Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Заповедные территории: глобальные вызовы для планеты, бизнеса и общества

398
Читать: 5 мин.

 15 октября в рамках IX Слета Друзей заповедных островов в Перми прошел международный форум «Бизнес на благо природы». Мероприятие состоялось по инициативе фонда «Заповедное посольство» и МКУ «Горзеленстрой».

Представители социально ответственного бизнеса, особо охраняемых природных территорий, некоммерческих организаций, общественных движений, органов власти встретились, чтобы обсудить взаимовыгодное сотрудничество на заповедных территориях. Помимо российских участников, к дискуссиям присоединились эксперты из Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Узбекистана.   

Форум открылся пленарной сессией «Заповедные территории – глобальные вызовы и общественная поддержка».

Руководитель проектного офиса федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экотуризма» нацпроекта «Экология» Людмила Поплавская в своем выступлении рассказала, в частности, о возможностях сотрудничества с бизнесом и о новых задачах на 2025-2030 год. Она подчеркнула, что каждая компания может стать партнёром Министерства природных ресурсов, за прошедшие 6 лет таким образом бизнес-компании поддержали проект на 800 млн рублей.

Наталья Данилина – Президент фонда «Заповедное посольство», директор экоцентра «Заповедники», подчеркнула необходимость общественной поддержки и важность экопросвещения. «Я убеждена: экологическое просвещение, информирование населения, популяризация заповедных территорий — это тот локомотив, который движет заповедную систему и федеральную, и региональную», – подчеркнула Наталья Данилина. По еë мнению, для формирования общественной поддержки важно укреплять сообщества. В мире существуют разнообразные ассоциации, клубы друзей природных территорий, участники которых обмениваются опытом работы.

Не менее важно сотрудничество ООПТ с местными сообществами. Имея дружеское, партнерское окружение, по мнению Натальи Данилиной, сохранять природу значительно легче. Другой важный круг общественной поддержки природных территорий – волонтеры. Работа с ними имеет огромный потенциал для развития ООПТ и понимания значимости природного и культурного наследия. В контексте корпоративного волонтерства, бизнес-компании достигают внутренних целей и демонстрируют экологическую ответственность.

Во время пленарной сессии впервые обнародовали результаты социологического исследования «ООПТ в медиапространстве Российской Федерации», проведенного фондом «Заповедное посольство» и экоцентром «Заповедники» при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках проекта исследовалась представленность ООПТ России в российском медиапространстве с использованием больших данных.

Было выбрано 50 ООПТ, имеющих различные статусы и категории, из разных регионов. Проанализировано около 3 млн. сообщений в разных типах социальных медиа – от форумов до мессенджеров. Рассматривались не только основные сообщения, но и комментарии к ним, что позволило увидеть, в каком ключе обсуждают ООПТ. Отличие исследований на основе больших данных в том, что оно не ограничено географически, – сообщения могут быть отправлены из любой точки. Кроме того, тематики обсуждения выявляются из самих данных, а не определяются заранее. В исследовании предоставляется возможность определить эмоциональную окраску, названия организаций и локации.

Интересны выводы исследования: тема экологического просвещения воспринимается в обществе в позитивном ключе, тональность сообщений, посвященных ООПТ, в основном нейтральная. В обсуждениях превалирует тема туризма – это 75% сообщений. Анализ может показать потенциал к направлению развития некоторых территорий – так, к примеру, Приэльбрусье наиболее упоминаемая географическая точка, но, как правило, это слово звучит не в контексте национального парка, а в контексте одноимённого туристического, горнолыжного региона. Значит, есть потенциал для просветительской активности, продвижения именно заповедной территории.  Анализ также позволяет оценить, какие вопросы возникают у туристов, оценить эффективность и точность коммуникаций. Стоит отметить, что работа с большими данными нуждается в постоянном взаимодействии экспертов по заповедному делу или экотуризму с IT-специалистами, осуществляющими поиск и отбор информации.

На пленарной сессии Дмитрий Полшведкин, заместитель министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, представил возможные форматы сотрудничества бизнес-компаний и заповедных территорий в рамках новой стратегии развития ООПТ региона.  Основа стратегии – создание эффективной репрезентативной системы ООПТ, совершенствование правового регулирования, оптимизация системы управления, комплексный мониторинг и совершенствование охраны, развитие экотуризма, оптимизация хозяйственной деятельности, повышение экологической ответственности. Среди основных вызовов Дмитрий Полшведкин перечислил: восприятие ООПТ как фактора, сдерживающего экономическое развитие, социальные конфликты, недостаточно эффективное управление ООПТ, стихийное развитие массового туризма на природных территориях, приводящее к значительной деградации. Для упорядочивания туризма на ООПТ, по его мнению, необходима разработка и оценка допустимой рекреационной нагрузки на таких территориях, создание экскурсионных троп и экологических маршрутов должно проводиться на основе подобного анализа.

Об успешном опыте работы с местными сообществами рассказала Фарида Балбакова, директор природоохранной организации ОО «Глобальное и локальное информационное партнерство» из Кыргызстана. Там проблему браконьерства решали через экопросвещение и альтернативные виды деятельности, такие как развитие экологического туризма и фотоохоты: «Местные жители поняли, что сохранение биоразнообразия без их участия невозможно, и так пришел успех. Мы действовали не методом запрета, а активно вовлекали местное население в развитие экотуризма. Это включало в себя как производство войлочных изделий и экологически чистой молочной продукции и сыров, так и участие в местном экотеатре и в организации услуг для туристов. Мы обучили местных жителей встречать гостей и получать стабильный доход. Сейчас одного туриста обеспечивает несколько человек – один сопровождает, другой предоставляет лошадь в аренду, третий катает, четвертый обеспечивает сувенирами, пятый показывает экологический театр и т.д.», – подчеркнула Фарида Балбакова.

В финале пленарной сессии выступила Елена Книжникова, Председатель Движения «Друзья заповедных островов». Она рассказала, что движение Друзей заповедных островов было создано в 2000 году командой фонда «Заповедное посольство» и сегодня насчитывает уже свыше 1 млн участников – детей и молодежи. 500 клубов «Друзей заповедных островов» открылись по всей стране. Организация провела около 100 000 мероприятий на ООПТ РФ. Участники клуба изучают, как работают заповедные территории, создают и проводят заповедные уроки, занимаются исследовательской деятельностью. Команды клубов развивают добровольчество через творчество и искусство, спорт и ЗОЖ, медиа и IT-технологии, науку и инновации, предпринимательство и туризм и реализуют совместные социально значимые проекты на природных территориях.

Фото фонда «Заповедное посольство»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: