
«Социальный предприниматель: как рассказать о нем обществу?»
«Социальный предприниматель: как рассказать о нем обществу?»

21 октября 2022 года в рамках серии встреч и мероприятий под эгидой «Бизнес и Общества» состоялся мастер-класс «Социальный предприниматель: как рассказать о нем обществу?». В нем приняли участие социальные предприниматели и самозанятые, представители ресурсных центров, директора школ, руководители благотворительных фондов, НКО, а также учреждений дополнительного образования из разных регионов России. Офлайн-студия работала в в Доме предпринимателя Республики Крым.
Провела мастер-класс старший преподаватель филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе Екатерина Громова.
Одной из причин, по которой люди становятся социальными предпринимателями, является желание помочь. Партнерство с социальными предпринимателями стало одним из важнейших способов транзита ценностей ESG внутрь корпоративной культуры для больших компаний и организацией. Но если проанализировать современные СМИ (причем и традиционные и новые), то нарратив о бескорыстии социального предпринимателя, его миссии «бизнес- ангела», доминирует в текстах и часто заменяет глубокий анализ возможностей, мотивов и перспектив.
А вместе с тем, в государстве созданы условия для стартапов, экономического взросления и стимулирования социального предпринимательства. В 2019 году были внесены поправки в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в России», определено понятие социального предприятия, создан реестр социальных предпринимателей, которым структуры минэкономразвития выделяют гранты на производственную деятельность и оказывают разного рода поддержку.
В связи с объективными факторами «институциализации», образ социального предпринимателя в дискурсе СМИ нуждается в коррекции. Участникам мастер-класса были проанализированы удачные примеры нарративов в федеральных и региональных медиа, а также на сетевых ресурсах. Анализ позволил создать некую «матрицу» – композиционную структуру текста, которая помогает продвигать героев из этой среды даже когда сам предприниматель, без помощи журналистов и пиарщиков, берёт на себя труд по информационному продвижению.
В этой информационной «матрице» социального предпринимателя герой публикаций обычно занимает среднюю позицию между сильными и слабыми. Ему обязательно кто-то помогает, а он, в свою очередь помогает кому–нибудь еще. Социальные предприниматели много учатся. Они рядом с людьми с ограниченными возможностями здоровья и постоянно «засвечиваются» среди волонтёров. Ну, и кроме того, они делают для традиционных медиа настоящие информационные подарки, предлагая эксклюзивные информационные поводы.
Более сложный смысловой ряд, который уже начинает прослеживаться в удачных материалах о социальном предпринимательстве: тонкости отношений с «сильными» (крупными компаниями, оказывающими различные меры поддержки), расширение профессиональных контактов и связей между самими социальными предпринимателями, импакт-инвестиции в бизнес, анализ их эффективности через личную и общественную экспертизу. При последовательном переходе от более простых к более сложным, но уже вполне ощутимым и часто наблюдаемым в обществе чертам социального бизнеса, будет «перемоделироваться» и образ самого героя из этой среды: от лубочных картинок романтичного «ангела- хранителя» до ответственного менеджера современного производства, благо деятельности которого общество осознает.
Как сказала одна из участниц мастер-класса – Алена Барабан, создавшая первую детскую архитектурную школу в Крыму: «Публикация интервью на «Крымском архитектурном портале», безусловно привлекла ко мне внимание. В гости в школу пришел сам отраслевой министр. А что касается материальной поддержки со стороны государства, то если дадут деньги, скажу спасибо, а если нет, то справлюсь сама».
Любой нарратив о социальном предпринимательстве – это прежде всего, рассказ о людях, которые готовы нести ответственность за бизнес-риски, потому что видят перспективу своего дела.
Мастер-класс «Как социальному предпринимателю рассказывать о себе» обобщил медийные практики создания образа социального предпринимателя. Были рассмотрены сильные и слабые стороны презентации этой темы в традиционных СМИ и новых медиа, пиар-материалах, рассмотрены удачные примеры самопродвижения социальных предпринимателей в информационном поле.
Организаторы: Фонд поддержки предпринимателей РК, АНО «Сопричастность», ресурсный центр «Бизнес и Общество», Дом предпринимателя.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: