Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Катерина Завершинская,
эксперт по работе НКО

Хороший бюджет НКО – разнообразный бюджет. Эту прописную истину знают все. Всегда легче жить, когда деньги приходят из разных источников: гранты, частные доноры, пожертвования от бизнеса. Правда, работа с бизнесом для многих НКО, особенно из регионов, все еще задачка со звездочкой. Но она имеет решение.

Почему так сложно получить поддержку от регионального бизнеса? Я вижу здесь несколько факторов.

  • Среди регионального бизнеса еще не вполне сформирована культура благотворительности (или вообще не сформирована). Это точно не must have. А те немногие, кто помогают регулярно, – зачастую выбирают крупные и известные НКО, иногда даже не местные.

Это моя личная боль, когда для поддержки акции «Дети вместо цветов» бизнес выбирает НКО, даже не представленные в нашем Новосибирске.

  • НКО не уделяют достаточно времени для работы с бизнесом (я понимаю, что этого ресурса всегда дефицит, откуда его взять-то). Но если этим не заниматься целенаправленно, уделяя этому хотя бы 1 день в неделю, то бизнес точно не найдет нас самостоятельно, у него нет такой задачи.

Плюс организации еще очень боятся отказа (который, к слову, будет в 90% случаев) – вроде как ресурсы спустили в никуда.

  • В целом бизнес и НКО не знакомы друг с другом и не видят обоюдной выгоды в сотрудничестве. Далеко не во всех регионах, к сожалению, органы власти, ресурсные центры взяли на себя задачу построения конструктивного диалога между бизнесом и НКО.

Давайте поговорим сегодня о том, как можно начать работать с бизнесом и что для этого нужно. Спойлер: не так уж много (даже пока можно обойтись без корпоративного фандрайзера).

  1. Составьте список всех (подчеркиваю: всех) возможных бизнесов, которые находятся в вашем городе, области и регионе.
  2. Изучите их сайты и социальные сети.

Что важно понять:

  • включался ли когда-нибудь бизнес в какую-либо благотворительность (если да, то в какую, с какой целевой аудиторией);
  • совпадают ли ваши ценности (как бы нам ни хотелось взять денег от табачной корпорации – вряд ли это подойдет фонду помощи детям);
  • есть ли у них программа корпоративной социальной ответственности (КСО) – обычно она выложена на сайтах организаций, изучите, в чем она заключается, на что направлена (к сожалению, КСО для бизнеса регионов – это скорее розовый единорог, то есть не существует, но тем не менее все-таки поискать надо).
  1. Составьте таблицу для себя, в которую включите наименования бизнесов, адреса их сайтов и социальных сетей, контакты руководителей, пиар-службы, маркетологов, HR-специалистов.

Уже сейчас можно подписаться не только на соцсети бизнесов, но и на личные соцсети специалистов. Это тоже может помочь понять, чем они живут.

  1. В таблице обязательно пропишите, чем вам может помочь конкретный бизнес: товарами, услугами, деньгами, рабочими часами сотрудников.

  2. И наконец, самое интересное: нужно понять, а чем мы – НКО можем быть полезны бизнесу.

Прошли те времена, когда бизнес мог дать денег просто за то, что мы молодцы и про добро. Теперь именно нам нужно предложить бизнесу, а какую их «боль» мы можем закрыть (разумеется, за пожертвование по договору).

Здесь пригодится командный мозговой штурм. Нужно изучить все ресурсы организации. Вы можете проводить мастер-классы, праздники для детей? Отлично, подойдет. Предложите праздник для детей сотрудников. У вас работают классные психологи? Еще лучше. Предложите анонимные психологические консультации или «горячую линию» для бизнеса. Вариантов точно больше, чем вы думаете.

  1. Когда вы «наштурмили» достаточно идей (а достаточно – это штук 10–15) – подпишите напротив каждого из бизнесов, кому и какой совместный проект вы предложите (можно 34 варианта).

Вы не должны каждому скопом предлагать весь креатив. Помните, мы раньше изучали бизнесы, смотрели их возможные боли, их интересы. Теперь надо соединить это с проектами.

  1. Теперь пришло время презентации.

Важно! У вас есть всего 5–7 слайдов, чтобы запомниться. Поверьте, никто не будет читать презентацию на 22 слайда с кирпичами сложносочиненного текста – это долго и скучно. Время – деньги. Сэкономьте их бизнесу – и они уже будут рады!

Из чего может состоять презентация?

1 слайд: титульный лист. Здесь всегда наименование НКО, логотип, контакты (телефоны, электронная почта, можно дать адрес сайта и социальных сетей).

2 слайд: расскажите в 3–5 цифрах о проблеме, которую вы решаете, и почему она важна. Только цифры давайте именно на вашем региональном уровне – данные по России для регионального бизнеса роли не играют.

Здесь пригодятся опросы, которые вы проводили среди целевой аудитории. Покажите, какому количеству людей актуальна помощь НКО и какая конкретно.

3 слайд: покажите эффективность. В 3–5 цифрах расскажите о том, как НКО решает социальную проблему (ту самую, о которой говорили во 2 слайде), чем конкретно помогает. Не старайтесь запихать сюда всю информацию о вас – это нереально и нечитабельно.

4 слайд: говорите о деньгах. Выделите, на что вы просите, сколько конкретно просите и как деньги/товары/услуги решат проблему.

Например, нам нужно всего 3 тьютора для помощи 30 семьям. С помощью тьютора семья сможет:

  • оформить льготы и субсидии;
  • добиться реабилитации, спецпитания, технических средств по ОМС;
  • получить психологическую поддержку.

Тьютор помогает семье 24/7.

Заработная плата 1 тьютора – 47 000/мес.

564 000 рублей обеспечат год постоянной помощи 10 семьям.

5 слайд: время креатива. Расскажите бизнесу, какой или какие вы ему предлагаете проекты. Сколько сотрудников вы сможете этими проектами охватить. Что получит бизнес, если пойдет за вами.

Важно! Друзья, помните, что посты в социальных сетях, статьи в региональных СМИ, налоговый вычет, новости на сайте и логотип в партнерах – это само собой разумеется. Это НЕ совместный проект.

А вот что может быть совместным проектом:

  • развитие программы волонтерства среди сотрудников;
  • проведение любых активностей – лекций, вебинаров, мастер-классов –по темам, близким НКО;
  • проведение благотворительных акций и мэтчинг (удвоение пожертвований);
    • любые творческие и спортивные турниры для корпоративных команд;
  • коллаборации по мерчу.

И многое другое – все, на что распространяется ваша фантазия!

6 слайд: обязательно напишите призыв к действию. «Давайте созвонимся» или «Мы готовы обсудить с вами проект и ответить на все ваши вопросы». И дайте ФИО, телефон, электронную почту человека, с которым можно вести переговоры.

Чем можно усилить презентацию:

  • социальными результатами, которые вы прогнозируете, – как конкретно на вашей эффективности отразится помощь бизнеса;
  • историей успеха подопечного;
  • информацией, сколько постов, рассылок о совместном проекте вы можете сделать (каков будет охват, примерное количество просмотров видео);
  • сведениями, кто еще сможет рассказать о бизнесе как социально ответственной организации (блогеры, лидеры мнений, партнеры, СМИ – и какие);
  • всем, что может вызвать доверие к вам (гранты, награды, премии, места в рейтингах, заслуги организации и экспертов).

Важно! Никто не ждет от вас супердизайна, но:

  • избегайте кирпичей текста, краткость и логика изложения – наше все;
  • старайтесь писать проще;
  • применяйте заголовки, абзацы, отступы (если нужно);
  • умеренно пользуйтесь выделением цветом и уровнями жирности шрифтов (достаточно 1 шрифта в 2–3 кеглях для всего сайта и постоянного выделения 1 цветом);
  • и, конечно, везде и всегда проверяйте тексты на грамотность.

Презентация для бизнеса должна легко редактироваться.

  1. Презентацию можно направлять по электронным адресам.

Не забудьте составить краткое сопроводительное письмо.

  • Тема письма бизнесу должна быть краткой, отражать суть, не превышать 50 символов.
  • Тело письма – примерно 250–300 слов.
  • В первом абзаце расскажите про НКО и сразу переходите к сути.
  • В конце письма также добавьте призыв к действию.
  • Не используйте канцеляризмы, не пишите капслоком, минимально используйте выделения в тексте, старайтесь, чтобы текст не был манипулятивным.
  • Проверьте название презентации, чтобы оно было корректным.
  • Обратите внимание на вашу подпись внизу письма – она должна включать ФИО, должность, контакты.
  1. Будьте готовы, что в 90% случаев вам откажут или не ответят вовсе.

Это не страшно. Дальше можно пойти ногами. Если вы не получили ответа – можно (и нужно) звонить напрямую, корректно узнавать судьбу письма и пробовать договориться о личной встрече. А уж если бизнес откликнулся – сами отвечайте на письма потенциальных партнеров в течение нескольких часов.  В адресованном вам письме задали вопросы – отвечайте на них по порядку. Может так случиться, что какой-то из вопросов требует времени: напишите собеседнику, что уточните и вернетесь с ответом через несколько дней.

  1.   Готово. Вы великолепны!

Я уверена, что даже при небольшом планировании у любой НКО получится сотрудничество с бизнесом. А если вы боитесь отказа – делайте первые шаги ему навстречу испуганно. Но все равно делайте!

Фото автора

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: