Эксперты третьего сектора обсудили проблемы корпоративных фондов
Тема корпоративной благотворительности до сих пор вызывает множество споров. Чем она отличается от корпоративной социальной ответственности? Как в благотворительности бизнеса находить баланс интересов собственников, компаний, фондов и благополучателей? Насколько нужно быть прозрачным? Об этом шла речь на круглом столе “Благотворительность бизнеса: выбираем между частным и корпоративным фондом”.
Татьяна БАЧИНСКАЯ, главный редактор журнала “Бизнес и общество”, представляя результаты экспертного опроса “Корпоративный благотворительный фонд: за и против”, отметила, что, говоря о путях развития благотворительности в России и в мире, эксперты дали прогноз на отделение корпоративной благотворительности от так называемой общественной и отметили движение к специализированным фондам, направленным на решение конкретной проблемы.
Директор CAF Россия Марии ЧЕРТОК считает, что единственным стимулом к созданию такого фонда в России сверхсознательность компании, и пока экономические условия нашей страны не изменятся, больше корпоративных фондов в России не появится. В настоящее время сектор корпоративной благотворительности в России не до конца сформирован. Но уже наметилась тенденция развития корпоративного волонтерства. Сотрудники должны быть заинтересованы в благотворительной деятельности своей компании.
Про основные закономерности развития благотворительных фондов в мире рассказала Татьяна ЗАДИРАКО, исполнительный директор United Way-Россия представила две модели зарубежных фондов, основанием для разделения которых служит способ подхода к благотворительности. Страны первой модели – латинской (Испания, Италия, Франция, Португалия) – в большей степени инвестируют деньги в самих себя, а также в Африку, Индию, Китай, филантропия в этих странах считается престижным занятием. Вторая модель – англо-саксонская (США, Великобритания, Австралия, Канада, Германия). Ее основные характеристики: инвестиции в инфраструктуру, устойчивое развитие, финансирование тренингов. Фонды этого типа активно проповедуют идеи социальной ответственности во всех местах, где инвестируют.
Тенденции международной благотворительности в последние годы, которые отметила Татьяна Задирако:
- поддержка со стороны государства,
- доверие со стороны общества,
- волонтерство как основа для усиления поддержки со стороны государства и общества.
Отличительными чертами последних лет являются попытки решить проблемы глобально (например, бороться с бедностью, со СПИДом, с детской смертностью), ориентация на решение конкретных проблем в обществе.
Теме взаимодействия благотворительных организаций с бизнесом, посвятил свое выступление Григорий МАЗМАНЯНЦ, директор БФ “Подари жизнь”. По поводу корпоративных фондов он высказал предположение, что в ближайшие несколько лет путь создания корпоративных благотворительных фондов пройдет большинство крупных компаний. Григорий Мазманянц поделился своим опытом взаимодействия с различными компаниями в основном через PR, GR и HR департаменты. А вот в отдел маркетинга, работа с которым позволит создавать долговременные стабильные проекты, благотворительные фонды не спешат обращаться. В качестве примера успешного маркетингового взаимодействия фонда и бизнеса была приведена совместная программа фонда и Сбербанка: с каждой тысячи, потраченной держателем карты Сбербанка “Подари жизнь”, фонду держатель карты жертвует три рубля, а еще три рубля добавляет Сбербанк – стабильный постоянный источник пожертвований для Фонда. Сам банк тоже получает хорошую прибыль – клиенты используют карту именно для покупок, а не просто для снятия денег в банкомате. Рассказал выступающий и об опыте привлечения “звезд” – фонд “Подари жизнь” известен замечательной “звездной” командой, которая помогает продвигать интересы фонда не только в качестве попечителей, но и участвует в мероприятиях компаний. Говоря об интернет-мошенничестве, Григорий Мазманянц отметил, что с развитием “интернетизации” увеличиваются случаи обманов. Гарантии может дать только фонд с прозрачной системой отчетности, с номером телефона и данными об учредителях и руководстве – только в этом случае можно быть уверенным, что помощь получит тот, кто в ней нуждается.
Алексей КОСТИН, эксперт по устойчивому развитию, исполнительный директор некоммерческого партнерства “КСО – Русский Центр” поделился своей точкой зрения на соотношение КСО и благотворительности. КСО как система этических норм и ценностей компании, а также последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, реализуемых в системе корпоративного управления компании на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами, включает в себя корпоративную благотворительность. Компания должна заниматься преимущественно профильной, т.е. связанной с ее основной производственной деятельностью благотворительностью. Это помогает не отвлекать и не изымать из оборота компании чрезмерные финансовые средства, необходимые ей для повышения качества продукции и услуг, инновационного перевооружения предприятия, дополнительной мотивации персонала (индексации инфляции, улучшения социального пакета и т.д.), повышения безопасности и экологичности производства.
Эксперт привел важное сравнение по объемам благотворительности в США и России. В 2010 г. они составили примерно: США – $303 млрд/310 млн населения, что около $1000 на душу населения, а в России – $3 млрд/143 млн населения, что около $20 на душу населения. Таким образом, соотношение объема благотворительности на душу населения США/Россия – 1000/20, т.е. в 50 раз. При этом корпоративная благотворительность в США составляет около $30 млрд, а в России около $2,5 млрд, что примерно в 12 раз больше в США – и это в общем-то примерно соответствует соотношению объемов производства, т.е корпоративная благотворительность российских и американских компаний сегодня оценочно находятся на одном уровне.
Частная/семейная благотворительность в России – в особенной степени “, и это в основном – правда, потому что их наличная благотворительность носит характер чего-то среднего между помощью и взяткой, что – полная правда.
По последним данным частная/семейная благотворительность в США достигает $270 млрд, а в России всего лишь около $0,5 млрд (и это максимальная оценка), что примерно в 540 раз больше в США по сравнению с Россией. Именно здесь основной резерв роста и развития благотворительности в России. А это зависит от законодательства, действия властей и прозрачности доходов предпринимателей. Именно эти области и нужно развивать, особенно необходимо введение налоговых льгот в области благотворительности, существующих во всех развитых и развивающихся странах мира. Подробнее.
29 апреля 2011
РИА Новости. Трудное детство
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: