Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Дискуссия заседание

Бизнес и наука – эффективная коммуникация

60
Читать: 10 мин.

В штаб-квартире «EY» состоялась II Ежегодная Международная конференция «Бизнес и наука: эффективная коммуникация», которая прошла в Москве в гибридном формате.

Лидеры этих организаций –  Евгения Еньшина, глава национального отделения WiN Russia («Women in nuclear»), основатель сообщества «Женщины в науке и технологиях» и премии «Kolba»и Алина Гасумянова,  директор ИД «Проект Медиа Групп» и онлайн медиа PERSPECTUM, выступили в качестве модераторов конференции. Желающие смогли присоединиться к мероприятию очно или смотреть прямую трансляцию в зум.

Ведущие эксперты из мира бизнеса и науки в рамках двух панельных дискуссий рассуждали на тему создания перспективной площадки для взаимодействия этих отраслей и укрепления пространства для диалога и доверия в среде ученых и бизнесменов из регионов России и других стран; пытались сформулировать решения для вовлечения молодого поколения в научную среду; обсуждали будущее науки в условиях нового миропорядка; предлагали свои идеи, как и чем помочь молодым ученым в популяризации их проектов.

Первая панельная дискуссия была посвящена теме «Международное сотрудничество и эффективная коммуникация в научной среде». Все эксперты говорили о том, что сейчас новое непростое время, и необходимо по-новому реагировать на него.

Эксперт по вопросам взаимодействия в деловой среде, автор проекта «Мировая бизнес-этика» Марина Джаши говорила о важности взаимодействия представителей разных культур и о том, что россияне всегда умели находить правильные решения по выходу из кризисов (это заложено в нашем менталитете), что сейчас пришло время для создания сообществ и налаживания внутренних мостов: мы должны посмотреть на себя и стать более открытыми. «И психологи, и коучи говорят об одном: если вы хотите, чтобы вас полюбил мир, вы должны прежде всего полюбить себя. Сейчас то самое время, когда надо постараться понять: кто мы, а какое у нас общество… Надо изучить на свою страну – у нас более 109 этносов. Смотреть, что у нас внутри и становится более уверенными». Эксперт отметила, что у всех россиян есть внешний локус контроль (это понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам) и зависимость от третьих лиц. Но нужно постоянно работать над собой.

Вообще, выступление Марины участники конференции уже разобрали на цитаты, приведем вам самые яркие:

 Несмотря на то, что внешние двери, казалось бы, закрыты, мы сами можем открывать их и смотреть вперед. И приглашать молодых специалистов сюда. Нужно не бояться принимать вот такие, казалось бы, сумасшедшие решения.

Нас сейчас будет спасать именно нестандартное мышление. Нужно не отчаиваться, не опускать руки. Сейчас нужно брать ответственность на себя.

Сейчас время внутренних партнерств. Время строить мосты. Конечно, ландшафт сейчас другой (чтобы строить мосты надо понимать ландшафт). И вот в этом помогает межкультурная коммуникация.

 Надо делать много междисциплинарных проектов, где работают представители разных направлений, разных культур, разных возрастов.

 Сейчас нам нужно делать больше усилий, чтобы о нас узнало мировое сообщество. Переводить на английский язык, говорить на английском. Нужно проводить большую работу в плане коммуникаций с внешним миром. И делать это с большим удовольствием. Да, это сложно. Но мы должны открыться миру: что здесь живут интересные, умные люди, с которыми интересно общаться.

Ее поддержали остальные участники дискуссии. Например, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета, выпускающий редактор научного журнала «Россия и мир: научный диалог» Валерий Летяев говорил, что мы сейчас живем в информационном мире, мире эпохи постправды, «когда людей больше интересуют впечатления, эмоции, личные убеждения, а факты становятся менее значимы».  А наука – она как раз про факты и эмпирическое познание мира. «Это инструкция по взламыванию учебника и привычных стереотипов, которая имеет существенное значение прежде всего для формирования каждого из нас как экспертов в той сфере, в которой мы работаем».

 «В любом случае, возможности есть: закрываются одни двери, открываются другие. В кризис кто-то теряет деньги, кто-то наоборот зарабатывает», –говорила руководитель научных проектов грантовых фондов РНФ и РФФИ Людмила Якимова (она присоединилась к конференции онлайн) и советовала молодым ученым не бояться заявлять о себе: отправлять свои научных труды для публикации в различные издания, подавать заявки на гранты, взаимодействовать с учеными из разных стран мира, чтобы быть в курсе всего того, что происходит в твоей отрасли. «У Российского научного фонда всегда обновляются гранты, если уходят какие-то программы – появляются новые. Сейчас закрылись практически все контракты с европейскими университетами, но остались программы с Китаем, появились с Белоруссией. Я уверена, что в следующем году грантов станет еще больше, начнется сотрудничество, например, с Казахстаном».

Валерий Летяев напомнил, что  журнал «Россия и мир: научный диалог» как раз создан для молодых ученых, он принимает к рассмотрению материалы (собственно научные и дискуссионные статьи, обзоры, рецензии) на русском и английском языках от российских и зарубежных авторов (подробнее на сайте журнала www.russia-world.ru/jour). А Марина Джаши заметила: «Мы живем в мире развитых технологий и цифровизации, до любого человека можно дотронуться, войти с ним в контакт», поэтому ученым не стоит бояться заявлять о себе, наоборот это надо делать – искать способы популяризации своих исследований.

Вторая панельная дискуссия была посвящена теме «Бизнес и наука: опыт внедрения научных исследований в бизнес-практику». Участвующие в ней эксперты постарались обозначить перспективные направления для взаимодействия ученых и предпринимателей, сформулировать рекомендации для повышения эффективности коммуникации науки и бизнеса. А Юлия Иванова – специалист по стратегическому и финансовому консалтингу, основатель компании x10strategy, и Дмитрий Кривошеев – сооснователь и руководитель образовательных проектов Genotek показали на реальных примерах практическую ценность научных исследований и возможность их применения в построении бизнеса.

Евгения в свою очередь высказала очень правильную мысль: «Бизнес хотел бы получить готового ученого, который умеет себя презентовать, либо он уже «опыляется» внутри компании», но развивать внутренние инструменты и программы для этого не готов». И подчеркнула, что «Задача нашей конференции – найти решение, чтобы ученые могли безболезненно и комфортно, уже так скажем «готовым продуктом» войти в бизнес. Чтобы и бизнесу было легче, и ученому. Поэтому мы хотим создать некое третье место – объединение, которое готово помочь развиться людям науки в креативном плане».Далее разговор перешел в русло обсуждения проблемы «В какой форме это научное сообщество было бы пригодно бизнесу»?Интересную идею высказала основатель образовательно-просветительского проекта Анастасия Иконникова: «Когда я училась в Стэнфорде, меня поначалу удивило, что они называют себя предпринимательским вузом. Они прямо так и пишут: entrepreneurial university. И говорят, что где бы вы не учились: на арте, в точных науках, менеджменте (абсолютно везде), – наша задача – сложить у вас предпринимательское (новаторское) мышление. Как это формируется? Вне зависимости, какой специальности вы обучаетесь, у вас в программах будет встречаться ряд предметов, которые не совсем очевидны: стратегическое мышление, дизайн мышления, там даже есть такой прекрасный предмет «Как получать инновационные инсайты». В результате из Стэнфорда выходят специалисты, «обладающие определенными навыками мышления, умеющие работать с научной информацией так, чтобы доносить ее до инвесторов, создавать из этого бизнес, легко коммуницировать ее в комньюнити и т.д.», – Анастасия предложила в России тоже начать формировать у молодых ученых новаторское мышление.

Оксана Набок – эксперт по управлению изменениями и организационному развитию, HR практик с 27-летним опытом, поддержала Анастасию: «Очень интересная история, которая рождает бизнес и науку, – это инновации. Ваше сообщество оно, кончено, уникально. Его задача – стыковать и собирать людей из бизнеса и науки. То есть находить людей бизнеса, которые занимаются наукой, таких, как мы, и помогать молодым ученым больше вовлекаться в практическую деятельность, развивать свое мышление». «Мы сейчас понимаем, что методологии, которые были созданы раньше, они использовались в другом мире, в другую эпоху. Сейчас эпоха настолько поменялась, она такая интересная, что изменения должны произойти во всем». Эксперт подтвердила, что сейчас бизнес открыт инновациям и пилотам. И у молодых ученых появилось много возможностей проявить себя. И тут большое значение должно играть качество образования, которое дается в наших ВУЗах. Его обязательно нужно пересмотреть и привлечь к составлению программ людей не только из мира науки, а HR-специалистов, бизнесменов, психологов, бизнес-тренеров: «Образование может быть интересной площадкой, в рамках которой наш новый клуб может встречаться.

Когда вузы привлекают практиков и предлагают создать совместную программу – представляете, какое прекрасное творчество возникает! Практики смотрят на образовательную программу с точки зрения «что полезного студенты приобретут в результате своего обучения». А ученые дают практикам системность мышления, помогают оформить все в методологию. В результате практики вынуждены кристаллизировать свой опыт, лучше «копаться» в своей теме, анализировать все, что было создано в этой сфере раньше и вытаскивать оттуда все, что будет применимо в современных реалиях, видоизменять, если необходимо…Когда такое сотрудничество появляется – науки и практиков – рождаются очень интересные инновационные решения».

Анастасия Иконникова поддержала выступающих, напомнив про Дягилева, который был одним из самых известных меценатов, но по сути – неудавшимся композитором. Он стал первым арт-куратором, по сути создал эту профессию. Он говорил: «Я стал делать из искусства продукты». Вот на Западе эта мысль всем совершенно понятна. То есть продукт – это то, что я могу подержать в руках, потрогать, провзаимодейстовать с ним, и соответственно, заработать, потому что так или иначе миром правят деньги. Дягилев понимал, что сначала надо раскачать, построить индустрию. А выставка – это уже продукт». «Поэтому когда мы говорим про ученых, я бы советовала им преподносить свои исследования с точки зрения продукта, его пользы».

Юлия Рузанкина – Ph.D международной докторской программы в науки KU Leuven и Università Cattolica del Sacro Cuore – вышла на связь с выступающими онлайн. Она рассказала, как происходит коммуникация между наукой и бизнесом в Италии и Бельгии.

В результате продолжительных дискуссий эксперты выработали некоторые рекомендации для молодых ученых:

–  не бояться заявлять о себе: отправлять свои научных труды для публикации в иностранные и российские издания, выступать на всевозможных конференциях,
– следить за грантами и подавать заявки на гранты;

– развивать свой собственный бренд и прилагать к этому большие усилия: иначе как мир узнает о вас и ваших разработках;

– взаимодействовать с учеными из разных стран мира, чтобы быть в курсе всего того, что происходит в твоей отрасли;

– учиться мыслить нестандартно, опираться на сильные стороны своего характера и работать со слабыми;

– почаще говорить о своих неудачах, учиться управлять ими, не бояться поражений и всегда двигаться вперед;

– не бояться просить помощи у других и смело предлагать свои идеи бизнесу.

Практикум для молодых ученых по развитию навыков soft skills

Бонусом для собравшихся на конференции стали два мастер-класса. Первый был посвящен развитию личного бренда молодых ученых. Его провела CEO медицинской онлайн-школы DocstarClub, имеющая 100 успешных кейсов создания личного бренда медицинского работника, Александра Демкина. Лектор говорила о том, как важно не обесценивать свои результаты, о факторах, влияющих на бренд ученого, о необходимости знать лидеров мнений в своей специализации; давала практические советы по развитию своих соцсетей и презентации себя в них.

Второй мастер-класс был посвящен умению выступать на публике.

Ведущий тренер бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» Юлия Глазкова показала участникам конференции пять простых упражнений, чтобы добиться успехов на этом поприще. Эксперт говорила, как важно разговаривать с аудиторией на понятном ей языке, о том, почему важны смысловые паузы в публичном выступлении, почему нужно приводить примеры и кейсы, показывать фотографии и графики и начинать свой рассказ с самого начала – почему вы пришли к этому решению, что поспособствовало, какие проблемы решали в процессе. Участники конференции с удовольствием послушали не только дискуссии специалистов, но и поучаствовали в двух мастер-классах, убедив организаторов, что надо чаще встречаться.
Организаторы и участники составили протокол с итогами конференции и практическими решениями, направленными на популяризацию и поддержку ученых и их исследований. Данный документ направлен во все заинтересованные органы власти, общественные организации и учреждения.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: