Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

АСИ: Очереди из фондов и истории о том, что всё не зря: как сейчас работают социальные медиа

5024
Читать: 7 мин.

АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ. 25.10.2024. К кому сегодня НКО могут обратиться за информационной поддержкой, что не стоит делать во время общения с журналистами и что помогает СМИ держаться на плаву? АСИ подводит итоги экспертной сессии медиа НКО-сектора, состоявшейся на конференции «Медиа/НКО}профи».

Какие социальные медиа поддерживают сектор

Поводы о благотворительности и некоммерческом секторе так или иначе попадают в инфополе разных СМИ — и крупных федеральных агентств, и небольших региональных изданий. Но есть социальные медиа, специализирующиеся на поддержке именно некоммерческих инициатив. Приводим краткий обзор.

Радиопрограмма «Адреса милосердия». Это первая программа о благотворительности, появившаяся в федеральном радиоэфире. Программе 24 года, она выходит раз в неделю на радио «Маяк». Все эти годы ее авторы соблюдают одну политику — любят НКО и хотят передать эту любовь слушателям. В программах рассказывают о социальных проблемах и тех, кто помогает их решить.

Портал «Такие дела». 10 лет назад это медиа появилось при фонде «Нужна помощь» (признан Минюстом РФ иноагентом), чтобы помогать поддерживать работу российских НКО и писать фандрайзинговые тексты. Главная и неизменная ценность издания — человеческая жизнь. Со временем повестка портала расширилась и теперь охватывает весь спектр социальных проблем страны. Два года назад «Такие дела» отделились от фонда, но все так же информационно поддерживают работу некоммерческих организаций.

Медиапроект «Журнал о благотворительности». Это проект фонда «Культура благотворительности» и в какой-то мере преемник журнала «Филантроп». «Филантроп» выпускал благотворительный фонд «КАФ», признанный впоследствии иностранным агентом и закрытый. «Журнал о благотворительности» работает для НКО и поддерживает и крупные, и маленькие организации. Там тоже выходят фандрайзинговые тексты, призванные помочь сборам на платформе «Благо.ру».

Журнал и портал «Бизнес и общество». Журналу исполняется 25 лет. Это издание одновременно для НКО и для социально ответственного бизнеса. Его цель во многом — помочь им узнать друг о друге и подружиться. Там публикуются новости и материалы о практиках социального партнерства. А еще на портале работает ресурсный центр по КСО, в котором бизнес может найти проекты НКО, а НКО — компании, которые поддерживают то или иное направление.

Агентство социальной информации. 24 октября агентству исполнилось 30 лет. Все это время АСИ специализируется на освещении гражданских инициатив и работы некоммерческого сектора. АСИ старается информировать как представителей самого сектора, так и массового читателя о том, кто, как и зачем работает в НКО. АСИ тоже публикует истории людей, которым помогли, специалистов, которые помогают (например, серия «Один день с НКО»), и просветительские материалы о благотворительности и социальных темах (например, серии «Мифы о благотворительности» и «Простые вопросы»).

Особенности работы профильных СМИ

Александр Ветров, теле- и радиоведущий, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, ведущий радиопрограммы «Адреса милосердия», замечает: на сегодня к ним уже стоит очередь из 18 благотворительных фондов, о которых они собираются рассказать в программе.

Ольга Павлова, главный редактор «Журнала о благотворительности», тоже отмечает, что небольшим редакциям не всегда удается справиться с потоком поводов, приходящих от НКО. Тем не менее сфера благотворительности остается относительно безопасной для СМИ и, по мнению Павловой, НКО и СМИ нужны друг другу. НКО в этом сотрудничестве получаются носителями знаний и человеческих историй, которые нужны журналистам.

Не все профильные СМИ работают с пресс-релизами от НКО. Портал «Такие дела», например, фокусируется на больших историях о человеке, которому, в частности, помогают некоммерческие организации. Ранее портал работал с НКО через команду фонда «Нужна помощь», теперь алгоритмы взаимодействия перестраиваются, рассказывает Инна Кравченко, заместитель главного редактора портала «Такие дела». Сейчас НКО могут поделиться историями, кейсами и идеями для материала напрямую с редакцией. Писать нужно на адрес nkotd@takiedela.ru.

По мнению Кравченко, в социальной журналистике осталось два работающих варианта: старые добрые человеческие истории и журналистика решений, то есть тексты с историями социальных изменений, которые делают люди и НКО.

«Мы все, здесь находящиеся, относимся к таким историям как к чему-то само собой разумеющемуся, но на самом деле людям за пределами нашего круга это бывает удивительно. Они говорят: ”Ну ничего себе! Как люди, оказывается, бывают способны быть движимыми какими-то идеями, вовлекать в свою работу большое количество других и ничего за это не получать, кроме смысла жизни”», — говорит Инна.

Татьяна Бачинская, главный редактор портала и журнала «Бизнес и общество», тоже говорит, что временами СМИ хочется отойти от пресс-релизов, в которых рассказывают, кто кого поддержал.

Вместо этого есть запрос на истории о том, почему компании или конкретному человеку захотелось поддержать именно эту инициативу, как они ее выбрали и что за всем этим стояло.

Агентство социальной информации все-таки работает с пресс-релизами от НКО, рассказывает Екатерина Васильева, главред АСИ. Новости — большая часть ленты агентства, но, кроме того, пресс-релизы служат точкой входа для новых некоммерческих организаций. По опыту АСИ, формат новости понятнее НКО при первом взаимодействии со СМИ. Прислать новость в АСИ можно через специальную кнопку на сайте.

А должны ли НКО быть медиа

Тема взаимодействия НКО и СМИ не исчезает из профильной повестки. АСИ ежегодно проводит вебинары с участием главного редактора, чтобы рассказывать некоммерческим организациям, как начать сотрудничество с журналистами и какие именно тексты могут попасть на ленты средств массовой информации. Но из года в год встает вопрос: а должны ли НКО, фокусирующиеся на решении социальных проблем, разбираться в журналистике и заниматься пиаром?

Вопрос остается открытым. С одной стороны, говорит Александр Ветров, некоторые НКО научились создавать контент, не уступающий по охвату каким-нибудь федеральным СМИ. Многие из них становятся маленькими медиа.

С другой, бывают ситуации, когда представитель НКО приходит на запись программы, условно достает толстую папку и начинает читать большой отчет о деятельности своей организации. В большинстве случаев это будет неинтересно, даже если сам человек и его организация делают хорошее, благое дело. Здесь сложность в том, что в НКО не всегда понимают особенностей работы СМИ.

Александр Ветров вспоминает: как-то раз он работал над выпуском с одним благотворительным фондом и во время подготовки представитель фонда перестал отвечать. Дело было в пятницу.

Потом выяснилось, что человек не вел рабочие коммуникации по выходным, но для Ветрова это были последние дни перед самой записью программы.

В этих случаях, по его словам, в фонде должны четко обозначить дни и время, когда могут вести коммуникацию, потому что часто сотрудники СМИ работают и по выходным.

По словам Екатерины Васильевой, еще НКО не всегда понимают, что СМИ с ними на одной стороне: обеим сторонам важно, чтобы текст прочитали как можно больше людей.

«Это бывает сложно объяснить, и это проблема хорошего пиара или даже просто человека, который ведет коммуникации с журналистами от НКО. Иногда ведь достаточно написать хорошее письмо. В АСИ часто приходят письма только с прикрепленным файлом, спасибо, если есть ”добрый день”, или с припиской ”нам для гранта нужна публикация”», — поясняет Екатерина Васильева.

Как СМИ считают социальный эффект

Раньше эффект от журналистских текстов измерялся количеством просмотров и привлеченными средствами, говорит Инна Кравченко. Теперь «счетчики сломались», часть социальных сетей, приносивших охваты, заблокированы, и в «Таких делах» целенаправленно стали просить НКО, о которых пишут, отслеживать ситуацию после публикации: не только денежные поступления, но и разную обратную связь. Не все откликаются, но на самом деле для СМИ это очень важно.

Однажды, например, на портале вышел фандрайзинговый текст о Покровской общине и одном из ее благополучателей — мужчине с тяжелой судьбой, которому община искала жилье. Через год после текста в редакцию прислали письмо, в котором рассказали, что благодаря публикации мужчина нашел свою семью, которую потерял 20 лет назад.

Иногда тексты просто помогают закрыть денежные сборы: так было с текстом АСИ о сборе на помощь лабораторным крысам. Вскоре после публикации, в которой рассказывалось о проекте, сбор был досрочно закрыт.

Журналисты и редакторы часто не замечают своей пользы, говорит Татьяна Бачинская, потому что сидят в своем пузыре: пишут и редактируют тексты. Но когда подобные истории все-таки добираются до них, все понимают, что всё не зря.

Автор Евгения Федорова·

Фото Вадима Кантора / Агентство социальной информации

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: