Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Елена Мартынова,
сооснователь Everland

Когда в 2020 разразилась пандемия, все вокруг повторяли как мантру: «Мир больше никогда не будет прежним». Многое в нашей жизни действительно изменилось кардинально. Например, работодатели наконец-то примирились с дистанционным форматом – удаленная работа раньше считалась привилегией креативного класса (где ж еще искать вдохновение, как не под пальмами), но с Covid-19 стала нормой для самых разных профессий и возможностью для тех, для кого раньше рынок труда был почти закрыт – для людей с инвалидностью. То же случилось с дистанционным обслуживанием в b2c сегменте.

Именно в этот острый период 2020 к нам в Everland стали поступать запросы от компаний на найм людей с инвалидностью для онлайн-работы. И за прошедший период мы видим, как постепенно многие работодатели начали думать о том, что удаленные вакансии, особенно с низким порогом входа, могут занять люди с ограниченными возможностями здоровья. Точно также в разы увеличился запрос от компаний относительно адаптации сервисов для клиентов с инвалидностью.

И вот мы все оказались в новой реальности. И снова мир обещает нам, что больше уже никогда не будет прежним. Очевидно, что в самое ближайшее время людей с инвалидностью в нашей стране станет больше. Мы пока не понимаем, с чем нам придется столкнуться. Наше поколение не переживало подобный опыт, по крайней мере, в таком масштабе. Не то чтобы мы не знали о существовании инвалидизированных людей в нашей стране (их все-таки почти 12 млн), но так умело мы научились их изолировать и прятать, что проблема вовсе не казалась проблемой. Таких людей редко увидишь на улице, по телевизору, в бизнес-центре. Все вокруг НОРМотипичные, ну и НОРМ. Но есть у меня подозрение, что новая категория инвалидизированных людей не захочет прятаться. Хотя бы потому, что люди, получившие инвалидность взрослыми, не меняют свои привычки и потребности так быстро.

И вот тут возникает масса вопросов. Будет ли готово ли наше общество к их интеграции или попытается пойти по уже знакомому сценарию «капсулирования» проблемы? Насколько рынок труда будет гибким и сможет предложить не временные «костыли», а варианты долговременного трудоустройства, а значит гарантий? Готовы ли бизнес и государство обратить внимание на клиентов/получателей услуг с инвалидностью?

Мы в Everland регулярно изучаем доступность сферы услуг и различных цифровых сервисов. Например, в 2018 году мы оценивали сразу 6 сфер: мобильную связь, банки, туризм, продуктовые магазины, жилье, кафе и рестораны. Самая высшая оценка, которую удалось тогда получить отдельным компаниям была 4 балла. Удобство банковских услуг оценили на 3 балла, а жилья и вовсе на 2. В 2020 году, когда мы изучали доступность сайтов и мобильных приложений для людей с проблемами зрения, средний балл большинства ресурсов был 3,5. Это говорит о том, что люди с инвалидностью все еще испытывают трудности в самых обычных бытовых вещах: с походом продуктовый магазин или кафе, при пользовании интернет-банкингом или заказе авиабилетов. Для бизнеса они все еще не клиенты. Например, эту категорию клиентов совсем “не видит” девелоперский рынок в широком смысле.

Но если адаптация офлайн-инфраструктуры и создание доступных сервисов не требуют огромных инвестиций, здесь речь скорее идет о тонкой настройке, создании универсального дизайна и докрутке бизнес-процессов, то разворачивание системы инклюзивного найма в компании история более серьезная. Здесь недостаточно просто перенастроить алгоритмы – приходиться работать с отношением внутри команд.

Истории про трудоустройство людей с инвалидностью для тех, кто не погружен в тему, базируется устойчиво на двух стереотипах. Первый – это вдохновляющее доброе добро, нанять “инвалидов” для мотивирования в коллективе. Второй – это неудачные кейсы, недоверие, негативный опыт. Оба подхода привели к тому, что у нас на всем российском рынке труда практически нет реальных устойчивых практик. Все сводится или к точечному найму, когда просто повезло, или к фиктивному, или к нишевым гетто-проектам для определенных нозологических групп.

Потому что поменять отношение команд и стереотипные подходы очень сложно. Это то, с чем мы в Everland начинаем работать в первую очередь. Параллельно приходится объяснять командам и искать вместе, зачем каждой конкретной компании вообще все это нужно. И только потом, когда есть понимание и готовность, можно запускать найм. Процесс это небыстрый и по нашему опыту занимает минимум полгода, а в реальности год. Это значит, что если компания только сейчас задумалась серьезно о трудоустройстве людей с инвалидностью, скорее всего, она уже опоздала.

То, что мы видим на рынке труда сегодня, можно назвать некоторой растерянностью. В марте и сентябре вступили в силу новые правила закрытия квот на трудоустройство людей с инвалидностью. Теперь квота считается выполненной, если с сотрудником заключен трудовой договор. Требования жесткие, квоты большие, планы тоже. В среднем крупные компании закрывают квоту на 0,8 – 1,3%, что существенно ниже требований. KPI – найм сотен людей. Но можем ли мы надеяться, что эти рабочие места будут реально созданы, вакансии закрыты, а занявшие их люди будут действительно работать?

Совсем скоро мы увидим, как будет развиваться система инклюзивного найма и будет ли это система или попытки отделаться от Минтруда, которое «опять пристает со своими инвалидами». По сути у бизнеса сейчас есть 3 возможных пути. Первый путь – старая модель фиктивного найма. Второй – практика, когда бизнес делегирует задачу в НКО, которое у себя оформляет сотрудника. Этот вариант хорош для поддержки социальных проектов в логике мастерских, в которых могут работать люди с ментальными нарушениями. Но в обоих случаях для бизнеса – это вывод средств из оборота, некая форма социального налога. Третий путь – развитие собственной системы инклюзивного найма, когда сотрудники действительно работают в компании и приносят прибыль, у которого есть и минус – систему нужно реально выстраивать и начинать разбираться.

К сожалению, мы оказались в ситуации, когда у нас больше нет отсрочки. Пришло время использовать эффективные инструменты. И если мы не сделали этого вчера, то кажется, что самое время заняться этим сегодня. Чтобы компонента S в заветных ESG в фокусе инклюзии действительно реализовывалась устойчиво.

Блог основателей инклюзивного проекта Everland Елены Мартыновой и Игоря Новикова. 

Фото Everland 

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: