Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Эксперты НИУ ВШЭ представили доклад о зарубежных практиках долговременного ухода за пожилыми людьми

306
Читать: 5 мин.

Исследователи Высшей школы экономики презентовали экспертный доклад «Система долговременного ухода: уроки международного опыта для России» в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Научным редактором доклада выступила заведующая Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

С 2018 года в России в рамках Национального проекта «Демография» реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (СДУ) – важной социальной программы современных стареющих обществ, позволяющей не только повысить качество жизни людей с дефицитами в самообслуживании, но и внести определенный вклад в достижение национальной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни. Однако исключительно короткий срок работы программы и влияние пандемии не позволяют пока сделать обоснованные выводы об эффективности российской СДУ. В такой ситуации для России особенно ценными становятся зарубежные примеры, поэтому целью доклада стало выявление уроков по организации и финансированию системы долговременного ухода из опыта стран, где СДУ существует уже долгое время.

Первый урок, вытекающий из анализа международного опыта в части спроса и расходов на долговременный уход, состоит в том, что создание СДУ – императив в условиях старения населения, который уже перестал быть привилегией богатых стран. Отсутствие или очень ограниченная доступность профессионального постороннего ухода на дому ведет к ухудшению состояния здоровья, качества и продолжительности жизни людей с дефицитами в самообслуживании; негативно влияет на благополучие и здоровье ухаживающих членов семьи. Кроме того, экономия на расходах на СДУ оказывается мнимой, поскольку одновременно растут расходы на здравоохранение и стационарное социальное обслуживание. По данным, приведенным в исследовании, текущие расходы на долговременный уход в среднем по странам ЕС и ОЭСР достигают 1,5%-1,6% ВВП (от 0,3% ВВП на Кипре и в Словакии до 3,7%-4,1% в Нидерландах), однако в целом страны с высокими доходами тратят на СДУ меньше, чем на здравоохранение и пенсионное обеспечение.

Второй урок, следующий из анализа зарубежных подходов к финансированию услуг долговременного ухода, состоит в том, что «дешевые» системы с ограниченным числом участников оказываются неэффективными. Поэтому в условиях сокращения возможностей родственного ухода и старения населения следует действовать проактивно, создавая возможности для расширения охвата СДУ и включения в него средних слоев населения и переходя от минималистской к смешанной системе финансирования СДУ. Этого можно достичь, например, за счет выбора модели социального страхования СДУ. В зарубежном опыте приверженцами такого подхода выступают системы Южной Кореи и Китая. В России в пользу такого решения говорит ее опыт реализации медицинского, пенсионного и социального страхования. Предстоящее объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в единый социальный фонд России также может стать катализатором внедрения модели социального страхования в СДУ.

Третий урок для России состоит в важности обеспечить баланс между децентрализацией и централизацией ухода, исходя из цели лучшего выявления потребностей людей в постороннем уходе, выбора наилучших способов предоставления услуг и не нарушая равенство прав граждан России на получение качественного ухода. Согласно исследованию, основной аргумент против децентрализации, который привел к появлению примеров централизованных СДУ (в Германии и Японии) – риск возникновения неравенства между жителями отдельных территорий в доступности и качестве предоставляемых услуг. Однако недостаток децентрализованных СДУ может быть устранен утверждением единых стандартов услуг и запуском программ федерального софинансирования региональных программ ухода. Это может быть организовано в форме встречных фондов (matching funds), как в США или Австралии, либо в форме единовременных (блочных) субсидий (block grants), как в Великобритании, Канаде или Швеции. По мнению экспертов, эти предложения очень актуальны для российской СДУ.

Еще один урок международного опыта функционирования СДУ для России состоит в том, что обеспечение качества предоставляемых услуг и защита прав получателей СДУ должны стать одним из центральных приоритетов деятельности государства в этой сфере. И первым шагом на этом пути должно стать создание системы управленческого учета и ее информатизация. Без налаживания системы учета и информационного обмена невозможно точно понимать, что происходит в СДУ, и принимать обоснованные решения.

Важно подчеркнуть, что система долговременного ухода в России пока еще находится в самом начале пути, и ее становление займет не одно десятилетие. В развитых странах, таких, как Великобритания, Нидерланды, Франция, Швеция и другие, системы долговременного ухода формировались на протяжении последних 30-40 лет. А социальное страхование СДУ в Германии насчитывает уже больше четверти века. С одной стороны, длительный временной горизонт функционирования программы затрудняет оценку эффективности принимаемых решений, поскольку результаты от принятия определенных решений в полной мере проявляются с задержкой. С другой стороны, важный урок опыта реализации СДУ в странах-пионерах состоит в том, что система не высекается в камне: напротив, ее правила, используемые инструменты могут и должны меняться в зависимости от меняющегося контекста функционирования системы, возникающих вызовов и оценки результативности ранее принятых решений.

И здесь – еще урок – важная роль принадлежит сбору и анализу данных. Критический анализ не только успехов, но и неудач позволяет вовремя корректировать политику. В российских условиях это означает, например, важность получения комплексной информации о реализации пилотного проекта СДУ – с тем, чтобы иметь возможность скорректировать дизайн программы при ее масштабировании на всю страну.

Тексты этого и других докладов, презентованных в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции, доступны на сайте. Программа конференции также представлена на сайте.

Аккредитация  журналистов – по ссылке.

Генеральный инфопартнер – телеканал «Россия-24». Генеральный радиопартнер – Business FM. Главный информационный партнер – ИА «Интерфакс». Информационные партнеры: журнал «Эксперт», «Российская газета», Общественное телевидение России, Финам.ру, Полит.ру, Агентство социальной информации, Indicator.Ru, телеграм-канал «Научно-образовательная политика», журнал «Стратегия», «Экономика и жизнь», телеканал «Наука ТВ», InScience.News, Econs.online, «Инвест-Форсайт», телеграм-канал «Для понимания», журнал «Бизнес и общество».

Справочно

ЯМНК – крупнейшее мероприятие по числу участников и представительству исследовательского сообщества междисциплинарных конференций по общественным наукам. Ежегодно в конференции принимают участие более 1700 человек, которые участвуют в обсуждении широкого круга актуальных проблем экономического и социального развития страны.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: