодательстве в том виде, как это принято во всем мире, не существует, а термины «корпоративное управление» и «корпоративная ответственность», тем не менее, пользуются большой популярностью. Регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями, будет способствовать всем взаимосвязанным уровням корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом – принимать правильные решения с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. Компания может быть привлекательна с точки зрения своей текущей прибыльности, но крайне неустойчива с точки зрения экологической и социальной. Поэтому влияние КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: любой инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков, включая нефинансовые. Если они сбалансированы, то КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний.

Директор по развитию ООО «АСИ-Консалтинг» Любовь Аленичева познакомила собравшихся с практикой нефинансовой отчетности в России и мире, отметив новые интересные формы отчетов, появившиеся в последнее время (их можно посмотреть на сайте сorporateregister.com). Тренд сейчас направлен на развитие взаимодействия со стейкхолдерами – приоритет отношений с местным сообществом приходится на темы, которые интересуют местное сообщество, а не только бизнес. И компании-победители в конкурсе на лучший социальный отчет, организованный сайтом, – это те, кто прежде, чем начать планировать и реализовывать свою социальную политику, провели исследования в регионах своего присутствия и выявили ожидания общественности на этот счет. Более того, доверие к социальным отчетам компаний значительно вырастает, если по форме и содержанию отчет соответствует глобальным вопросам, а не обсуждению внутренней повестки дня компании. В качестве полезной информации Л. Аленичева сообщила, что одна из компаний-победителей конкурса выпустили небольшой социальный отчет и более развернутые приложения к нему, адресованные разным целевым группам. Выступающая сказала, что главная задача – поиск компаниями свей индивидуальности.

Еще об одной новой интересной форме социального отчета рассказали представители ЗАО «ЭНПИ Консалт – Владимир Скобарев, заместитель генерального директора, партнер, и эксперт Татьяна Ляховенко. Они представили результаты исследования возможности интеграции годового и нефинансового отчетов акционерных обществ в условиях российского законодательства. По мнению аналитиков, многие показатели социальной эффективности, предлагаемые международными разработчиками стандартов, например, AccountAbility и GRI, уже содержатся в нормах государственной отчетной статистики России, и наши показатели не вступают в противоречие с международными нормами и правилами. А поскольку информация для годового отчета и информация для социального отчета во многом идентична, то совместный выпуск годового и социального отчета «в одном флаконе» позволит оптимизировать процессы по сбору информации и значительно сократит трудовые и финансовые затраты по подготовке отчета. Была предложена гибкая схема формирования отчетов, позволяющая учесть временные, финансовые и иные особенности компании. В.Скобарев осветил также тему «Заверение нефинансовой отчетности: российская и мировая практика». Был рассмотрен эффект заверения и определены требования стандартов заверения (ISAE3000 и стандартов серии АА) к предмету, процессу и результату заверения, рассмотрены различные формы заверения и критерии их выбора, проанализированы требования программы IRCA и Accountability к квалификации «заверяющей стороны». Основной вывод: надо развивать российский рынок социального аудита и обучать отечественные кадры, подтягивая их до международного уровня. Также эксперты считают, что немаловажную роль в настоящее время могут сыграть заверение процесса подготовки социальной отчетности и самих отчетов путем проведения общественных слушаний – и это тоже надо укреплять в стране.

В заключение на заседании консорциума «Бизнес и общество» был представлен опыт российских компаний по подготовке нефинансового отчета. Две разные точки зрения на социальный отчет и его последствия высказали Елена Долгих, главный менеджер Управление международной социальной отчетности компании Норильский Никель, и Татьяна Дрейлинг, главный эксперт Департамента корпоративных коммуникаций ООО «СИБУР».

Участниками были приняты Рекомендации по итогам заседания, которые будут направлены в органы государственной власти, бизнесу и общественным организациям, всем заинтересованным лицам.

Дополнительную информацию и презентации спикеров можно получить у Татьяны Бачинской, президента Клуба корпоративных филантропов, e-mail: bioclub@bk.ru, тел 499 972 1806.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по итогам заседания Круглого стола от 20.03.08 г.

“ФОРМЫ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ: ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ”

Участники Круглого стола констатировали, что

  • Основным «генератором» нефинансовой отчетности в России на сегодняшний день являются крупные частные компании. Средние частные компании, муниципалитеты и компании с государственным участием пока еще только пытаются определиться в данной области и понять, насколько им необходима нефинансовая отчетность. Все еще велико непонимание роли и места нефинансовой отчетности в технологии корпоративного управления и как следствие, непонимание и недооценка эффекта от подготовки нефинансовой отчетности.
  • Многие компании находятся в начале поиска эффективных форм нефинансовой отчетности и инструментов ее продвижения. Имеет место, преимущественно, формальный, шаблонный подход к соблюдению требований стандартов и руководств нефинансовой отчетности и продвижению нефинансовой отчетности. В связи с этим актуальными были доклады экспертов о соотношении корпоративного управления и нефинансовой отчетности, а также о возможности более детального рассмотрения различных эффективных форм нефинансовой отчетности.
  • Компании оценивают нефинансовую отчетность преимущественно исходя из краткосрочных целей, и не соотносят процесс подготовки нефинансовой отчетности с преобразованием системы управления (путем встраивания в нее экологических и социальных вопросов) и, в частности, целостной системы управления всеми видами рисков. Однако нефинансовая отчетность, являясь отправной точкой в деле совершенствования системы управления, ведет к росту качества управления, корпоративной культуры, ослаблению негативного отношения и к росту доверия со стороны общества, инвестиционной и потребительской привлекательности и, в конечном итоге, к устойчивому развитию компании.

Участники круглого стола, придавая большое значение увеличению информационной прозрачности и улучшению качества управления российскими компаниями за счет использования практики публичной нефинансовой отчетности в разнообразных ее формах, предлагают следующие рекомендации:

  1. Продолжать регулярные мероприятия, включая организуемые консорциумом «Бизнес и общество», направленные на повышение осведомленности бизнеса, федеральных, региональных и местных органов государственного управления, а также организаций гражданского общества в вопросах развития эффективных форм нефинансовой отчетности.
  2. Рекомендовать заинтересованным компаниям, органам государственного управления всех уровней, организациям гражданского общества и СМИ планировать и организовывать диалоги с заинтересованными сторонами в Москве, в регионах и в местах присутствия бизнеса по вопросам нефинансовой отчетности и корпоративной социальной ответственности.
  3. Рекомендовать заинтересованным компаниям, органам государственного управления всех уровней, организациям гражданского общества и СМИ активнее использовать имеющий позитивный опыт и экспертный потенциал для аналитики состояния и развития нефинансовой отчетности:
  • разработать методическое пособие по созданию типовой системы показателей эффективности социальной деятельности компаний (муниципалитетов),
  • исследовать вопросы и проблемы соотношения КСО, нефинансовой отчетности с организацией и технологиями корпоративного управления,
  • провести исследование по обзору мировой практики применения форм нефинансовой отчетности и инструментов ее продвижения,
  • разработать методическое пособие по видам нефинансовой отчетности и критериям выбора ее использования на практике,
  • периодически проводить исследование по определению эффективности подготовки нефинансовой отчетности российских компании («подведение итогов» в цифрах и фактах),
  • способствовать повышению общественного доверия к нефинансовой отчетности через развитие различных форм и методов ее заверения,
  • совершенствовать процессы управления нефинансовыми рисками как часть интегрированной системы управления рисками предприятия.

Организаторы и участники круглого стола намерены распространять выдвинутые рекомендации и привлекать заинтересованные стороны к совместным проектам по реализации данных рекомендаций.

Подробнее
Бизнес и общество

Организаторы

Бизнес и общество
Контакты: +7 (499) 972-18-06
Email:
info@b-soc.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: