Вклад КСО в увеличение стоимости компании
Вклад КСО в увеличение стоимости компании
29 мая 2007 года при поддержке Института корпоративного развития Группы компаний «Ренова» состоялся бизнес-семинар «Вклад КСО в увеличение стоимости компании. Измерение результатов корпоративных социальных проектов и программ», организованный Клубом корпоративных филантропов и журналом «Бизнес и общество».На семинаре произошел широкий обмен мнениями между представителями компаний, некоммерческими организациями и экспертами. Выбранная тема оказалась настолько актуальной и многоаспектной, что вовлекла в обсуждение всех без исключения участников.Главная проблема – неочевидность прямого воздействия мероприятий КСО на капитализацию и рост эффективности бизнеса. Сложность данной проблемы подтверждается и мировым опытом, который также не имеет в своем арсенале однозначных доказательств такой связи. В отношении оценки отдельных социальных программ, участники встречи пришли к мнению, что методология оценки влияния социальных программ на стоимость компании еще не создана. Тем не мене, прозвучавшие выступления как с практической, так и с теоретической точки зрения затронули различные подходы к оценке корпоративных социальных программ и проектов, а также роль и вес КСО в стоимости и капитализации компании.
Главный редактор журнала «Бизнес и общество» Татьяна Бачинская привела цитату из документа Комиссии ЕС, составленного на основании анкетного опроса 250 респондентов из числа представителей бизнеса (половина анкет заполнена руководителями компаний), некоммерческих организаций, политических и экспертных кругов, где отмечается следующее:"...хотя большая часть бизнеса придерживается той точки зрения, что реализация принципов КСО имеет позитивное воздействие на конкурентоспособность, особенно в долгосрочном плане, его представители тем не менее не в состоянии привес
ти более точные, количественные оценки, характеризующие этот эффект».Она также привела вывод, опирающийся на результаты ежегодного рейтинга прозрачности компаний «Standart&Poors»: при повышении на 1 пункт в рейтинге прозрачности стоимость бизнеса увеличивается на 5-6%. А многие составляющие КСО учитываются как факторы, влияющие на данный рейтинг. Заместитель руководителя Департамента РСПП по социальной и демографической политике Елена Феоктистова в своем выступлении подчеркивала многофакторность и нелинейность влияния КСО на позитивное развитие бизнеса. По ее мнению, главное положительное воздействие система КСО и нефинансовая отчетность оказывают на экономическую эффективность, устойчивость бизнеса, на корпоративное управление и имидж компаний.
Владимир Балакирев, консультант по организационному развитию компании «Процесс Консалтинг» признавая важность мероприятий КСО, отметил необходимость анализа и раздельной оценки внутренних и внешних проектов КСО.В выступлении Лидии Мокровой, директора по маркетингу Британского страхового общества анализировалось влияние на компании разных составляющих КСО, а именно: традиционной благотворительности, стратегической благотворительности и социальных инвестиций. Именно, социальные инвестиции, по ее мнению, приносят наиболее ощутимую и явную выгоду для улучшения условий функционирования бизнеса, а, соответственно, влияют на его эффективность. Влияние благотворительности не столь очевидно.
Директор Службы рейтингов корпоративного управления Standard&Poors Юлия Кочетыгова подробно остановилась на системе рейтингования российских компаний в области корпоративного управления и привела множество иллюстраций по их итогам за последние годы. Особенно подробно были освещены основные факторы анализа компаний для их рейтингования. Фактически было доказано, что многие составляющие КСО учитываются Standard&Poors в факторном анализе, особенно в области прозрачности и уровне раскрытия информации, организации взаимодействия со стейкхолдерами, а также структуры и эффективности деятельности Советов директоров компаний.
Руководитель группы социальных проектов Департамента региональных проектов Объединенной компании «РОСАЛ» Светлана Ивченко рассказала о конкретном опыте компании в области реализации проектов КСО. По ее мнению наибольшее влияние мероприятия по КСО оказывают на рост узнаваемости компании, укрепление ее репутации, а также укрепление восприятия компании как социально ответственной. При этом эффективность конкретных социальных программ зависит от целевых групп и реципиентов, с которыми компания вступает во взаимодействие. Если контрагенты социально активны, то и эффект совместных с ними проектов существенно выше по сравнению с обычной благотворительностью.
Ирина Лапидус, представитель Сибирского центра поддержки общественных инициатив охарактеризовала новые черты современных социальных программ российского бизнеса, отметив их комплексное влияние на местные сообщества. А Александр Денисов, старший научный сотрудник Института кострукторско-технологической информатики РАН выдвинул идею о том, что через мероприятия КСО менеджмент непосредственно управляет производством стоимости гудвилла компаний на основе технологий управления поведением. В свою очередь, стоимость гудвилла эксперт разделил на две составные части: стоимость трудового капитала и стоимость репутации компании.
По мнению Марины Михайловой, зам. директора корпоративных проектов Института корпоративного развития, семинар показал, что при обсуждении значимости КСО представители бизнеса, общества и государства будут выражать специфичное для них понимание. По ее мнению, для бизнеса КСО не ограничивается только социальными проектами компаний, а является выбранным принципом (подходом) деловой практики компаний, определяющим характер ежедневно принимаемых решений в системе корпоративного и оперативного управления бизнесом, влияя, таким образом, на качество управления и репутацию компании.
Обсуждение выявило, что в России проблемы применения КСО уже перешагнули этап зарождения и первичного развития. Бизнес, НКО и экспертное сообщество уже готовы и теоретически, и практически обсуждать сложнейшие вопросы влияния КСО на стоимость компаний и оценки социальных программ. Все участники были единодушны, что эта тема заслуживает дальнейшего развития и обсуждения, особенно с учетом результатов практических кейсов российских компаний.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: